10
Тема урока: Письмо
Цели: 1. Познакомить с жанром письма, историей его возникновения.
2. Формировать умение определять,к какому стилю относится текст, и умение использовать обращение в письме.
3. Формировать умение определять компоненты письма и составлять тексты писем.
4. Развивать внимание, коммуникативные компетенции,
5. Воспитывать культуру речи.
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнемся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. На столе у вас лежат смайлы. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
Тему нашего урока вы узнаете, отгадав загадку
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.
Сегодня на уроке мы будем говорить о письме.
1 СЛАЙД
Сообщение темы и формулировка целей урока
Тема нашего урока «Письмо». Попробуйте сформулировать цели урока. Что мы узнаем? Чему будем учиться? (Сегодня на уроке вы узнаете о самых дальних родственниках письма, а также мы будем учиться составлять тексты писем.)
2 СЛАЙД
Актуализация знаний
Скажите, пожалуйста, а для чего люди пишут письма? (Сообщить что-либо, поздравить, поделиться чувствами и т.д.)
3 СЛАЙД
Знакомство с новым материалом
Давным-давно люди не знали букв, не знали, что слова можно записывать. Пока они жили семьями и большими племенами, всё было хорошо – то, что нужно, можно было сказать словами. Но вот племена становились все больше, и вот появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения.
Например, где лучше охотится, где живут враждебные племена, сообщить о нападении врагов. На словах передавать становилось всё труднее – ведь трудно было быстро обойти всех. Привычное для нас письмо появилось совсем недавно – несколько тысячелетий назад. Первыми же шагами к современному письму было использование предметов. До наших дней даже дошла такая легенда.
Когда-то в давние времена персидский царь Дарий хотел стать властелином всего мира. Ему покорялись города и царства. Но не мог он победить свободолюбивые племена скифов, живущих в бескрайних степях. Он поджигал степь, засыпал песком колодцы, но всё было напрасно.
Однажды к Дарию прибыли послы от скифов и принесли ему «письмо». Они поставили перед ним корзину, в которой были птица, мышь, лягушка и стрелы. И обрадованный царь так разгадал смысл письма: «Мышь живет в земле, лягушка – в воде, птица – подобно лошади, а стрелы – это военная храбрость. Таким образом, скифы отдают ему свою воду и землю, а также военную храбрость».
Однако военачальник персов растолковал письмо по-другому: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или, подобно мышам, не скроетесь в землю, или, подобно лягушкам, не ускачите в озёра, то вернётесь назад и падёте под ударами наших стрел».
Сообщение Вики Кондаковой
Такой способ сообщений был не очень удобным, потому что понять письмо можно было по-разному. Проходили года, века, эпохи.
4 СЛАЙД
И вот люди придумали делать небольшие рисунки на камне или на деревяшке и передавать другим. А на рисунках изображать то, что нужно сообщить. Скажем, рядом нарисован маленький медведь, стрелка и три палочки. Это значит: в трех днях пути водятся медведи.
Но постепенно пользоваться такими рисунками становилось всё труднее. Ведь так можно нарисовать только очень простые сообщения. Да не у всех получались ясные и понятные рисунки: у какого-нибудь неумелого рисовальщика медведь выходил похожим на сову, а человек на лягушку. Вот и разберись, что он хотел сказать! Люди постепенно стали делать рисунки простыми, чтобы каждый мог их нарисовать. Так появились ИЕРОГЛИФЫ.
Вот, например, иероглифы американских индейцев племени майя.
А вот иероглифы Древнего Египта.
Египтяне писали красными и чёрными чернилами, в которые окунали острую палочку. Вместо бумаги они использовали папирус – листья растения, которого в Египте было очень много.
А вот в Древнем Вавилоне папируса не было. Зато было очень много глины, и из нее начали делать специальные таблички для письма. Пока глина была сырой и мягкой, на ней острой палочкой можно было легко выдавливать надписи.
На привычной нам бумаги первыми стали писать в Китае. Бумагу в Китае научились делать очень давно, раньше, чем в других странах. Техника её изготовления долго держалась в строжайшем секрете.
Только в XII веке бумага впервые появилась в Европе, а на Руси – в XIV веке. На чем же писали наши предки до этого?
В 1956 году в Новгороде были найдены письма, написанные 500 лет назад на … простой бересте. Учёные называли их берестяными грамотами.
Физминутка
Давайте на минуту представим, что мы люди из первобытного племени, которые могут общаться только с помощью мимики и жестов.
Как мы объясним своим соплеменникам, что увидели мамонта? … А зайца? … А динозавра?
А как мы поделимся со своими соплеменниками хорошим настроением?
Ну, вот с таким хорошим настроением продолжаем наш урок. Продолжаем знакомиться с письмом.
А история письма трудна, интересна и загадочна. Кто-то получает письма по почте, однако бывают и другие способы получения письма.
Анализ текста (5, 6 СЛАЙДЫ)
Пришло письмишко мне,
Гляжу – из лагеря, от Мишки.
«Здесь чудный лук, и я лижу…»
Написано в письмишке.
Лук? Лижет? Что за чудеса!
Наверно, шутит плут.
Читаю дальше: «Здесь много солнца и лиса,
Красивый большой прут».
И что такое он плетёт?
Не разберусь, хоть тресни.
«Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни.
Вчера в лесу нашел я грип и очень был
доволен…»
Нет, нет, не шутит он!
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо полечить,
Заставить правила учить.
Задание. Прочитайте текст. Найди слова, в которых допущены ошибки. Определи тип орфограммы, подбери проверочное слово.
Какая «серьезная болезнь» у Миши? В чем ее опасность?
Приходилось ли тебе встречаться с подобным «Мишкиным письмом»?
Слайды 6, 7
Задание 1
Адресат – это тот человек, который_____________________________________________
___________________________________________________________________________
Адресант – это тот человек, который____________________________________________
____________________________________________________________________________
Адресат – это тот человек, который получает письмо.
Адресант – это тот человек, который отправляет письмо.
Письмо. Его характеристика.
Чтение учебника, с. 88
Зачем люди пишут письма?
(Сообщить что-либо, поздравить, поделиться чувствами и т.д.)
Постановка проблемы. Компоненты письма (СЛАЙД 8)
Ребята, на имя вашего класса пришло письмо. Давайте прочитаем. Но что случилось? Помогите, пожалуйста, его восстановить!
КОМПОНЕНТЫ ПИСЬМА
НАЧАЛО
(Дата, место, форма обращения к адресату)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
(Деловая или сугубо личная информация: просьбы, предложения, пожелания; приветы родным, знакомым)
КОНЕЦ
(Пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале)
Анализ текста – письма (СЛАЙД 9) (карточка)
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю.
Будьте здоровы, любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честные и сильные!
(Из письма М. Горького)
Выразительно прочитай письмо М. Горького.
Обозначь в письме обращения. Какими знаками они выделены?
К какому стилю речи относится письмо? Как вы это определили?
Какие типы предложений использует писатель?
С какой целью он это делает?
Проверка (СЛАЙД 10)
Дорогие дети!
От души желаю Вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честные и сильные.
(Из письма М. Горького)
Стиль – художественный
Знаки препинания – восклицательный знак, запятые.
Предложения по цели высказывания побудительные, по интонации восклицательные.
Самостоятельная работа с последующей проверкой (СЛАЙД 11, 12)
Задание 2
Дорогие ребята!
Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных.
Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми ,
____________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Проверка
Трусливый – смелый
Жадный – щедрый
Ленивый – трудолюбивый
Слабый – сильный
Глупый – умный
Лживый – правдивый
Безвольный - волевой
Словарная работа
Встречаясь, люди желали один другому самого главного – здоровья. Так и говорили, приветствуя друг друга: «Здравствуйте!» То есть «будьте здоровы!» А по-военному получалось четкое: «Здравия желаю!» И самое громкое пожелание успеха процветания пишется всегда с восклицательным знаком «Да здравствует!»
(Л. Яхнин)
Придумайте предложение со словом «здравствуйте», включите в него обращение.
Запись в тетрадь: здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю. (СЛАЙД 13)
При написании письма используйте, пожалуйста, эти вежливые слова.
Заполни клише (СЛАЙДЫ 14)
Задание 3
18 апреля 2008 г.
Санкт-Петербург
……………………………………………………….., Иван Иванович!
………………………………………, что Вы нашли время ответить на мое письмо.
…………………………………….., что долго не было от меня ответа; было не так-то просто собраться с мыслями.
…………………………………….., давайте условимся, что вы не будете на меня сердиты.
Крепко жму руку.
Слова для справок: здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.
Проверка (СЛАЙД 15)
Обобщение
Невозможно представить нашу жизнь без письма. Письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, хотя порой и живут далеко друг от друга.
Письма многих писателей, ученых, художников, собранные в специальные книги, помогают лучше узнать, как они жили, как создавали свои произведения, о чем думали, что их волновало.
Игра «Отгадай адресанта»
А теперь внимание! Предлагаю вам игру «Отгадай адресанта» (Учитель читает отрывки из произведений, в которых использованы тексты писем. Учащиеся должны назвать героя – отправителя, произведение и автора)
Первое письмо
«Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили…
Мама и папа, я без вас скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете… А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаз вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растет – чистая, шелковистая!..
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать… Так что вы за меня не переживайте…»
(Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)
Второе письмо.
«Милый дедушка Константин Макарыч! Пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня остался… Христом богом тебя молю, возьми меня отсюда. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу…
Остаюсь твой внук, милый дедушка, приезжай».
(А.П. Чехов «Ванька»)
Третье письмо
«Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
Но злобные сестрицы
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Итоги урока (СЛАЙД 16)
(Узнали, из каких компонентов состоит письмо, как правильно оно оформляется)
За долгие годы письмо проделало немалый путь. Но свое предназначение соединять людей, сокращать разлуку, служить людям – письмо будет выполнять ещё долгие годы.
Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит.
Пролетит,
Проплывет
Тысячи вёрст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.
Пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым. И употребляйте в них только волшебные слова, которые действуют не на разум, а через разум на чувства человека.
Домашнее задание: Упр.215
РЕФЛЕКСИЯ
- Урок подошел к концу. Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению по окончании урока.