|  I. Организационный момент  II. Актуализация знаний  1. Орфографическая минутка 
 |  — Отгадайте загадку, напишите отгадку.    Круглое, румяное,    Я расту на ветке.    Любят меня взрослые    И маленькие детки.    — Какая орфограмма в слове?  
  — Напишите слова, которые отвечают на вопрос какое?.  
  
  — Отгадайте еще одну загадку.   Фырчит, рычит,    Ветки ломает,    Пыль поднимает,    Тебя с ног сбивает.    Слышишь его,   Да не видишь его.    — Ветер какой?    — Для чего нужны слова, которые отвечают на вопросы какой ? какая?.    
  2. Предупредительный диктант  
 
 | 
 
 
 
 Яблоко.   Безударная гласная О, которую нужно запомнить.   Яблоко (какое?) спелое, кислое, наливное.   
 
 
 
 
 
 (Ветер.)   Холодный, ласковый, морской.   Они уточняют, описывают предметы. | осмысление необходимости бережного отношения к учебной литературе принимать и сохранять цель и учебную задачу; 
 | 
  |  III. Самоопределение к деятельности 
 |  — Какое сейчас время года?    — Скажите, осень какая?    — Бывает осень еще и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота?    
  
  
  
  — Нравится ли вам золотая осень? Почему?    — Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.  — Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.    (Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки.)  Лес, точно терем расписной,  Лиловый, золотой, багряный,  Веселой, пестрою стеной  Стоит над светлою поляной.  Березы желтою резьбой  Блестят в лазури голубой,  Как вышки, елочки темнеют,  А между кленами синеют  То там, то здесь в листве сквозной  Просветы в небо, что оконца.    Лес пахнет дубом и сосной,  За лето высох он от солнца,  И Осень тихою вдовой  Вступает в пестрый терем свой...  — Что вы представили, когда слушали стихи?   — Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе. | Осень.   Холодная, дождливая.   
 Нет. Ее так называют по цвету листвы, которая становится желтой, красной. 
  Ответы детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ответы детей. | высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; 
 | 
  |  V. Работа по теме урока Упр. 47 (с. 39). 
 |  — Прочитайте задание.  ~ Что нам поможет написать сочинение об осени?    
  — Что такое репродукция?      
 Работа по картине "Золотая осень" - под таким названием широко известна картина прекрасного русского живописца: И. С. Остроухова. · Ваши впечатления от представленных картин?
 · Описывать нам предстоит картину И. С. Остроухова. В чем ее своеобразие?
 · Какие краски здесь преобладают?
 4. Рассказ о художнике.
 
   Илья Семенович Остроухов родился в Москве. Еще в детстве проявился его интерес к родной природе, но тогда он был направлен в другое русло – в занятия естественными науками. Увлечение живописью родилось позднее, когда юноша познакомился с семьей известного промышленника и мецената С. И. Мамонтова и начал принимать активное участие в деятельности Абрамцевского кружка, куда входили такие мастера, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие.
 Свой путь в живописи Остроухов начал самостоятельно, пользуясь советами И. И. Шишкина и И. Е. Репина (в 1881-1882 г.г. посещал воскресные рисовальные вечера в доме Репина). С 1882 по 1884 год занимался в частной мастерской известного педагога-профессора П. П. Чистякова.
 В 1886 году Остроухов стал вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В это время к нему пришел первый успех.
 Чудесные пейзажи – настроения своей свежестью напоминают картины Левитана. Удивительны его картины "Золотая осень" (1886-1887)," Первая зелень" (1887-1888), "Сиверко" (1890), "Ранняя весна" (1891".
 Увлекшись коллекционированием, он постепенно отошел от творчества, помогая П. М. Третьякову, а после его смерти Остроухов возглавил руководство Третьяковской галереей и до 1913 года являлся ее попечителем.
 Работа по картине.
 - Ребята, что стоит справой стороны в густой траве? - По высоте, какие это деревья? - Какого цвета листья? - Какие ещё цвета выделяются на деревьях? - У какого дерева оранжевые листья? - Как склонились ветки? - Посмотрите внимательно, навстречу этим веткам с золотой листвой поднимаются побеги, которые начинают желтеть. - Что такое побеги? - Ребята, что мы видим слева? - Что мы видим за тропинкой? - Обратите внимание, что у них корявые стволы и большая крона. Итак, ребята, этот пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть еще дыхание жизни. 
 5. Собирание рабочих материалов.
 ·    Что изображено на картине? Давайте охарактеризуем осень на картине Остроухова и заполним таблицу.
     | Что изображено  | Рабочие материалы  |   | Осень  | Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная, праздничная
 |   | Лес  | Сказочный, необычный, похож на сказку, таинственный, загадочный, терем
 |   | Старые клены  | Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви, золотой водопад
 |   | Молодые клены  | Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  |   | Листья на земле  | Как ковер из крупных разноцветных листьев, неповторимый узор
 |   | Тропинка  | Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана опавшими листьями
 |   | Сороки  | Среди моря осенней травы и листьев, белобокие вертихвостки с черной головой
 |   | Сплетенные деревья  | Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты светло-желтыми листьями
 |   | Небо  | Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна
 сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи
 пробиваются до самой травы
 |   | Настроение  | Радостное, праздничное, восторженное  |   - Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске: 1. Это великолепное полотно позволило мне легким касанием к миру искусства почувствовать настоящую красоту русской осени…
 2. Картина художника И.С. Остроухова стала для меня чем-то сродни самой русской природе – одновременно торжественной и грустной, прекрасной в своем великолепии и умиротворенной…
 3. Русская осень, во всей своей красоте изображенная на полотне художника И.С. Остроухова открыла для меня целый мир прекрасного пейзажного искусства…
 
 
 
  — Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение каких слов вам непонятно?  — Объясните значение слова причудливые.  - Составьте рассказ по картинке. Расскажите его соседу, выслушайте его замечания.  — Запишите рассказ.  
  
  
  
  — Кто хочет прочитать свое сочинение?   
 | 
 
 Репродукция картины И.С. Остроумова «Золотая осень» Фотография с картины Дети отвечают на вопросы учебника.   
 Необычные, чудные   
 
 Необычная, сказочная; осенний лес похож на сказку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ответы детей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Собирание рабочих материалов. Заполнение таблицы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети записывают рассказ на черновике. Слова, написание которых не знают, спрашивают у учителя.   Несколько учащихся читают свои сочинения, учитель указывает на речевые ошибки и помогает их исправить. | выполнять действия по намеченному плану 
 
 
 
 
 
 работать с информацией, представленной в разных формах 
 
 
 
 
 обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Работать самостоятельно |