kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока « Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Тип урока –  урок развития речи.

Форма урока: урок-консультация с применением ИКТ.

Цели урока:

Обучающая:  углубление представлений о жанровых особенностях  репортажа.

Развивающая:  отработка и совершенствование навыков написания сочинения в   жанре  репортажа;  совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды  репортажа.

Воспитательная:  фомирование здорового образа жизни и  повышение интереса к творческому труду,  профессии журналиста.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа.

Формы организации работы детей: групповая и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с  картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.

Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тема урока « Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Тип урока –  урок развития речи.

Форма урока: урок-консультация с применением ИКТ.

Цели урока:

Обучающая:  углубление представлений о жанровых особенностях  репортажа.

Развивающая:  отработка и совершенствование навыков написания сочинения в   жанре  репортажа;  совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды  репортажа.

Воспитательная:  фомирование здорового образа жизни и  повышение интереса к творческому труду,  профессии журналиста.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа.

Формы организации работы детей: групповая и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с  картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.

Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тема урока « Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Тип урока –  урок развития речи.

Форма урока: урок-консультация с применением ИКТ.

Цели урока:

Обучающая:  углубление представлений о жанровых особенностях  репортажа.

Развивающая:  отработка и совершенствование навыков написания сочинения в   жанре  репортажа;  совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды  репортажа.

Воспитательная:  фомирование здорового образа жизни и  повышение интереса к творческому труду,  профессии журналиста.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа.

Формы организации работы детей: групповая и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с  картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.

Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК Подготовка к сочинению в жанре репортажа»

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе

Учитель русского языка и литературы Буянова Лариса Николаевна

МКОУ Усть-Хопёрская СОШ Серафимовичского района Волгоградской области

Тема урока « Подготовка к сочинению-репортажу по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Тип урока – урок развития речи.

Форма урока: урок-консультация с применением ИКТ.

Цели урока:

Обучающая: углубление представлений о жанровых особенностях репортажа.

Развивающая: отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды репортажа.

Воспитательная: фомирование здорового образа жизни и повышение интереса к творческому труду, профессии журналиста.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сочинения-репортажа.

Формы организации работы детей: групповая и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.

Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Эпиграфы

  • «Я  убежден, что молодому писателю очень полезна работа в  газете. Это школа,  заменить которую в литературе нельзя». (К. Федин)

  • «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу  много сил, внимания и находчивости». (В. Гиляровский)


ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вступительное  слово

– Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте настроимся на урок.

Мы – умные,

Мы – дружные,

Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы отлично учимся,
Все у нас получится.

– На прошлом уроке мы познакомились  с новым для вас жанром – жанром репортажа.
Сегодня у нас урок развития речи будет связан с написанием сочинения по картине.

- Как вы думаете, в каком же жанре? (Репортажа)

- Наш урок проходит в рамках предметной недели, посвящённой теме спорта, зимним олимпийским играм в Сочи. Как вы думаете, на какую тему у нас будет сочинение? (На тему спорта)

Найдите сами в учебнике иллюстрацию картины на данную тему.

- А теперь сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Подготовка к сочинению в жанре репортажа по картине А.В. Сайкиной "Детская спортивная школа")

- Запишите тему в тетради и попробуйте сами сформулировать цели урока.

Цели урока (1. Больше узнать, углубить представления, о жанровых особенностях репортажа. 2. Совершенствовать навыки написания сочинения в жанре репортажа. 3. Формировать здоровый образ жизни и повышать интерес к творческому труду, профессии журналиста).


- Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж. Лучший репортаж победит в конкурсе, который мы сейчас и объявим. Итак, конкурс на лучший репортаж о детской спортивной школе.

Эпиграфом нашего урока являются слова   русских писателей  К.Федина  и  В. Гиляровского,  которые отмечали, что труд репортера очень важен, нужен, требует сил, внимания и  находчивости. В этом вы могли убедиться, когда писали свои мини-репортажи, выполняя домашнее задание.

II. Актуализация знаний

– А теперь давайте вспомним:

1 гр. К какому стилю относится такой жанр, как репортаж? (Репортаж – жанр публицистического  стиля)

2 гр. Какова цель репортажа?    (Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами)    

3 гр. В чем сила его воздействия? (В особой эмоциональности  автора, который прямо обращается к читателю,  к его чувствам,  разуму, говорит о том, что его волнует)

4 гр. Какие события обычно отражаются в репортаже? (Те события, которые журналист видел сам. В репортаже говорится о  динамичных событиях, которые могут быть интересны зрителям или слушателям)

Всем: Какие виды репортажа вы знаете? (Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый))

III. Проверка домашнего задания

– А сейчас проверим домашнее задание – мини – репортажи  на спортивную тему.
Так как мы с вами начинающие журналисты, то у нас, вероятно, будут ошибки. Это не страшно, мы еще только  учимся, как правильно писать репортажи.

Чтение сочинений:

  • Газетный репортаж. Каждый день миллионы людей в России получают по подписке или покупают в киосках газеты и журналы. Ребята, кто составил газетные репортажи, пожалуйста, представьте их.

  • Фоторепортаж о занятиях спортом. Перед вами газета, выполненная нашим фотокорреспондентом  Даниилом Сутуловым. Посмотрите внимательно и скажите, понравилась вам газета?  Не хочется ли чем дополнить? 

  • Видеорепортаж с урока физкультуры. Следующий вид  репортажа – видео или телерепортаж. В роли корреспондента у нас была Влада Подтёлкова, её соавтором была Юля Сутулова, которая взяла на себя роль оператора и помогла снять репортаж. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Оцените выступления наших корреспондентов, какой из репортажей  соответствует требованиям, а какой  требует доработки?
Спасибо всем за критику, за репортажи. Несмотря на недостатки, вы справились с этим нелегким заданием. Молодцы!

IV. Физкультминутка

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

V. Работа над сочинением

– Сегодня мы продолжим  работать над текстовым репортажем.  
Репортаж наш  будет о  спортивной школе.  Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими,  мужественными,  красивыми. В наше время  в  России  большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни.  В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казани буде проходить летняя  Универсиада, а в 2014 году  в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада.
Прежде,  чем приступить к сочинению, давайте познакомимся с художницей.

  1. Презентация о А.В.Сайкиной (подготовила Данилова Оля)

  2. Беседа по картине.

– Перед  вами картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».  Давайте внимательно рассмотрим картину.

  • Что на ней изображено?

(Много девочек. Они в спортивном клacce. Они гимнастки, занимаются спортом).

  • Где происходит событие? (В спортивном зале).

  • Как еще можно назвать это помещение? (Гимнастический зал).

  • Какова композиция картины? Как художница расположила своих героев на полотне? (Художница разместила девочек как бы по кругу, разбила их на несколько групп: на переднем плане в центре мы видим девочку в красном тренировочном костюме, она стоит, широко расставив ноги и положив кисти рук на бедра: позади нее, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч, а рядом девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке, а третья - на заднем плане выполняет упражнение с обручами. Все спортсменки хорошо видны.)

  • Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они приподнимаются на носочках, откинув одну руку назад, а другую - с обручем- вытянули вперед. Их легкие стройные фигурки в порывистом движении. Кажется, они вот-вот взлетят ввысь.)

  • А что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее позу и действия. (Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Она вытянулась, расправила плечи, широко, красиво распахнула руки и устремилась вперед: Показывая движения, тренер внимательно смотрит на гимнасток. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам.).

  • Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке. (Ближе к нам девочка в черном трико, с красными бантами, сидит нагнувшись, опираясь руками на колени, ее лица не видно, вероятно, она наблюдает за гимнастками с обручами, любуется ими; ее подруга в белом костюме, с синими бантиками, закинув ногу на ногу, повернулась к ней, словно хочет что-то сказать. Мы хорошо видим ее красивое лицо с пухлыми губами и большими глазами под темными бровями. Девочка в желтом костюме немного откинулась назад, опираясь руками на скамейку. Мы видим только ее светлые шелковистые волосы, затянутые резинкой в «хвостик». А рядом с ней сидит молодая женщина. Она выделяется позой, строгой прической, сосредоточенным выражением лица. На верное, эта женщина - помощник тренера. Она внимательно наблюдает за гимнасткой с обручем в центре зала, которая повернулась к ней лицом. Возможно, они о чем-то говорят).

  • Какой момент занятий отразила художница? (Занятие в самом разгаре. Девочки активно тренируются, разминаются, отрабатывают отдельные движения, работают с обручами, а некоторые из них после напряженной тренировки отдыхают на скамейке. А мне кажется, что девочки пришли немного раньше и ждут начала занятий.)

  • Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением, стараются правильно и четко выполнять упражнения. Особенно хорошо это видно на примере девочек с-обручами.)

  • Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Гимнастка демонстрирует удовольствие от занятий спортом и скрывает тяжелый труд тренировок. Она настоящая спортсменка.)

  • Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (В основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, пурпурный, белый, бордовый, темно-вишневый. У девочек разноцветные бантики: голубой, розовый, белый, ярко-красный, желтоватый, сиреневый, лимонный. В самом зале видим все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч, темно-коричневый «конь». Картина выдержана в теплых, коричневато-желтых тонах.)

  • Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, конь, шведская стенка, обручи.)

  • Посмотрите внимательно на пол гимнастического зала, что вы видите? (Какие-то линии. Это разметки, чтобы удобнее было выполнять упражнения.)


Итак, на основе увиденного на картине мы подготовим репортаж. Я предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них.

  1. Вы — репортер, которому поручено написать о выставке изобразительного искусства на тему «Спорт». Вы пришли на выставку, и ваше внимание среди других экспонатов сразу привлекла картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». В своем репортаже вы описываете картину по данному плану. Не забывайте, что перед вами произведение искусства.

  2. «Оживите» картину. Представьте себя участником события. Приведу пример. Вы - репортер. Вам дали задание написать о тренировках гимнасток накануне ответственных соревнований. Вы пришли в спортивную школу, в тот самый зал, который изображен на картине, и должны написать репортаж о девочках-гимнастках. Может быть, вы видите их впервые, а может быть, среди них есть ваши подруги, знакомые. Можете обратиться к тренеру, узнать у нее об особенностях школы. Вы можете также задавать вопросы девочкам.


На странице 141 учебника М.Т.Баранова «Русский язык. 7 класс» помещены слова в синей рамке,  прочитаем их и постараемся запомнить, как они пишутся, составим с ними словосочетания.

– В каком стиле вы напишите сочинение, если представить, что вы – репортер? (В публицистическом)

– Какие средства публицистического  стиля  можно использовать в репортаже о спортивной школе? (Четкость, краткость, емкость  изложения, обращения и риторические вопросы,  ярко выраженная авторская позиция)
Из каких частей состоит сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).
Составьте план сочинения-репортажа.

План сочинения:

  1. Краткое вступление – общая картина.

  2. Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково настроение.

  3. Выбор объекта для интервью (тренер, одна из девочек, групповое интервью)

  4. Заключение, в котором выражаются чувства автора,  которые он хочет передать читателю.

Вступление  к сочинению дано в упражнении, прочитаем его. (Упр. 307 учебника М.Т.Баранова «Русский язык. 7 класс».)
О  чем будем писать в основной части? (Последовательно рассказать как  проходит тренировка девочек гимнасток.  И не только рассказать, а изобразить их  ярко, живо, наглядно. В этой части мы будем использовать  диалог (интервью с тренером, девочками-гимнастками).
О чем мы напишем в заключении?  (Рассказать о чувствах автора. Понравилась ли  спортивная школа, какое впечатление произвело ее посещение).


VII. Оценки

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему научились?

-В чем испытывали трудности?


VIII. Домашнее задание

– Написать сочинение. Я уверена, что с такой работой вы справитесь. Успехов вам, ребята!

IX. Рефлексия


Сочиняем сенквейн – пятистрочное стихотворение (слайд №10).

1 строка – существительное

2 строка – два прилагательных

3строка- три глагола

4 строка- предложение

5 строка – слово, словосочетание или синоним исходного слова.



– Спасибо за урок.


6


Просмотр содержимого презентации
«Сайкина»

Сайкина  Александра Васильевна Заслуженный художник Российской Федерации

Сайкина Александра Васильевна

Заслуженный художник Российской Федерации

Сайкина Александра Васильевна Родилась в деревне Меленково Ивановской области. Окончила Пензенское художественное училище (1945 — 1949) и Харьковский государственный художественный институт (1949 —1955). Работает преимущественно в области жанровой картины. Член Союза художников России с 1960 года.

Сайкина Александра Васильевна

  • Родилась в деревне Меленково Ивановской области.
  • Окончила Пензенское художественное училище (1945 — 1949) и Харьковский государственный художественный институт (1949 —1955).
  • Работает преимущественно в области жанровой картины.
  • Член Союза художников России с 1960 года.

Расцвет творчества пришелся  на 1970-1980-е годы Большой успех выпал на долю таких ее произведений, как

Расцвет творчества пришелся на 1970-1980-е годы

  • Большой успех выпал на долю таких ее произведений, как "Грибная пора" (1967), "Юные мушкетеры" (1974), "Гаврила Поляков - мастер городецкой росписи" (1976), "Детская спортивная школа" (1979), "Девчата сороковых" (1984).
  • В 1978 году состоялась первая персональная выставка в Горьковском государственном художественном музее.
  • В 1980 г. А.В.Сайкиной было присвоено почетное звание "Заслуженный художник РСФСР".

"Грибная пора" (1967)

"Гаврила Поляков - мастер городецкой росписи" (1976)

"Юные мушкетеры" (1974)

"Детская спортивная школа" (1979)

Лето. 1985 г.

Лето. 1985 г.

Просмотр содержимого презентации
«Фоторепортаж Сутулова Д»

Д Е Н Ь  З Д О Р О В Ь Я

Д Е Н Ь З Д О Р О В Ь Я

Будьте здоровы!

Будьте здоровы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Буянова Лариса Николаевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198356


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства