kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения описания по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: (1-й урок) Подготовка к написанию сочинения описания по картине.

Цель: осуществление подготовки к написанию сочинения-описания по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»; развитие связной устной речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока: развитие речи (подготовка к сочинению).

Приемы:  аналитическая беседа, работа с картиной,  словесно-логический, наглядно-действенный

Формы работы с учащимися:  коллективная работа

Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока:
  1. Сообщение темы и цели урока: (На доске репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».)

2. Вступительное слово учителя:

- Сегодня нам предстоит окунуться в мир настоящего искусства, почувствовать себя творцами и художниками, создающими прекрасное. Мы будем писать сочинение-описание по картине замечательного художника В.М.Васнецова «Алёнушка».

Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся как можно полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишете сочинение по этой картине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения описания по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»»

Урок русского языка в 5 классе

(1-й час для написания сочинения)


Тема: (1-й урок) Подготовка к написанию сочинения описания по картине.

Цель: осуществление подготовки к написанию сочинения-описания по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»; развитие связной устной речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока: развитие речи (подготовка к сочинению).

Приемы: аналитическая беседа, работа с картиной, словесно-логический, наглядно-действенный

Формы работы с учащимися: коллективная работа

Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока:

  1. Сообщение темы и цели урока: (На доске репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».)

2. Вступительное слово учителя:

- Сегодня нам предстоит окунуться в мир настоящего искусства, почувствовать себя творцами и художниками, создающими прекрасное. Мы будем писать сочинение-описание по картине замечательного художника В.М.Васнецова «Алёнушка».

Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся как можно полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишете сочинение по этой картине.

3. Аналитическая беседа по картине:

- Виктора Михайловича Васнецова особенно хорошо знают и любят дети потому, что он красками рассказывает о самом любимом - о сказках. Все свое внимание он уделял народу и его творчеству. По мотивам народного творчества созданы его картины: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» и др.

- Обратите внимание на картину «Алёнушка» и вспомните, Алёнушка – героиня какой известной сказки? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

- Только ли героиня русской сказки перед нами? (Это собирательный образ крестьянской девушки, помогающий посмотреть через него на жизнь простого народа).

- Да, ребята, образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки. Картина «Алёнушка» написана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее.

3.1. Описание Аленушки (учащиеся делают пометки в тетради):

- Кого вы видите в центре картины? (Аленушку)

- Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? (Художник хочет, чтобы мы сразу на неё обратили внимание, она -главный персонаж в этой картине)

- Где находится Алёнушка? (Она сидит на камне у озера)

- Опишите позу девушки. (Алёнушка одиноко сидит у озера на сером холодном камне, обхватила колени рук, согнулась, положила голову на сцепленные руки)

- Почему она приняла такую позу? (Она печально смотрит на воду, думая о чём-то грустном. Она пригорюнилась, поникла)

- Какое у Алёнушки настроение? (Печальное, безотрадное, мрачное, унылое, безрадостное, сокрушённое, тоскливое, грустное, подавленное; она задумалась)

- Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки? (У неё случилась беда; она грустит о братце, у неё тяжёлая безрадостная судьба, она осталась одна)

- Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки? (большое, великое, безутешное)

- С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба? (Поношенные вещи, рваный обветшалый сарафан, старая, поблекшая от времени, голубая кофта, на ногах нет обуви)

- Как Васнецов относится к своей героине? (Он её любит, жалеет. Лицо показано добрым, обаятельным. Это душевная, сердечная девушка)

- С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки? (Он его сделал светлым, а вокруг всё тёмное)

3.2. Описание природы (учащиеся делают пометки в тетради):

- Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?

- Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.

- Какое время года изображено на картине? (конец лета или осень)

- Какие детали об этом свидетельствуют? (Желтые листья затаились на водной глади, берёзки усыпаны жёлтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо, зеленый камыш и др.)

- Как выдумаете, почему художник выбрал осень? (Осень – грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть.)

- Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой. При помощи каких средств художник показал это? (Молодые тонкие берёзки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки)

- Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? (Птички)

- Почему вы так думаете? (Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Алёнушкой, как бы внимают её тоске, но ничего не могут поделать)

- Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение? (Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление)

- Итак, ребята, мы можем сказать, что поза девушки, выражение её глаз, одежда, время года, тёмный лес, серое небо, холодные безрадостные тона картины вызывают печальное, грустное настроение.

4. Речевая подготовка к сочинению (учащиеся делают пометки в тетради):

- Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).

- Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, темно-зелёный, коричневый, холодные темные тона, неяркие, тусклые краски).

- Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху (написать на доске, учащиеся записывают в тетрадь).


- Итак, ребята, мы провели с вами подготовку к написанию сочинения-описания по картине В.М.Васнецова «Аленушка». На следующем уроке мы будем писать сочинение по этой картине.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Гечер Светлана Михайловна

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360462


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства