Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения описания по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»
Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения описания по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»
Тема: (1-й урок) Подготовка к написанию сочинения описания по картине.
Цель: осуществление подготовки к написанию сочинения-описания по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»; развитие связной устной речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока: развитие речи (подготовка к сочинению).
Приемы: аналитическая беседа, работа с картиной, словесно-логический, наглядно-действенный
Формы работы с учащимися: коллективная работа
Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка».
Ход урока:
Организационный момент.
Работа по теме урока:
Сообщение темы и цели урока: (На доске репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».)
2. Вступительное слово учителя:
- Сегодня нам предстоит окунуться в мир настоящего искусства, почувствовать себя творцами и художниками, создающими прекрасное. Мы будем писать сочинение-описание по картине замечательного художника В.М.Васнецова «Алёнушка».
Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся как можно полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишете сочинение по этой картине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения описания по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»»
Урок русского языка в 5 классе
(1-й час для написания сочинения)
Тема: (1-й урок) Подготовка к написанию сочинения описания по картине.
Цель: осуществление подготовки к написанию сочинения-описания по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»; развитие связной устной речи учащихся; развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока: развитие речи (подготовка к сочинению).
Приемы: аналитическая беседа, работа с картиной, словесно-логический, наглядно-действенный
Формы работы с учащимися: коллективная работа
Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка».
Ход урока:
Организационный момент.
Работа по теме урока:
Сообщение темы и цели урока: (На доске репродукция картины В.М.Васнецова «Аленушка».)
2. Вступительное слово учителя:
- Сегодня нам предстоит окунуться в мир настоящего искусства, почувствовать себя творцами и художниками, создающими прекрасное. Мы будем писать сочинение-описание по картине замечательного художника В.М.Васнецова «Алёнушка».
Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся как можно полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишете сочинение по этой картине.
3. Аналитическая беседа по картине:
- Виктора Михайловича Васнецова особенно хорошо знают и любят дети потому, что он красками рассказывает о самом любимом - о сказках. Все свое внимание он уделял народу и его творчеству. По мотивам народного творчества созданы его картины: «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» и др.
- Обратите внимание на картину «Алёнушка» и вспомните, Алёнушка – героиня какой известной сказки? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
- Только ли героиня русской сказки перед нами? (Это собирательный образ крестьянской девушки, помогающий посмотреть через него на жизнь простого народа).
- Да, ребята, образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки. Картина «Алёнушка» написана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее.
3.1. Описание Аленушки (учащиеся делают пометки в тетради):
- Кого вы видите в центре картины? (Аленушку)
- Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? (Художник хочет, чтобы мы сразу на неё обратили внимание, она -главный персонаж в этой картине)
- Где находится Алёнушка? (Она сидит на камне у озера)
- Опишите позу девушки. (Алёнушка одиноко сидит у озера на сером холодном камне, обхватила колени рук, согнулась, положила голову на сцепленные руки)
- Почему она приняла такую позу? (Она печально смотрит на воду, думая о чём-то грустном. Она пригорюнилась, поникла)
- Какое у Алёнушки настроение? (Печальное, безотрадное, мрачное, унылое, безрадостное, сокрушённое, тоскливое, грустное, подавленное; она задумалась)
- Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки? (У неё случилась беда; она грустит о братце, у неё тяжёлая безрадостная судьба, она осталась одна)
- Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки? (большое, великое, безутешное)
- С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба? (Поношенные вещи, рваный обветшалый сарафан, старая, поблекшая от времени, голубая кофта, на ногах нет обуви)
- Как Васнецов относится к своей героине? (Он её любит, жалеет. Лицо показано добрым, обаятельным. Это душевная, сердечная девушка)
- С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки? (Он его сделал светлым, а вокруг всё тёмное)
3.2. Описание природы (учащиеся делают пометки в тетради):
- Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?
- Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.
- Какое время года изображено на картине? (конец лета илиосень)
- Какие детали об этом свидетельствуют? (Желтые листья затаились на водной глади, берёзки усыпаны жёлтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо, зеленый камыш и др.)
- Как выдумаете, почему художник выбрал осень? (Осень – грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть.)
- Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой. При помощи каких средств художник показал это? (Молодые тонкие берёзки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки)
- Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? (Птички)
- Почему вы так думаете? (Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Алёнушкой, как бы внимают её тоске, но ничего не могут поделать)
- Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение? (Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление)
- Итак, ребята, мы можем сказать, что поза девушки, выражение её глаз, одежда, время года, тёмный лес, серое небо, холодные безрадостные тона картины вызывают печальное, грустное настроение.
4. Речевая подготовка к сочинению (учащиеся делают пометки в тетради):
- Подберите синонимы к словам: художник(живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).
- Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, темно-зелёный, коричневый, холодные темные тона, неяркие, тусклые краски).
- Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху (написать на доске, учащиеся записывают в тетрадь).
- Итак, ребята, мы провели с вами подготовку к написанию сочинения-описания по картине В.М.Васнецова «Аленушка». На следующем уроке мы будем писать сочинение по этой картине.