kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи "Описание природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен изучению описания природы. Так как широкие по объему и длительные по времени наблюдения шестиклассникам непосильны, целесообразно ориентировать их на описание не развернутых, пространных, обобщенных картин, а отдельных характерных штрихов, деталей зимнего пейзажа, на создание конкретных по теме, маленьких по объему и совершенных по форме сочинений-миниатюр.

 

     В работе используется  авторская программа  по русскому языку. Данная рабочая программа разработана на основе  примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой, реализованной в учебниках: «Русский язык. Теория. 5-9кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений (под ред.В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой) -  Дрофа, 2013; «Русский язык .Практика. 6 кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений (под ред. Г. К. Лидман-Орловой ,А. Ю. Купаловой) – Дрофа, 2013; «Русская речь. Развитие речи. 6 кл.»: учебник для  общеобразовательных учреждений (под ред. Е.И. Никитиной) – Дрофа, 2013, с учетом федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

 Преподавание русского языка в 6  классе осуществляется из расчета 5 часов в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Описание природы" »

Урок развития речи в 6 классе на тему

«Описание природы. Зима»

  1. Ф.И.О.: Митрофанова Ольга Витальевна

  2. Место работы: филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Ивановка

  3. Должность: учитель русского языка и литературы

  4. Предмет: русский язык

  5. Класс: 6

  6. Тема и номер урока в теме: « Описание природы. Зима», урок № 89

  7. Базовый учебник: «Русская речь» 6 класс, авт. Е.И. Никитина, УМК «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь», авт. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, В.К. Лидман-Орлова, Е.И. Никитина.

  8. Цель урока: создать условия для успешного создания сочинения - описания природы по теме « Зима»

  9. Задачи:

  1. Обучающие:

-совершенствовать умения пользоваться определёнными группами слов (прилагательными)

-научить правдиво и ярко описывать природу с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний

-совершенствовать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль высказывания

  1. Развивающие:

-развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи

-развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственном высказывании

3. Воспитательные:

-воспитание самостоятельности, творческой активности, любви к природе

-воспитание чувства красоты

  1. Тип урока: развитие речи

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная, работа в парах

  3. Необходимое техническое оборудование: ПК , интерактивная доска, листы с текстами

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок развития речи проведу у вас я. Зовут меня Ольга Витальевна! Садитесь.

2.Релаксация

Учитель: Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что мы идем по зимнему лесу. Легкий ветерок качает верхушки деревьев, а с них – то слева, то справа хлопьями падает мягкий пушистый снег. Нам дышится легко, глубоко и спокойно. Оглянемся кругом, полюбуемся красотой сказочного леса. Глубоко вдохнем свежий ароматный морозный воздух. Постоим, прислушаемся к сказочной тишине. А теперь возвращаемся домой. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу! С таким хорошим настроением мы начнем наш урок развития речи.

  1. Постановка темы и целей урока.

Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, надо послушать отрывок из песни на стихи Ю. Левитанского (звучит отрывок из песни, дети слушают)

- Что происходит на свете?

- Просто зима.

- Просто зима, полагаете вы?

- Полагаю. Я ведь и сам, как умею,

следы пролагаю в ваши уснувшие ранней порою дома.

- Что же за всем этим будет?

- А будет январь.

- Будет январь, вы считаете?

- Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю.

Этот с картинками вьюги старинный букварь.

О чем же пойдет речь на уроке?

Ответы : ( о зиме)

Учитель: Правильно, ребята! Тема нашего урока «Описание природы. Зима» Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир зимней природы, чтобы прочитать эту белую книгу, этот с картинками вьюги старинный букварь.

А легко ли это сделать?

Ответы: Трудно!

Учитель: Перед нами – проблема. Её надо решить?

Ответы: Надо

Учитель: Какую же цель мы поставим перед собой – цель нашего урока-путешествия? Попробуйте сформулировать сами.

(Уч-ся формулируют. Учитель помогает)

Учитель: Правильно! Мы будем анализировать тексты – описания зимней природы, отбирать языковые средства, чтобы наша речь стала выразительнее, образнее и на основе этого попытаемся написать своё сочинение – описание зимней природы.

Эпиграфом нашего урока будет отрывок из стихотворения И.С. Никитина.

Эпиграф:

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

И.С. Никитин

Учитель : Пусть сегодня на уроке вместе с присутствующими учителями нашей гостьей будет и красавица-зима!

Откройте тетради и запишите число, тему урока, эпиграф.

  1. Подготовка учащихся к восприятию материала, повторение пройденного материала.

Учитель: Вам нравится зима? (ответы учащихся)

Почему? (ответы учащихся)

Какой тип речи вы использовали, чтобы ответить на этот вопрос?

Ответы : (рассуждение)



Учитель: Что больше всего любите делать зимой? Расскажите. (ответы учащихся)

Какой тип речи вы использовали для ответа на этот вопрос? Ответы : (повествование)



Учитель: Опишите, на основе ваших наблюдений, что происходит с природой, когда наступает зима. (ответы учащихся)

А какой тип речи вы сейчас использовали?

Ответы: (описание)

Учитель: Какие типы речи мы с вами повторили? А сейчас мы выполним работу в группах и проверим ваши знания о типах речи.

Перед вами 3 отрывка (листы с текстами на столах)?

1 группа находит повествование

2 группа – рассуждение

3 группа - описание

(Учащиеся выполняют работу. После выполнения идет проверка.)

  1. Работа с текстом.

Учитель: Правильно, ребята, это описание. А как доказать? Какие характерные черты имеет этот тип речи?

Ответы: Дан предмет, перечисляются его признаки, выражено авторское отношение к нему.

Учитель: Совершенно верно. Посмотрите на доску. Такова композиция текста типа описания. Запишите в свои тетради. Этим планом мы будем пользоваться в течение всего урока, чтобы написать сочинение о красоте зимней природы.

  1. Повторение изобразительно – выразительных средств. (работа в парах)

Учитель: Картины зимней природы… По – разному можно увидеть и услышать зимнюю сказку! Посмотрите на фотографию зимнего пейзажа

Давайте подберем для описания этого пейзажа словосочетания, используя изобразительно-выразительные средства.

Какие части речи нам для этого помогут?

Ответы: прилагательные

Учитель: Как по-другому называются прилагательные, которые помогают придать описанию образность, яркость и выразительность, а автору - передать своё настроение?

Ответы: Эпитеты

Учитель: Я буду доставать из мешочка буквы, а вы мне будете называть эпитеты, связанные с зимней природой. Какая зима…. (буква Б) снег…… (буква С), небо….(буква П)

Ответы: Зимабелая, белоснежная, бесснежная, бесконечная, белокурая. Снег - сахарный, сверкающий, светлый, седой, серебристый, серебряный, серый, синий, слепящий. Небо - ………

Учитель: Молодцы! Как называется такое выразительное средство языка, при котором признаки одного предмета переносятся на другой?

 Ответы: Метафора

Учитель: Давайте посмотрим, как вы можете находить в тексте метафоры. Работаем в парах. У вас на столах художественные тексты. Найдите в тексте под номером один метафоры.

Ответы учащихся

Учитель: Часто писатели и поэты очеловечивают природу, изображают неживые предметы в виде живых существ. Как называется это изобразительное средство?

Ответы: Олицетворение

Учитель: Найдите в текстах под №2 примеры олицетворений.

Учитель: Очень хорошо, молодцы! И последнее. Чтобы описание получилось более ярким и живым, писатели и поэты используют такое изобразительное средство, как сравнение. Что такое сравнение?

Ответы : Изображение предмета путём сравнения его с другим

Учитель: Внимание на экран. Давайте посмотрим, с чем сравнивается снег. Найдите строки, в которых автор для описания   использует сравнение.

7. Физкультминутка

Учитель: Ребята, мы готовимся с вами к написанию сочинения о красоте зимней природы. Для этого мы повторили с вами композицию текста - описания, изобразительно – выразительные средства. Некоторые писатели составляют маленькие, но очень красочные зарисовки природы. Сегодня на уроке мы тоже попробуем написать маленькое сочинение или сочинение – миниатюру.

А вы знаете, что такое миниатюра?

Учитель: «Миниатюра» - заимствование из французского «миниатюре», от латинского «миниум» Художественное произведение (обычно в живописи) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок.

В литературе, театре, музыке «миниатюра» – жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение.

Сегодня мы познакомимся с миниатюрами нашего земляка, писателя Михаила Пришвина. Он считается в русской классической литературе одним из непревзойдённых мастеров создания маленьких пейзажных зарисовок. Особую ценность в творчестве писателя представляют пейзажные зарисовки из сборника «Лесная капель». В этих описаниях-миниатюрах Пришвину удалось запечатлеть самые прекрасные и неповторимые мгновения из жизни природы.

  1. Анализ художественных текстов. (работа с учебником)

Учитель: Сейчас мы послушаем одну из миниатюр Пришвина «Первый мороз», а вы подберете репродукцию, которая наиболее подходит к тексту , а потом ответите на вопросы.

Беседа по первой миниатюре «Первый мороз». (дети подбирают картинку)

Учитель: Подтвердите примерами из текста. Как писатель дает нам почувствовать «первый мороз был легким, нестрашным»?

Ответы: Лужи не замерзали, явилось солнце – и все обдалось сильной росой.

Учитель: Найдите в тексте ответ на следующий вопрос. Как писатель выразил свое отношение к рисуемой картине?

Ответы: Молодой собакой прыгало в груди моя радость.

Учитель: Почему он использует такое сравнение?

Ответ: Вероятно, потому что был охотником, хорошо знал собак, они были действительно его четвероногими друзьями: молодая собака выражает свою радость особенно бурно

Учитель: Переходим к следующей миниатюре «Зимнее утро» А прочитает нам её …

(один из учащихся читает текст, дети выбирают картинку)

Учитель: Снова работаем с текстом. Почему утро названо пушистым?

Ответы: Пушистое потому, что все в инее, как в пуху.

Учитель: Что значит – утро радостно светлеет?

Ответы: светлеет, то есть светает, и все становится красивым, ярким, бодрым, от зари ярко горят окна, это создает ощущение радости.

Учитель: И последняя миниатюра «Рубиновый глаз», которую прочитаю вам я. (дети выбирают картинку)

Учитель: Назовите определение к слову лес неодетый. Почему оно здесь уместно?

Ответы Именно сквозь неодетый зимний лес виднеется солнце, вспомним пушкинские строки: Прозрачный лес один чернеет.

Учитель: Какие сравнения помогают нам ярче представить нарисованную здесь картину?

Ответы: Сравнение леса с человеком, погруженным в свои думы; солнца – с рубиновым глазом

Учитель: Какие синонимы употреблены в описании солнца?

Ответы: рубиновый и красный

Учитель: Для чего они употреблены?

Ответы: Не только для того, чтобы избежать неуместного здесь повторения слова красный, но и для того, чтобы выразить мысль наиболее точно. Красный – это просто один из основных цветов спектра, радуги, а рубиновый – концентрированный, сверкающий, подчеркнуто красный цвет, сильный в своем проявлении. Красный – главное слово синонимического ряда, нейтральное, употребляется во всех стилях речи. Рубиновый здесь имеет не прямое значение, а переносное; употребление его в этом значении характерно для художественного стиля. И в миниатюре М.Пришвина оно не случайно: описывая зимнее солнце, важно показать не столько его цвет (здесь красный), сколько характер этого цвета, то есть его блеск, сверкание. Рубиновый определяет солнце более точно, чем красный.

Учитель: Мы прочитали несколько описаний природы, созданных великим мастером слова. Писатели внимательны к мелочам, много удивительного и прекрасного в мире природы подмечают они, чтобы мы ясно мысленно видели именно ту картину, которую они рисуют.

Я надеюсь, ребята, что вы теперь готовы для создания своего собственного текста. Теперь вы сами напишите сочинение – миниатюру о зимней природе.

В каком стиле вы будете создавать свой текст?

Ответы: художественный

Учитель: Какой тип речи будете использовать?

Ответы: описание

Учитель: Что будем делать в тексте?

Ответы: Передавать то, что увидели.

Учитель: Зачем?

Ответы: Поделиться своими впечатлениями, чувствами.

Учитель: Я предлагаю написать свои наблюдения о зимнем небе. А поможет нам в этом наш план композиции текста описания.

Вы, наверное, скажете, что можно написать об одном небе? А как вы думаете? Ответы: Можно написать о цвете неба. Есть ли на нем облака, тучи, солнце. Птицы…

Учитель: Писать нужно своими словами, но выразительно. Лучше написать немного, но ярко. На что похож описываемый вами предмет? Что он напоминает? С чем можно сравнить его цвет? Какие мысли и чувства он вызывает? А вдохновит вас музыкальный видеоролик ………(учащиеся записывают миниатюры )

Учитель: Давайте посмотрим , что у вас получилось!

9.Чтение миниатюр

10. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Посмотрите на эпиграф нашего урока. Сегодня на уроке нашей гостьей была зима. Как вы думаете, понравился бы ей наш урок?

Чем же мы сегодня занимались на уроке?

(Ответы учащихся)

Учитель:

Назовите имена поэтов, чьи произведения прозвучали на нашем уроке.

Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление? 

Я хочу, чтобы вы продолжили фразу:

Сегодня на уроке я….

Узнал…

Мне понравилось…

Какое настроение вызвал  у вас этот урок.

Учитель: У вас на партах лежат снежинки, на них слово ЗИМА записано в столбик. Рядом с каждой буквой напишите слова (любой части речи) на «зимнюю» тему, начинающиеся с этой буквы.

Ведь слов о зиме так много! А сколько песен о ней! Вспомните одну из них – «Три белых коня». Здесь и радость, и русская удаль, и восхищение… (Учитель поет 1-й куплет и припев песни)

З----------------------

И---------------------

М--------------------

А---------------------

Эти снежинки оставьте себе на память о сегодняшнем уроке.

Учитель: Вот и заканчивается наш поэтичный урок о зиме. Но вы ещё не раз встретитесь с чудесами и волшебством зимы, если побываете в зимнем лесу, парке, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.

11.Домашнее задание

Учитель: Домашним заданием будет написание сочинения на одну из предложенных тем в тетради по развитию речи:

Красота зимнего леса

Зима в городе

      1. Зимние узоры

12.Выставление оценок

Учитель: Я благодарю вас за радость общения во время совместной работы. Спасибо за урок!






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи "Описание природы"

Автор: Митрофанова Ольга Витальевна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок развития речи "Описание природы по личным впечатлениям" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-razvitiia-riechi-opisaniie-prirody-po-lichnym-vpiechatlieniiam"
    ["file_id"] => string(6) "240309"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444993410"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Задания для 6 класса по теме "Развитие речи. Описание природы. Сочинение-описание по картине"."
    ["seo_title"] => string(80) "zadaniia_dlia_6_klassa_po_teme_razvitie_rechi_opisanie_prirody_sochinenie_opisan"
    ["file_id"] => string(6) "604940"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1650096746"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок развития речи "Описание природы.Зима." (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-razvitiia-riechi-opisaniie-prirody-zima-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "218552"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433837598"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок развития речи "Описание природы. Зима" (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(52) "urok_razvitiia_riechi_opisaniie_prirody_zima_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "354499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478079922"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Методическая разработка урока "Описание природы""
    ["seo_title"] => string(48) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_opisanie_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "477884"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1537087047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства