Урок посвящен изучению описания природы. Так как широкие по объему и длительные по времени наблюдения шестиклассникам непосильны, целесообразно ориентировать их на описание не развернутых, пространных, обобщенных картин, а отдельных характерных штрихов, деталей зимнего пейзажа, на создание конкретных по теме, маленьких по объему и совершенных по форме сочинений-миниатюр.
В работе используется авторская программа по русскому языку. Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой, реализованной в учебниках: «Русский язык. Теория. 5-9кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений (под ред.В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой) - Дрофа, 2013; «Русский язык .Практика. 6 кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений (под ред. Г. К. Лидман-Орловой ,А. Ю. Купаловой) – Дрофа, 2013; «Русская речь. Развитие речи. 6 кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений (под ред. Е.И. Никитиной) – Дрофа, 2013, с учетом федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Преподавание русского языка в 6 классе осуществляется из расчета 5 часов в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: создать условия для успешного создания сочинения - описания природы по теме « Зима»
Задачи:
Обучающие:
-совершенствовать умения пользоваться определёнными группами слов (прилагательными)
-научить правдиво и ярко описывать природу с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний
-совершенствовать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль высказывания
Развивающие:
-развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи
-развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственном высказывании
3.Воспитательные:
-воспитание самостоятельности, творческой активности, любви к природе
-воспитание чувства красоты
Тип урока: развитие речи
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная, работа в парах
Необходимое техническое оборудование: ПК , интерактивная доска, листы с текстами
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок развития речи проведу у вас я. Зовут меня Ольга Витальевна! Садитесь.
2.Релаксация
Учитель: Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что мы идем по зимнему лесу. Легкий ветерок качает верхушки деревьев, а с них – то слева, то справа хлопьями падает мягкий пушистый снег. Нам дышится легко, глубоко и спокойно. Оглянемся кругом, полюбуемся красотой сказочного леса. Глубоко вдохнем свежий ароматный морозный воздух. Постоим, прислушаемся к сказочной тишине. А теперь возвращаемся домой. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу! С таким хорошим настроением мы начнем наш урок развития речи.
Постановка темы и целей урока.
Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, надо послушать отрывок из песни на стихи Ю. Левитанского (звучит отрывок из песни, дети слушают)
- Что происходит на свете?
- Просто зима.
- Просто зима, полагаете вы?
- Полагаю. Я ведь и сам, как умею,
следы пролагаю в ваши уснувшие ранней порою дома.
- Что же за всем этим будет?
- А будет январь.
- Будет январь, вы считаете?
- Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю.
Этот с картинками вьюги старинный букварь.
О чем же пойдет речь на уроке?
Ответы : ( о зиме)
Учитель: Правильно, ребята! Тема нашего урока «Описание природы. Зима» Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир зимней природы, чтобы прочитать эту белую книгу, этот с картинками вьюги старинный букварь.
А легко ли это сделать?
Ответы: Трудно!
Учитель:Перед нами – проблема. Её надо решить?
Ответы: Надо
Учитель:Какую же цель мы поставим перед собой – цель нашего урока-путешествия? Попробуйте сформулировать сами.
(Уч-ся формулируют. Учитель помогает)
Учитель: Правильно! Мы будем анализировать тексты – описания зимней природы, отбирать языковые средства, чтобы наша речь стала выразительнее, образнее и на основе этого попытаемся написать своё сочинение – описание зимней природы.
Эпиграфом нашего урока будет отрывок из стихотворения И.С. Никитина.
Эпиграф:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
И.С. Никитин
Учитель : Пусть сегодня на уроке вместе с присутствующими учителями нашей гостьей будет и красавица-зима!
Откройте тетради и запишите число, тему урока, эпиграф.
Подготовка учащихся к восприятию материала, повторение пройденного материала.
Учитель: Вам нравится зима? (ответы учащихся)
Почему? (ответы учащихся)
Какой тип речи вы использовали, чтобы ответить на этот вопрос?
Ответы : (рассуждение)
Учитель: Что больше всего любите делать зимой? Расскажите. (ответы учащихся)
Какой тип речи вы использовали для ответа на этот вопрос? Ответы : (повествование)
Учитель: Опишите, на основе ваших наблюдений, что происходит с природой, когда наступает зима. (ответы учащихся)
А какой тип речи вы сейчас использовали?
Ответы: (описание)
Учитель: Какие типы речи мы с вами повторили?А сейчас мы выполним работу в группах и проверим ваши знания о типах речи.
Перед вами 3 отрывка (листы с текстами на столах)?
1 группа находит повествование
2 группа – рассуждение
3 группа - описание
(Учащиеся выполняют работу. После выполнения идет проверка.)
Работа с текстом.
Учитель: Правильно, ребята, это описание. А как доказать? Какие характерные черты имеет этот тип речи?
Ответы: Дан предмет, перечисляются его признаки, выражено авторское отношение к нему.
Учитель: Совершенно верно. Посмотрите на доску. Такова композиция текста типа описания. Запишите в свои тетради. Этим планом мы будем пользоваться в течение всего урока, чтобы написать сочинение о красоте зимней природы.
Повторение изобразительно – выразительных средств. (работа в парах)
Учитель: Картины зимней природы… По – разному можно увидеть и услышать зимнюю сказку! Посмотрите на фотографию зимнего пейзажа
Давайте подберем для описания этого пейзажа словосочетания, используя изобразительно-выразительные средства.
Какие части речи нам для этого помогут?
Ответы: прилагательные
Учитель: Как по-другому называются прилагательные, которые помогают придать описанию образность, яркость и выразительность, а автору - передать своё настроение?
Ответы: Эпитеты
Учитель: Я буду доставать из мешочка буквы, а вы мне будете называть эпитеты, связанные с зимней природой. Какая зима…. (буква Б) снег…… (буква С), небо….(буква П)
Учитель: Молодцы! Как называется такое выразительное средство языка, при котором признаки одного предмета переносятся на другой?
Ответы: Метафора
Учитель: Давайте посмотрим, как вы можете находить в тексте метафоры. Работаем в парах. У вас на столах художественные тексты. Найдите в тексте под номером один метафоры.
Ответы учащихся
Учитель: Часто писатели и поэты очеловечивают природу, изображают неживые предметы в виде живых существ. Как называется это изобразительное средство?
Ответы: Олицетворение
Учитель: Найдите в текстах под №2 примеры олицетворений.
Учитель: Очень хорошо, молодцы! И последнее. Чтобы описание получилось более ярким и живым, писатели и поэты используют такое изобразительное средство, как сравнение. Что такое сравнение?
Ответы : Изображение предмета путём сравнения его с другим
Учитель: Внимание на экран. Давайте посмотрим, с чем сравнивается снег. Найдите строки, в которых автор для описания использует сравнение.
7. Физкультминутка
Учитель: Ребята, мы готовимся с вами к написанию сочинения о красоте зимней природы. Для этого мы повторили с вами композицию текста - описания, изобразительно – выразительные средства. Некоторые писатели составляют маленькие, но очень красочные зарисовки природы. Сегодня на уроке мы тоже попробуем написать маленькое сочинение или сочинение – миниатюру.
А вы знаете, что такое миниатюра?
Учитель: «Миниатюра» - заимствование из французского «миниатюре», от латинского «миниум» Художественное произведение (обычно в живописи) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок.
В литературе, театре, музыке «миниатюра» – жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение.
Сегодня мы познакомимся с миниатюрами нашего земляка, писателя Михаила Пришвина. Он считается в русской классической литературе одним из непревзойдённых мастеров создания маленьких пейзажных зарисовок. Особую ценность в творчестве писателя представляют пейзажные зарисовки из сборника «Лесная капель». В этих описаниях-миниатюрах Пришвину удалось запечатлеть самые прекрасные и неповторимые мгновения из жизни природы.
Анализ художественных текстов. (работа с учебником)
Учитель: Сейчас мы послушаем одну из миниатюр Пришвина «Первый мороз», а вы подберете репродукцию, которая наиболее подходит к тексту , а потом ответите на вопросы.
Беседа по первой миниатюре «Первый мороз». (дети подбирают картинку)
Учитель: Подтвердите примерами из текста. Как писатель дает нам почувствовать «первый мороз был легким, нестрашным»?
Ответы: Лужи не замерзали, явилось солнце – и все обдалось сильной росой.
Учитель: Найдите в тексте ответ на следующий вопрос. Как писатель выразил свое отношение к рисуемой картине?
Ответы: Молодой собакой прыгало в груди моя радость.
Учитель: Почему он использует такое сравнение?
Ответ: Вероятно, потому что был охотником, хорошо знал собак, они были действительно его четвероногими друзьями: молодая собака выражает свою радость особенно бурно
Учитель: Переходим к следующей миниатюре «Зимнее утро» А прочитает нам её …
(один из учащихся читает текст, дети выбирают картинку)
Учитель: Снова работаем с текстом. Почему утро названо пушистым?
Ответы: Пушистое потому, что все в инее, как в пуху.
Учитель: Что значит – утро радостно светлеет?
Ответы: светлеет, то есть светает, и все становится красивым, ярким, бодрым, от зари ярко горят окна, это создает ощущение радости.
Учитель: И последняя миниатюра «Рубиновый глаз», которую прочитаю вам я. (дети выбирают картинку)
Учитель: Назовите определение к слову лес неодетый. Почему оно здесь уместно?
Ответы Именно сквозь неодетый зимний лес виднеется солнце, вспомним пушкинские строки: Прозрачный лес один чернеет.
Учитель: Какие сравнения помогают нам ярче представить нарисованную здесь картину?
Ответы: Сравнение леса с человеком, погруженным в свои думы; солнца – с рубиновым глазом
Учитель: Какие синонимы употреблены в описании солнца?
Ответы: рубиновый и красный
Учитель: Для чего они употреблены?
Ответы: Не только для того, чтобы избежать неуместного здесь повторения слова красный, но и для того, чтобы выразить мысль наиболее точно. Красный – это просто один из основных цветов спектра, радуги, а рубиновый – концентрированный, сверкающий, подчеркнуто красный цвет, сильный в своем проявлении. Красный – главное слово синонимического ряда, нейтральное, употребляется во всех стилях речи. Рубиновый здесь имеет не прямое значение, а переносное; употребление его в этом значении характерно для художественного стиля. И в миниатюре М.Пришвина оно не случайно: описывая зимнее солнце, важно показать не столько его цвет (здесь красный), сколько характер этого цвета, то есть его блеск, сверкание. Рубиновый определяет солнце более точно, чем красный.
Учитель: Мы прочитали несколько описаний природы, созданных великим мастером слова. Писатели внимательны к мелочам, много удивительного и прекрасного в мире природы подмечают они, чтобы мы ясно мысленно видели именно ту картину, которую они рисуют.
Я надеюсь, ребята, что вы теперь готовы для создания своего собственного текста. Теперь вы сами напишите сочинение – миниатюру о зимней природе.
В каком стиле вы будете создавать свой текст?
Ответы: художественный
Учитель: Какой тип речи будете использовать?
Ответы: описание
Учитель: Что будем делать в тексте?
Ответы: Передавать то, что увидели.
Учитель: Зачем?
Ответы: Поделиться своими впечатлениями, чувствами.
Учитель: Я предлагаю написать свои наблюдения о зимнем небе. А поможет нам в этом наш план композиции текста описания.
Вы, наверное, скажете, что можно написать об одном небе? А как вы думаете? Ответы: Можно написать о цвете неба. Есть ли на нем облака, тучи, солнце. Птицы…
Учитель: Писать нужно своими словами, но выразительно. Лучше написать немного, но ярко. На что похож описываемый вами предмет? Что он напоминает? С чем можно сравнить его цвет? Какие мысли и чувства он вызывает? А вдохновит вас музыкальный видеоролик ………(учащиеся записывают миниатюры )
Учитель: Давайте посмотрим , что у вас получилось!
9.Чтение миниатюр
10. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Посмотрите на эпиграф нашего урока. Сегодня на уроке нашей гостьей была зима. Как вы думаете, понравился бы ей наш урок?
Чем же мы сегодня занимались на уроке?
(Ответы учащихся)
Учитель:
Назовите имена поэтов, чьи произведения прозвучали на нашем уроке.
Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?
Я хочу, чтобы вы продолжили фразу:
Сегодня на уроке я….
Узнал…
Мне понравилось…
Какое настроение вызвал у вас этот урок.
Учитель: У вас на партах лежат снежинки, на них слово ЗИМА записано в столбик. Рядом с каждой буквой напишите слова (любой части речи) на «зимнюю» тему, начинающиеся с этой буквы.
Ведь слов о зиме так много! А сколько песен о ней! Вспомните одну из них – «Три белых коня». Здесь и радость, и русская удаль, и восхищение… (Учитель поет 1-й куплет и припев песни)
З----------------------
И---------------------
М--------------------
А---------------------
Эти снежинки оставьте себе на память о сегодняшнем уроке.
Учитель: Вот и заканчивается наш поэтичный урок о зиме. Но вы ещё не раз встретитесь с чудесами и волшебством зимы, если побываете в зимнем лесу, парке, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем. И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве.
11.Домашнее задание
Учитель: Домашним заданием будет написание сочинения на одну из предложенных тем в тетради по развитию речи:
Красота зимнего леса
Зима в городе
Зимние узоры
12.Выставление оценок
Учитель: Я благодарю вас за радость общения во время совместной работы. Спасибо за урок!