kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи "Что в имени тебе моём?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока включает в себя подготовительную работу. Учащиеся должны самостоятельно подготовить сообщения о значении своих имён. Найти пословицы и поговорки по данной теме. На уроке учащиеся рассказывают о своих именах, узнают как время влияло и влияет на выбор имени. Проводят исследовательскую работу на предмет выявления самых распространённых имён в своей школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Что в имени тебе моём?" »

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе по теме:

«Что в имени тебе моём?»

Цели урока:

Познавательная

Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием.

Дать представление о происхождении имени людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей определенной эпохи.

Развивающая

Развивать умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом; вызвать интерес к особым словам – именам.

Сформировать умение выявлять связь имен с историей государства, профессией; умение работать в группе и индивидуально; формулировать выводы.

Воспитательная

Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.

Подготовительный этап:

1. Подготовить сообщение по предложенной теме:

Происхождение и значение собственного имени. Учащиеся пишут маленькие работы о своих именах. С некоторыми учащимися готовятся сообщения по теме урока. Все учащиеся ищут пословицы, дразнилки, поговорки, частушки, песни с упоминанием имени.

2. План сбора материала:

а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык;
б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по святцам в честь какого-то святого, другие причины);

Оборудование: интерактивная доска для отображения текстов, литература о происхождении имён, книги-словари об именах и фамилиях; на доске записано число и тема урока.

Используемые методы: словесный, наглядный, исследовательский, методы устной и письменной работы, анализ и синтез.



Приложение 1: кроссворд

Приложение 2: (собирается после проведения урока): карточки с высказываниями ребят о своих именах, результат исследовательской работы (наиболее частые имена в школе)

























































Ход урока

1.Организация начала урока.

2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Слово учителя:

- Тема нашего занятия связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое.

- Кто Я? – вы не задавали себе такой вопрос?

- Вы рождаетесь и выбор имени своему ребенку – нередко единственному, всегда проблема для родителей.

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.”, – так писал Гомер – древний греческий философ, поэт (текст отображается на интерактивной доске).

Запишите в тетрадях число и тему сегодняшнего урока (запись на доске)

3.   Изучение нового материала.

Слово учителя

- Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других...

- Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

- Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь.
Существует мнение, что первыми словами на земле были имена собственные. Они нужны для того, чтобы выделить, отметить одного человека в толпе людей. По имени окликают человека. Но не все на земле считают, что свое имя нужно оглашать каждому, кто о нем спросит. Например, у некоторых племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Эти люди верили, что имя человека – его душа. Чем дольше оно сохранится нетронутым, тем дольше будет жить человек.
В древнем мире считалось, что стереть имя покойного с гробницы – величайшее преступление. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции имена вырезали на свинцовых дощечках, которые бросали на дно залива.
Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил, и старались не произносить его без лишней надобности, так как оно, по их мнению, изнашивается. Поэтому настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.
Чтобы обмануть злых духов, родители меняли имя больного ребенка. Люди верили, что человеку можно причинить вред, прокляв или околдовав его имя. Связь имени и человека не подлежала сомнению.

- Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя.

Учащиеся приводят пpuмepы пословиц.

Всяк человек свое имя знает.
Сын не родился, а уже имя ему дали.
Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.
От доброго дерева добрый и плод.
Береги честь смолоду.
У него доброе имя.
Не позорь моего имени.

- В каждой пословице – свой скрытый смысл, в ней мудрость народа, его наблюдательность. О различных именах есть дразнилки, частушки, песни.

- Назовите известные вам (учащиеся приводят примеры дразнилок, частушек)

- Так что такое имя? И трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов (отображаеся на доске):

Дед старался для внучонка
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко
Товий, Муций, Свен, Арфей.

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней
Гелий, Атом, Космодром.

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться не желает
И сама вносит лепту в святцы
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.

Сочинительством премудрым
Заниматься вчетвером
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

- Почему спорщикам удалось договориться? (из любви к ребенку дали все же понятное всем имя)

- В разные времена популярными были определенные имена. Так в 18 веке не существовало семьи, где бы не было Катерины. По убеждению родителей многочисленных Катерин, и дочери, получив в дар такое имя, должны были хоть в чем – то уподобиться матушке – царице Екатерине Великой, которая была богом в глазах тогдашнего общества.

Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся в разное время года существуют свои особенности.

Выступление учащихся

Послушаем, что нам скажут ребята

- Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точным наукам.

- Весенние люди – легко уязвимы и физически, и морально, нерешительны, обидчивы, брезгливы, часто эгоистичны, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

- Летние – добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые. Не злопамятны, натуры широкие, не мелочные.

- Осенние – универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны. Имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками и искусством.

Слово учителя

- Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди, например: называли детей именами Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын – Рево, дочь – Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. 20 века после Великой Октябрьской революции. В эту эпоху научных открытий давали имена Атом, Неон, Протон и др. имена необычные, не христианские. И вот Маршак написал “В защиту детей”. Прослушаем это стихотворение (отображается на интерактивной доске).

Если только ты умён
Ты не дашь ребятам,
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала
Сокращённо Дита
На родителей была
Девушка сердита.

Для друзей искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец
Дочь свою Идея.

А один оригинал
Начинён газетой
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям.

Самостоятельная работа

- Выпишите имена из стихотворения (стихотворение отображается на интерактивной доске) Записи производите в рабочих тетрадях.

Выступление учащихся

-Какова история вашего имени.

Выступление учащихся.

Слово учителя

Незаслуженно забытые имена.

В огромном необъятном океане имен мы используем очень малую часть: состав имен, даваемых новорожденным, слишком узок.

Так в 1967 году в Ленинграде за месяц родились 142 Сергея и 144 Елены.

Но в наши дни люди стали дорожить реликвиями прошлого и более тщательно их охранять и понимать историческую ценность, старые имена стали выглядеть и звучать по - новому. Конечно, не стоит, наверное, восстанавливать все старые имена, но знать их надо и забывать нельзя, потому что их звучание и история ничуть не меньше значат для нас, чем звучание и история имен новых и широко распространенных. Некоторые имена пережили века. Таково имя Иван, причем во многих странах есть имя Иван. Русские имена давали в соответствие с тем, какие были в святцах (церковный календарь), из них выбирали имя ребенку при крещении.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Исследовательская работа

- Сейчас мы проанализируем имена ребят, обучающихся в нашей школе, и выявим самые распространённые имена для Черногубовской школы среди девочек и мальчиков.

- Так как нас в классе немного, мы не будем делиться на группы, а каждый выпишет имена учащихся определённого класса (индивидуальная работа), а затем вы объединитесь и составите общий вывод (совместная работа). Один из вас (по вашему выбору) озвучит результаты вашего исследования.

5. Контроль и проверка знаний

Кроссворд «Угадай имя!..» (отображается на интерактивной доске, куда вписываются ответы)






2

1



















3


















4
















5























6







7












  1. Это имя среди мальчиков в 1981 г. заняло первое место по частоте. Из истории известно, что имя стало особенно частым после побед в 13 веке князя, получившего за свои победы над шведскими и немецкими завоевателями прозвище Невского.

  2. Древнегреческое – «спокойная, тихая». У русских оставалось малоизвестным вплоть до начала 20 века.

  3. Принесено русскими из Византии. Значение спорно: древнегреческое «гостеприимная» или «чужеземка»

  4. Древнегреческое имя – «воскрешённая» - пришло из Византии

  5. Одни предполагают, что первоначальное значение этого имени – «горькая», другие – «госпожа», а в переводе с древнееврейского – любимая Богом.

  6. Так звали Бога виноградарства и виноделия, одно из распространённых имён у древних греков, в начале 19 века популярности имени способствовал герой партизанской войны против Наполеона, поэт, друг Пушкина

  7. Древнеримское имя, от латинского «сильный»




6. Подведение итогов урока

Заключительное слово.

-Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках.

Необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.

Проспер Мериме сказал: «Имя действительно направляет жизнь человека по известному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить свое нравственное содержание».

6. Информация о домашнем задании и выставление оценок

Задание.

Подготовить рассказ о знаменитом тезке.







Дед старался для внучонка
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко
Товий, Муций, Свен, Арфей.

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней
Гелий, Атом, Космодром.

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться не желает
И сама вносит лепту в святцы
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.

Сочинительством премудрым
Заниматься вчетвером
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

Юрий Благов











В защиту детей

Если только ты умён
Ты не дашь ребятам,
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала
Сокращённо Дита
На родителей была
Девушка сердита.

Для друзей искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.

А один оригинал
Начинён газетой
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям.

С. Маршак



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи "Что в имени тебе моём?"

Автор: Мареева Анна Васильевна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Урок развития речи. Учимся писать письма."
    ["seo_title"] => string(37) "urokrazvitiiariechiuchimsiapisatpisma"
    ["file_id"] => string(6) "258652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448544827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока русского языка на тему:«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-domashniegho-zhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "216855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433165420"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(91) "dietskii-fol-klor-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "300603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456762794"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Внеурочное занятие по развитию речи. Редактирование текста. Спаситель. 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(86) "vnieurochnoie-zaniatiie-po-razvitiiu-riechi-riedaktirovaniie-tieksta-spasitiel-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "168528"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423242577"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по русскому языку по теме "Русские имена""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-russkiie-imiena"
    ["file_id"] => string(6) "260594"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448981506"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства