Данная разработка урока включает в себя подготовительную работу. Учащиеся должны самостоятельно подготовить сообщения о значении своих имён. Найти пословицы и поговорки по данной теме. На уроке учащиеся рассказывают о своих именах, узнают как время влияло и влияет на выбор имени. Проводят исследовательскую работу на предмет выявления самых распространённых имён в своей школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Что в имени тебе моём?" »
Урок развития речи по русскому языку в 6 классе по теме:
«Что в имени тебе моём?»
Цели урока:
Познавательная
Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием.
Дать представление о происхождении имени людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей определенной эпохи.
Развивающая
Развивать умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом; вызвать интерес к особым словам – именам.
Сформироватьумение выявлять связь имен с историей государства, профессией; умение работать в группе и индивидуально; формулировать выводы.
Воспитательная
Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.
Подготовительный этап:
1. Подготовить сообщение по предложенной теме:
Происхождение и значение собственного имени. Учащиеся пишут маленькие работы о своих именах. С некоторыми учащимися готовятся сообщения по теме урока. Все учащиеся ищут пословицы, дразнилки, поговорки, частушки, песни с упоминанием имени.
2. План сбора материала:
а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык; б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по святцам в честь какого-то святого, другие причины);
Оборудование: интерактивная доска для отображения текстов, литература о происхождении имён, книги-словари об именах и фамилиях; на доске записано число и тема урока.
Используемые методы: словесный, наглядный, исследовательский, методы устной и письменной работы, анализ и синтез.
Приложение 1: кроссворд
Приложение 2: (собирается после проведения урока):карточки с высказываниями ребят о своих именах, результат исследовательской работы (наиболее частые имена в школе)
Ход урока
1.Организация начала урока.
2.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Слово учителя:
- Тема нашего занятия связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое.
- Кто Я? – вы не задавали себе такой вопрос?
- Вы рождаетесь и выбор имени своему ребенку – нередко единственному, всегда проблема для родителей.
“Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.”, – так писал Гомер – древний греческий философ, поэт (текст отображается на интерактивной доске).
Запишите в тетрадях число и тему сегодняшнего урока (запись на доске)
3. Изучение нового материала.
Слово учителя
- Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других...
- Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.
- Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь. Существует мнение, что первыми словами на земле были имена собственные. Они нужны для того, чтобы выделить, отметить одного человека в толпе людей. По имени окликают человека. Но не все на земле считают, что свое имя нужно оглашать каждому, кто о нем спросит. Например, у некоторых племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Эти люди верили, что имя человека – его душа. Чем дольше оно сохранится нетронутым, тем дольше будет жить человек. В древнем мире считалось, что стереть имя покойного с гробницы – величайшее преступление. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции имена вырезали на свинцовых дощечках, которые бросали на дно залива. Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил, и старались не произносить его без лишней надобности, так как оно, по их мнению, изнашивается. Поэтому настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами. Чтобы обмануть злых духов, родители меняли имя больного ребенка. Люди верили, что человеку можно причинить вред, прокляв или околдовав его имя. Связь имени и человека не подлежала сомнению.
- Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя.
Учащиеся приводят пpuмepы пословиц.
Всяк человек свое имя знает. Сын не родился, а уже имя ему дали. Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу. От доброго дерева добрый и плод. Береги честь смолоду. У него доброе имя. Не позорь моего имени.
- В каждой пословице – свой скрытый смысл, в ней мудрость народа, его наблюдательность. О различных именах есть дразнилки, частушки, песни.
- Назовите известные вам (учащиеся приводят примеры дразнилок, частушек)
- Так что такое имя? И трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов (отображаеся на доске):
Дед старался для внучонка Нахватал из разных мест Ряд имён, звучащих звонко Товий, Муций, Свен, Арфей.
Зять решил по ходу прений Повернуть вопрос ребром: Назовём посовременней Гелий, Атом, Космодром.
Дочь, захваченная спором, Шумно лезет на рожон С целым импортным набором Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.
Бабка с нехристями знаться не желает И сама вносит лепту в святцы Псой, Сысой, Кузьма, Фома.
Сочинительством премудрым Заниматься вчетвером Ночь проспорили, а утром Мальчик назван был Петром.
- Почему спорщикам удалось договориться? (из любви к ребенку дали все же понятное всем имя)
- В разные времена популярными были определенные имена. Так в 18 веке не существовало семьи, где бы не было Катерины. По убеждению родителей многочисленных Катерин, и дочери, получив в дар такое имя, должны были хоть в чем – то уподобиться матушке – царице Екатерине Великой, которая была богом в глазах тогдашнего общества.
Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся в разное время года существуют свои особенности.
Выступление учащихся
Послушаем, что нам скажут ребята
- Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точным наукам.
- Весенние люди – легко уязвимы и физически, и морально, нерешительны, обидчивы, брезгливы, часто эгоистичны, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.
- Летние – добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые. Не злопамятны, натуры широкие, не мелочные.
- Осенние – универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны. Имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками и искусством.
Слово учителя
- Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди, например: называли детей именами Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын – Рево, дочь – Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. 20 века после Великой Октябрьской революции. В эту эпоху научных открытий давали имена Атом, Неон, Протон и др. имена необычные, не христианские. И вот Маршак написал “В защиту детей”. Прослушаем это стихотворение (отображается на интерактивной доске).
Если только ты умён Ты не дашь ребятам, Столь затейливых имён, Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать Дочке белокурой, Вот и вздумала назвать Дочку Диктатурой.
Хоть семья её звала Сокращённо Дита На родителей была Девушка сердита.
Для друзей искал отец Имя похитрее, И назвал он, наконец Дочь свою Идея.
А один оригинал Начинён газетой Сына Спутником назвал, Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать, Что с прозваньем этим Век придётся вековать Злополучным детям.
Самостоятельная работа
- Выпишите имена из стихотворения (стихотворение отображается на интерактивной доске) Записи производите в рабочих тетрадях.
Выступление учащихся
-Какова история вашего имени.
Выступление учащихся.
Слово учителя
Незаслуженно забытые имена.
В огромном необъятном океане имен мы используем очень малую часть: состав имен, даваемых новорожденным, слишком узок.
Так в 1967 году в Ленинграде за месяц родились 142 Сергея и 144 Елены.
Но в наши дни люди стали дорожить реликвиями прошлого и более тщательно их охранять и понимать историческую ценность, старые имена стали выглядеть и звучать по - новому. Конечно, не стоит, наверное, восстанавливать все старые имена, но знать их надо и забывать нельзя, потому что их звучание и история ничуть не меньше значат для нас, чем звучание и история имен новых и широко распространенных. Некоторые имена пережили века. Таково имя Иван, причем во многих странах есть имя Иван. Русские имена давали в соответствие с тем, какие были в святцах (церковный календарь), из них выбирали имя ребенку при крещении.
4.Обобщение и систематизация знаний.
Исследовательская работа
- Сейчас мы проанализируем имена ребят, обучающихся в нашей школе, и выявим самые распространённые имена для Черногубовской школы среди девочек и мальчиков.
- Так как нас в классе немного, мы не будем делиться на группы, а каждый выпишет имена учащихся определённого класса (индивидуальная работа), а затем вы объединитесь и составите общий вывод (совместная работа). Один из вас (по вашему выбору) озвучит результаты вашего исследования.
5.Контроль и проверка знаний
Кроссворд «Угадай имя!..» (отображается на интерактивной доске, куда вписываются ответы)
2
1
3
4
5
6
7
Это имя среди мальчиков в 1981 г. заняло первое место по частоте. Из истории известно, что имя стало особенно частым после побед в 13 веке князя, получившего за свои победы над шведскими и немецкими завоевателями прозвище Невского.
Древнегреческое – «спокойная, тихая». У русских оставалось малоизвестным вплоть до начала 20 века.
Принесено русскими из Византии. Значение спорно: древнегреческое «гостеприимная» или «чужеземка»
Древнегреческое имя – «воскрешённая» - пришло из Византии
Одни предполагают, что первоначальное значение этого имени – «горькая», другие – «госпожа», а в переводе с древнееврейского – любимая Богом.
Так звали Бога виноградарства и виноделия, одно из распространённых имён у древних греков, в начале 19 века популярности имени способствовал герой партизанской войны против Наполеона, поэт, друг Пушкина
Древнеримское имя, от латинского «сильный»
6.Подведение итогов урока
Заключительное слово.
-Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках.
Необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.
Проспер Мериме сказал: «Имя действительно направляет жизнь человека по известному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить свое нравственное содержание».
6.Информация о домашнем задании и выставление оценок
Задание.
Подготовить рассказ о знаменитом тезке.
Дед старался для внучонка Нахватал из разных мест Ряд имён, звучащих звонко Товий, Муций, Свен, Арфей.
Зять решил по ходу прений Повернуть вопрос ребром: Назовём посовременней Гелий, Атом, Космодром.
Дочь, захваченная спором, Шумно лезет на рожон С целым импортным набором Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.
Бабка с нехристями знаться не желает И сама вносит лепту в святцы Псой, Сысой, Кузьма, Фома.
Сочинительством премудрым Заниматься вчетвером Ночь проспорили, а утром Мальчик назван был Петром.
Юрий Благов
В защиту детей
Если только ты умён Ты не дашь ребятам, Столь затейливых имён, Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать Дочке белокурой, Вот и вздумала назвать Дочку Диктатурой.
Хоть семья её звала Сокращённо Дита На родителей была Девушка сердита.
Для друзей искал отец Имя похитрее, И назвал он, наконец, Дочь свою Идея.
А один оригинал Начинён газетой Сына Спутником назвал, Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать, Что с прозваньем этим Век придётся вековать Злополучным детям.