kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи. 5 класс (во время изучения темы "Глагол"). Рассказ по сюжетным рисункам. Технологическая карта урока с описанием УУД и презентация.Раздаточный материал к уроку.Работа в группах или парах.                    Урок развития речи. 5 класс (во время изучения темы "Глагол"). Рассказ по сюжетным рисункам. Технологическая карта урока с описанием УУД и презентация.Раздаточный материал к уроку.Работа в группах или парах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал »

  1. Фамилии участников группы:





Рассмотрите рисунок 1.

Что изображено на нём? Опишите героя картинки.

В качестве чего может быть использован этот эпизод:

экспозиции, завязки, кульминации, развязки?

Какие художественные средства можно использовать, описывая этот рисунок?

Придумайте название рисунку (озаглавьте картинку). Запишите заголовок на доске.

Лексические материалы( в процессе работы вставьте пропущенные буквы!): однажды зимой, ребята, сл…пить, сн…говик, м..тла, чугунок, угольки, м…рковка, бравый, задорный, веселый, жизнерадос…ная улыбка, радовать детей всю зиму, играть вокруг него, доброта, радость, дружба





























  1. Фамилии участников группы:





Рассмотрите рисунок 2 .

Что изображено на нем?

Почему изменился внешний вид снеговика?

Составьте предложения, включив в них описание внешнего вида

снеговика.

Какие художественные средства можно использовать, описывая этот рисунок?

Придумайте название рисунку (озаглавьте картинку). Запишите заголовок на доске.

Лексические материалы (в процессе работы вставьте пропущенные буквы! ): стало пригр…вать, та…ть, и…чезла улы…ка, слезы, грус…ный, печальный, не…час…ный, доброта, радость, дружба





  1. Фамилии участников группы:





Рассмотрите рисунок 3.

Что изображено на нём?

Что произошло со снеговиком?

Опишите природу, изменения, произошедшие со снеговиком.

Почему снеговик начал таять?

Можно ли считать это кульминацией рассказа? Какие художественные средства можно использовать, описывая этот рисунок?

Придумайте название рисунку (озаглавьте картинку). Запишите заголовок на доске.

Лексические материалы (в процессе работы вставьте пропущенные буквы!): ярк… весен… солнышко, лучи, пригр…вать, радовались весне, грустить все больше и больше, бе…форменный, груда сер… снега, , доброта, радость, дружба

  1. Фамилии участников группы:





Рассмотрите рисунок 4.

Что изображено на нём?

Что случилось со снеговиком?

Куда он исчез? Для чего его зимой слепили ребята?

Что осталось от снеговика? Какие чувства испытывают ребята, увидев, что произошло с их другом-снеговиком? Почему на рисунке появилась птица?

Можно ли изображённое на рисунке считать развязкой рассказа?

Какие художественные средства можно использовать, описывая этот рисунок? (оценочная лексика?)

Придумайте название рисунку (озаглавьте картинку). Запишите заголовок на доске.

Лексические материалы (в процессе работы вставьте пропущенные буквы!): однажды весен… утром, и…чезнуть, пр…зрачная лужица, м…тла, чугунок; все, что осталось; бе…возвратно утерян; птицы , доброта, радость, дружба;



  1. Фамилии участников группы:





Рассмотрите рисунки 5,6,7.

Что изображено на них?

Что случилось дальше?

Какое продолжение получила история со снеговиком?

Как ребята решили помочь своему другу-снеговику? Для чего? Расскажите, что делают ребята?

Слова какой части речи особенно активно будут использоваться при описании этих рисунков? Почему?

Дайте им имена, оцените их действия, характер и последовательность

работы.

Что можно сказать об их трудолюбии и целеустремлённости?

Придумайте название рисунку (озаглавьте картинку). Запишите заголовок на доске.

Лексические материалы: пришли н…вестить, созд…нный ими зимой, ог…рчиться, не хотелось ра…ставаться со своим другом, оставить память о зимних забавах, дружно взяться за работу, строить, держать, связывать, помогать, надевать; доброта, радость, дружба







  1. Фамилии участников группы:





Рассмотрите рисунок 8 .

Что изображено на нём?

Какой новый герой создан ребятами?(какого литературного героя он напоминает?)

Для чего он? Опишите его. Что вы можете сказать о выражении лица нового героя? (напоминает…)

Что чувствуют ребята? Какое у них настроение?

Какие художественные средства можно использовать, описывая этот рисунок?

Придумайте название рисунку (озаглавьте картинку). Запишите заголовок на доске.

Лексические материалы( в процессе работы вставьте пропущенные буквы!): сохранить жизнь своему другу, св…детель их зимних забав, дарил радость, симп…тичный, в…селый, чучело, укр…шать, чугунок, метла, радоваться, дружно пор…ботать, доброта













Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Дата 15.04.2014 Учитель Александрова Т.И.

Класс : 5А

Тема: р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сюжетным рисункам В.Сутеева «Весной»

Цели урока:

-обучающие: подготовить учащихся к написанию сочинения по сюжетным рисункам; провести работу по развитию речи: подбор эпитетов, сравнений, эмоционально-экспрессивной лексики; использование глаголов в речи как средства описания действия; составить рабочие материалы к сочинению. Повторить особенности рассказа: определение, композицию; формировать умение редактировать текст рассказа ученика. По сюжетным картинкам составить рассказ; формировать навыки правильного употребления видовременных глагольных форм.

- развивающие: развивать творческие способности обучающихся; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать речь, внимательность;

-воспитательные: развивать познавательный интерес через моменты взаимоконтроля, взаимодействия, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели. Тип урока: урок «открытия» новых знаний; развитие речи Методы: коллективно-поисковая деятельность, создание текста по рисункам По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; работа в группе; создание текста Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию, созданию текста по рисункам Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент


(2 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Вот и весна. С каждым днём мы чувствуем ее всё сильнее и сильнее …Снег почти везде растаял, ручьи бегут, птички поют. В воздухе ощущается свежесть. Просыпаться по утрам стало легче и радостнее. И пусть пока на улице еще прохладно, но настроение у всех весеннее! Люди стали добрее, больше улыбаются. «Весна идёт, весне – дорогу!» ….Но сегодня я подумала: а ведь и зимой было здОрово! Зима… Снег… Прекрасная возможность повеселиться: сыграть в снежки, спуститься с невероятной горки на санках, покататься на лыжах, совершить необычный трюк на коньках. Но если мороз немного сдал свои позиции – идеальные условия веселой компанией слепить забавного снеговика… Кстати, упоминание о первых снеговиках относится к 15 веку, и первую снежную фигуру слепил великий Микеланджело Буонаротти! А теперь снежные человечки стали неотъемлемыми атрибутами новогодних праздников, навсегда поселяются в любящих детских сердцах. А весной мы с чувством благодарности вспоминаем веселые зимние дни – и это тоже здорово, потому что мы должны хранить в своих душах радость, передавать ее другим. Тогда и мир наш станет хоть капельку добрей и лучше.

- Вот сегодня мы и обсудим один из вариантов того, КАК сделать наш мир чуточку добрее и лучше.

Включаются в деловой ритм урока.





Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД: целеполагание; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.



Повторение изученного


(5 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Беседа по вопросам.

- Прежде чем перейти к материалам нашего урока, давайте вспомним: какие типы речи мы знаем? (проверка по слайду1)

-К какому типу речи относится рассказ? (повествование – действие, значит, без какой части речи не обойтись?? – глагол…)

-Из каких композиционных частей состоит рассказ? (слайд2)

Словарная работа (запишите слова, вставляя пропущенные буквы в терминах)

Эксп…зиц..я

З..вя…ка

Ра..витие действия

Кульминац..я

Ра..вя..ка

Сюжет

Ра…сказ

-Какие орф повторили, работая с терминами

Слайд 3 ( самопроверка, самооценка)



Дают опр-е рассказа Повторение теории: работа с таблицей-композиция рассказа (слайд??)

ученик работает на доске (правописание и объяснение терминов), все остальные - раздаточный материал. ???Самопроверка



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; повторение орфографии, расширение лексического запаса

3.Целеполагание и мотивация


(3 мин)

Обеспечение мотивации учения

Рассмотреть предлагаемые рисунки.(слайд 5)

- Итак, мы повторили сведения о композиции рассказа, и они пригодятся нам в дальнейшей работе. У нас есть замечательные – весенние!- рисунки художника Вл.Сутеева (Владимир Григорьевич Сутеев — детский писатель, художник, режиссер, мультипликатор. Карьера художника-иллюстратора началась с детских и подростковых периодических журналов: «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», «Искорка», «Пионерская правда» и других.) Посмотрите на них (слайд 5 )


-Как вы думаете, какова же цель нашего урока?

- Тема нашего урока созвучна цели урока

-Как сформулировать тему нашего урока?

Записываем в тетрадь тему урока (слайд 6)

Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным рисункам В.Сутеева


Формулируют цель и тему урока

Цель урока: научиться писать сочинение –рассказ по сюжетным рисункам

Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению по сюжетным рисункам.

Записывают в тетрадь


Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


4. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа по теме урока


(2 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного воспроизведения детьми темы;

Что мы видим на рисунках? (слайд 7=5)

Какие события изображает художник?

-Да, это история снеговика, попавшего весной в беду. Кто пришел ему на помщь7 Почему ребята помогают снеговику?

Какова будет основная мысль нашего рассказа? Ребята очень хотели сохранить жизнь своему другу – снеговику, потому что с ним было связано много радостных моментов зимой.

Сколько частей в рассказе должно быть?

- Какие средства выразительности вы будете использовать в своём сочинении?

Какую часть речи будем активно использовать в свеем рассказе? почему? (глагол; действие)



Отвечают на вопросы учителя

Вспоминают тропы

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Коммуникативные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.


5. Реализация намеченного проекта.


(10мин)


Установление правильности и осознанности изучения темы;

построение и фиксация нового знания. Первичное закрепление. Работа по созданию текста.

Работа по презентации (слайд 7)


Работа в группах (придумать подписи к каждому рисунку, используя раздаточный материал)


Получается план нашего будущего сочинения


Читаем план, анализируя, соответствует ли подпись изображенному на картинке (слайды – по очереди)

- Какие замечания вы можете сделать ? что бы вы хотели изменить в получившихся формулировках??


Записываем план в тетради (оставляя свободные строки для записей)

Обсуждают то, что изображено на рисунках;

Используют слова из лексич.подготовки в раздаточном материале

Каждая группа запишет на доске придуманную подпись к картинке. (или – на форматном листе маркерами)

Записывают в тетради понравившиеся слова.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера; владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками.

6.Релакс-пауза


(1мин)


«Спим…» (традиционная релакс-пауза)





Подготовка к следующему этапу урока

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Организация первичного контроля


(10мин)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков; применение нового знания в ходе групповой работы




- Работа в группах. Составление рассказа по получившемуся плану (еще раз озвучить осн.мысль будущего рассказа! Помнить о композиции!) (на экране – слайд 7)

-Обсудить, какие моменты - завязка, кульминация, развязка рассказа.



- Слушаем получившиеся рассказы (2-3 уч-ка), исправляем замеченные ошибки, вносим коррективы (нужный слайд!)


Обр.вним. на заключение: ребятам не хотелось прощаться с веселым снеговиком , т.к. он олицетворял зиму, дарил радость, был их другом, и они создали нового героя .

Сделайте вывод.


-Чей рассказ понравился?

Учащиеся слушают получившиеся рассказы, анализируют, выявляют недочеты, исправляют.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные:владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. : уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные : действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

(2мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

-Открываем дневники.

-Сформулируйте домашнее задание (РНО, сл.р, сочинение по созданному плану Придумать свой заголовок рассказа! (На моей стр. на сайте ПроШколу.ру посмотреть картинки или – перенести на флешки)

-Вопросы??

Записывают домашнее задание

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу.


9. Рефлексия


(2мин)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-Что вы можете сказать о нашей сегодняшней работе? (пользуемся памяткой «Рефлексия»; несколько уч-ся – по желанию.

Кто собой доволен? )

Чья работа вам понравилась?


-Оценки за урок


Используя памятку «Рефлексия», анализируют свою работу на уроке и результаты работы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;














































Раздаточный материал

Работа в группах ; у каждой группы - №, соответствующий №№ картинки



1.Рассмотрите рисунок 1. Что изображено на нём? Опишите героя картинки.

В качестве чего может быть это использовано:

экспозиции, завязки, кульминации, развязки?

Придумайте название рисунку (озаглавьте картинку). Запишите заголовок на доске.

Лексические материалы: снеговик, метла, чугунок, угольки, морковка, бравый, задорный, веселый, радовать детей всю зиму, играть вокруг него, доброта, радость, дружба



  1. Рассмотрите рисунок 2 . Что изображено на нем?

Почему изменился внешний вид снеговика?

Составьте предложения, включив в них описание внешнего вида

снеговика.

Придумайте название рисунку (озаглавьте картинку). Запишите заголовок на доске.

Лексические материалы: стало пригревать, таять, слезы, грустный, доброта, радость, дружба



  1. Рассмотрите рисунок 3. Что изображено на нём?

Что произошло со снеговиком?

Опишите природу, изменения, произошедшие со снеговиком.

Почему снеговик начал таять?

Можно ли считать это кульминацией рассказа?

Придумайте название рисунку (озаглавьте картинку). Запишите заголовок на доске.

Лексические материалы: яркое весеннее солнышко, лучи, пригревать, бесформенный, груда серого снега, , доброта, радость, дружба







  1. Рассмотрите рисунок4. Что изображено на нём?

Что случилось со снеговиком?

Куда он исчез? Для чего его зимой слепили ребята?

Что осталось от снеговика? Почему на рисунке появилась птица?

Можно ли изображённое на рисунке считать развязкой рассказа?

Придумайте название рисунку (озаглавьте картинку). Запишите заголовок на доске.

Лексические материалы: однажды весенним утром, исчезнуть, прозрачная лужица, метла, чугунок; все, что осталось, птицы , доброта, радость, дружба











  1. Рассмотрите рисунки 5,6,7. Что изображено на них?

Что случилось дальше?

Какое продолжение получила история со снеговиком?

Как ребята решили помочь своему другу-снеговику? Для чего? Расскажите, что делают ребята?

Дайте им имена, оцените их действия, характер и последовательность

работы. Что можно сказать об их трудолюбии и целеустремлённости?

Придумайте название рисунку (озаглавьте картинку). Запишите заголовок на доске.

Лексические материалы: пришли навестить, созданный ими зимой, огорчиться, не хотелось расставаться со своим другом, дружно взяться за работу, доброта, радость, дружба







6. Рассмотрите рисунок 8 . Что изображено на нём?

Какой новый герой создан ребятами? Для чего он? Страшила!!! Опишите его. Что чувствуют ребята? Какое у них настроение?

Придумайте название рисунку (озаглавьте картинку). Запишите заголовок на доске.

Лексические материалы: симпатичный, веселый, чучело, украшать чугунок, метла, радоваться, дружно поработать, доброта, радость, дружба









Просмотр содержимого презентации
«сюжетные рисунки РР»

Типы речи

Типы речи

  • Описание (какой?)
  • Повествование (что происходит?)
  • Рассуждение (почему?)
Словарная работа Эксп…зиц..я З..вя…ка Ра..витие действия Кульминац..я Ра..вя..ка Сюжет Ра…сказ

Словарная работа

Эксп…зиц..я

З..вя…ка

Ра..витие действия

Кульминац..я

Ра..вя..ка

Сюжет

Ра…сказ

Эксп о зиц и я  З а вя з ка  Ра з витие действия  Кульминац и я  Ра з вя з ка  Сюжет  Ра с сказ

Эксп о зиц и я З а вя з ка Ра з витие действия Кульминац и я Ра з вя з ка Сюжет Ра с сказ

Композиция рассказа

Композиция рассказа

  • Экспозиция
  • Завязка
  • Развитие действия
  • КУЛЬМИНАЦИЯ
  • Развитие действия
  • Развязка
Весной…

Весной…

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам  Вл.Сутеева «Весной»

Тема урока:

Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным картинкам Вл.Сутеева «Весной»

Весной…

Весной…

1 .

1 .

2

2

3 .

3 .

4.

4.

…

  • 5
8

8

Весной…

Весной…

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Словарная работа;
  • РНО;
  • Сочинение по рисункам
Найти повод для радости значительнее сложнее, чем для печали. А на самом деле – радость в нас самих, в наших делах, в наших душах. Надо только не лениться ее обнаружить. Ведь все в наших руках!

Найти повод для радости значительнее сложнее, чем для печали. А на самом деле – радость в нас самих, в наших делах, в наших душах. Надо только не лениться ее обнаружить. Ведь все в наших руках!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи

Автор: Александрова Татьяна Ивановна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-tiekst-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "185512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426186578"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация к уроку развития речи  на тему:  «Публичное выступление на общественно значимую тему». "
    ["seo_title"] => string(112) "priezientatsiia-k-uroku-razvitiia-riechi-na-tiemu-publichnoie-vystuplieniie-na-obshchiestvienno-znachimuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "216858"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433166188"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок развития речи "Сказка о грустном художнике" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-razvitiia-riechi-skazka-o-ghrustnom-khudozhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "137290"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417330650"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока развития речи по теме "Сочинение-описание по заданному плану "Краски осени" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-sochinieniie-opisaniie-po-zadannomu-planu-kraski-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "137568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370374"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Рассказ по серии картинок. Интегрированный урок( развитие речи, математика) "
    ["seo_title"] => string(78) "rasskaz-po-sierii-kartinok-intieghrirovannyi-urok-razvitiie-riechi-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "203806"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429546214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства