Представленный конспект урока является примером использования приемов и методов технологии развития критического мышления. Урок направлен на формирование способности анализировать информацию с позиции логики, выносить собственные суждения и отстаивать их в споре, работать в парах и группах. Материал, включенный в урок, носит воспитательный характер, позволяет формировать нравственные качества учащихся среднего звена. Задания для работы над ошибками подобраны в соответствии с программным материалом, используются элементы технологии опережающего обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Работа над ошибками" 6 класс»
Методическая разработка урока
«Работа над ошибками»
Выполнила: Костенко Светлана
Вениаминовна, учитель русского
языка и литературы муниципального
общеобразовательного автономного учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа №71» г. Оренбурга,
г. Оренбург, 2015
Урок русского языка, 6 класс
Тема: Работа над ошибками.
Знакомство с эпистолярным жанром.
Цели урока:
1. провести работу над ошибками, повторить правила, на которые были допущены ошибки;
2. познакомить учащихся с эпистолярным жанром, показать практическое предназначение данного жанра в жизни каждого человека; развивать коммуникативные компетенции;
3. воспитывать культуру речевого общения посредством переписки.
Оборудование: раздаточный материал (образец письма), фрагмент из художественного фильма «Тарас Бульба» («Запорожцы пишут письмо турецкому султану»).
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы проведем работу над ошибками, допущенными вами в контрольной работе, вспомним еще раз правила и закрепим их не совсем обычным для вас способом. О нем вы узнаете немного позже, а сейчас посмотрим на результаты ваших работ. Кого-то они порадуют, а кого-то и огорчат. (В тетрадях для контрольных работ записывается дата, производится работа над ошибками)
2. Работа над ошибками выполняется по традиционной схеме. Заполняется таблица:
Пишу правильно
Объясняю
Закрепляю
Работа может быть или коллективной, или индивидуальной, или в парах в зависимости от результатов. Для тех, кто справился на «5», предлагается работа консультанта или даются дополнительные усложненные или творческие задания. На всю работу отводится до 15 минут, после которой подводится итог.
3. Вступительное слово учителя.
Скажите, ребята, писали ли вы когда-нибудь письма? Что, по вашему мнению, должно содержать письмо? Кому оно может быть адресовано? Какой стиль используется?
Прочитайте, пожалуйста, высказывание, записанное на доске. Согласны ли вы с мнением автора? С чем бы вы поспорили? Какое слово для вас новое?
Мы не в ответе за слова, что произносим,
Не понимаем их порой.
А за письмо мы отвечаем,
Оно диктуется душой…
И пусть захочется писать.
Родным, и близким, и знакомым.
Эпистолярный жанр не должен умирать!
(Обсуждение стихотворения)
Воспитательный момент: человек должен отвечать и за то, что говорит, и за то, что пишет. Письмо, как правило, содержит личную информацию, передает чувства, эмоции, сокровенные мысли. Очень важно не обидеть собеседника, адресата.
Новое для вас понятие – эпистолярный жанр.
Эпистолярный жанр (греч.- «посылаю», устар. – письмо, послание) – относящийся к частной переписке, письмам, либо имеющий форму переписки. Возник этот жанр давно, еще в средние века, когда раздробленная Русь обменивалась письмами между городами, охваченными пламенем гражданской войны. Посмотрите эпизод из художественного фильма «Тарас Бульба» (использование ИКТ). (Можно заменить фрагмент фильма картиной «Письмо турецкому султану» и сопроводить его зачитыванием отрывка из повести Н.В.Гоголя.)
Обратите внимание, как ведут себя запорожцы, когда пишут письмо турецкому султану. Сколько эмоций, восторга выражают их лица. По всему видно, что это доставляет им огромную радость. В 7 классе мы познакомимся с вами на уроке литературы с повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
До нас дошли письма многих поэтов и писателей, видных ученых и военачальников. Из их писем, переписки мы узнаем об истории нашей страны, об их отношении к культурному наследию, о дружбе и верности, о подвигах и предательстве, обо всем, что имело для них огромную ценность в жизни.
Настоящей реликвией сегодня для нас стали письма с фронта. Маленькие треугольники писем ждали в каждой семье с большим нетерпением, потому что это была надежда на то, что самый дорогой человек жив, воюет. И это вселяло надежду и радость в сердца всех, кто эти письма получал. А уж какую радость они доставляли фронтовикам! Это было самым дорогим подарком для солдат: там, в тылу, их любят, ждут, надеются на их скорейшее возвращение домой. А для бойца это главное.
4. Работа с текстом
А могли бы вы поделиться своими чувствами по поводу результатов диктанта? С кем? На столах у вас лежат раздаточные материалы.
«Письмо ученому соседу»
Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под...лит...ся с тобой_ , потому что п.. .лучил_ . А ошибок-то всего_...
Ты зна...щь, оказывается, слово_ пиш... тся с буквой_. , так
как_....
Жаль, конечно, но я и не знал, что слово_ пиш...тся через_ , потому что_ _. А еще я д...пустил ошибку в слове__ , но теперь я запомнил, что ….
Предст...вляешь, такое простое слово, как….. , я написал с ошибкой
только из-за собственной невнимательности. Интересно, что, когда писал, сомн...вался в написан.. слова, зато в следующий раз я ни на минуту не усомнюсь и воспользуюсь правилом …… .' Несколько ошибок я допустил на правило…..
А слова …… мне следует запомнить. Правда, правило о……._я еще не изучал, поэтому и слово ……..написал неправильно.
Думаю, что в следующ... работе я учту все зам.. .чания и нап... шу ее на….
А теперь, мой друг, я пр.. .щаюсь с тобой и надеюсь, что мое письмо будет и тебе полезно. Но если вдруг я допустил ошибку, исправь, я обязательно ее проанализирую, исправлю и запомню, ведь человеку свойственно ошибат...ся, я считаю, что не стыдно не знать, но стыдно не учиться.
Прочитайте заголовок. Как вы думаете, почему так озаглавлен текст?
Какого соседа можно назвать ученым? Подберите к этому слову синонимы. Кто это может быть? Что нужно ученику, чтобы стать таковым?
Прочитаем основной текст. С чего он начинается? Как на письме выделяется обращение? Кому можно еще адресовать письмо?
Что нужно сделать, чтобы письмо получило завершенный вид? Чем такое письмо будет полезно вам и вашему другу? Согласны ли вы, что не стыдно не знать, но стыдно не учиться? Докажите. Заполните это письмо, только помните, что здесь важно не только правильно назвать орфограмму, но и грамотно объяснить правило ее написания. Обратите внимание, что в тексте пропущены орфограммы, которые вы тоже должны правильно написать. В конце любого письма обязательно указывается, от кого это письмо. Часто подпись сопровождается словами: с уважением, с любовью и т. д., после которых всегда ставится запятая.
(Данная работа позволит еще раз закрепить знания детей по слабо усвоенному материалу, повторить его, систематизировать, грамотно оформить теоретическое обоснование).
5.Самостоятельная работа учащихся.
6. Проверка написанного.
Чтение учащимися работ, обсуждение их. Отмечается, что удалось учащимся сделать правильно, а над чем еще нужно поработать.
(Если времени на уроке не остается для письменной работы, то можно предложить детям завершить эту работу дома, дать прочитать ее родителям. Но на следующем уроке учитель обязательно заслушивает варианты писем.)
7. Подведение итога урока.
С каким жанром вы познакомились? Чем интересен этот жанр?
Чему учились на уроке? Какие правила вам необходимо еще раз повторить?
8. Домашнее задание: найти образцы писем в журналах, газетах, художественной литературе и принести на урок.