kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – путешествие по стране Лексике

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ученики обощили знания по теме "Лесика" в форме Путешествия. ученики выполняли следующие задания: творческий диктант "Одним словом", игра "Перевертыш", "Пустое место", игра "Эстафета". По тему Фразеология ученики на рисунках находили спрятавшиеся фразеологизмы. Ученики вспомнили о Толковых словарях и завершили работу тестом на гениальность и кроссвордом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок – путешествие по стране Лексике»

Тема: Урок – путешествие по стране Лексике.


Цели урока: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Лексика».

2. Повысить познавательный интерес учащихся к предмету.

3. Создать творческую атмосфера на уроке.


Оборудование: карта страны Лексика, раздаточный материал, словари, тесты, кроссворды.




Ход урока

Ребята, сегодня мы повторим все, что мы изучили по теме «Лексика». Мы отправимся в путешествие по стране русского языка.

- Что такое «Лексика»? (Лексика – это словарный состав языка.)

(Учитель открывает карту Лексики.)

Учитель обращается к ребятам:

- Нас встречает огнями красивый город. Здесь люди живут большими семьями. В каждом доме всегда есть главный, остальные похожи на него кто лицом, кто фигурой. Живут они дружно, в согласии, каждый выполняет свою работу. Фамилии этих людей: Корни, Шляпки, Кнопки.

- Кто же здесь живет? (Многозначные слова.)

- Какие слова называются многозначные?

Задание: Творческий диктант «Одним словом» (замена толкования слова словом)

  1. Инструмент для шитья. Лист хвойного дерева. (игла)

  2. Горсть винограда. Малярная щетка. (кисть)

  3. Предмет для прикалывания бумаги к столу. Застежка на платье. (кнопка)

  4. Конечная часть состава поезда. У лисы он бывает пушистый. (хвост)

  5. Суша. Государство. Третья от солнца планета. (земля).

  6. Подземная часть растения. Начало, источник. Главная значимая часть слова. (корень)

Следующая наша остановка городок, обитатели которого живут большими дружными группами. Вот одна из них: кто улыбается, кто хохочет, кто заливается звонким смехом, кто-то умирает со смеху, а этот просто смеется. Здесь живут слова – друзья, поэтому им весело друг с другом.

- В какой город мы попали? ( в город синонимов)

- Что такое синонимы? (синонимы – это слова одной и той же речи, близкие по своему лексическому значению)

Задание: Эстафета. (на последнюю парту каждого ряда учитель кладет лист бумаги. Ученики должны написать слова – друзья. Выиграет тот, кто первый сдаст.)

Передохнув, мы отправляемся дальше. На пути нам встречается необычный город. Встречаем жителя, знакомимся – Ключ. А через некоторое время он попадается нам вновь, но при этом ведет странно: на наше приветствие не отвечает, когда окликаем его, оборачивается, но говорит, что видит нас впервые. Мы попали в город незнакомых близнецов. Между ними нет сходства и нет никакой связи.

- Кто живет в этом городе? (омонимы)

- Что такое омонимы? (омонимы – это слова одной и той же речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.)

Задание: Игра «Перевертыш».

Замени в словосочетании зависимое слово так, чтобы главное слово стали омонимами.

Водопроводный кран. (подъемный кран)

Вкусные лисички. (рыжие лисички)

Длинная коса. (острая коса)

Клуб дыма. (футбольный клуб)

Гибкий лук. (зеленый лук)

Следующий город встречает нас с шумом, криками, спорами. Прямо Вавилон какой-то. Только там люди не понимали друг друга из-за того, что говорили на разных языках, а здесь из-за непримиримых противоречии. Вот стоят двое, смотрят на одно здание и никак не могут решить, высокий это дом или низкий. А около хлебного магазина очередь разделилось на две группы, спорящие между собой: свежий хлеб или черствый. В этом городе живут слова - враги.

- Кто живет в этом городе? (антонимы)

- Что такое антонимы? (антонимии – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.)

Задание: игра «Пустое место».

Запишите только антонимы. Место слов синонимов оставить пустым.

  1. метель, пурга, буран.

  2. богатый – бедный.

  3. зима – лето.

  4. стужа, мороз, холод.

  5. пекло, жара, зной.

  6. широкий, узкий.

  7. война – мир.

  8. ложь – правда.

Последняя наша остановка городок, в котором люди общаются между собой необычно.

Ты спросишь жителя этого городка: «Где находится театр?». А он ответит: «Рукой подать». А если спросим их: «Как вам живется?» Они ответят: «Как сыр в масле катаемся». Как вы заметили, их речь ярка, выразительна. Вы догадались, кто здесь живет? (Фразеологизмы)

- Что такое фразеологизмы? ( устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову).

Задание: На рисунках найдите спрятавшиеся фразеологизмы.

  1. заварить кашу.

  2. играть с огнем.

  3. гладить по голове.

  4. висеть на телефоне.

  5. связать по рукам и ногам.

  6. посадить в галошу.

  7. искать иголку в стоге сена.

В стране Лексика живут мудрецы, к которым обращаются жители этой страны, чтобы решить свои наболевшие проблемы. Мудрецы всегда найдут ответы на все вопросы.

- Кто же такие эти мудрецы? (мудрецы – это словари)


Какие словари вы знаете?

  1. Он дает лексическое значение слов. (Толковый.)

  2. Он подбирает близкие по значению слова. (Словарь синонимов.)

  3. Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов.)

  4. Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический.)

  5. Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях в переносном значении.

(Фразеологический.)

  1. Он указывает на правильное произношение слов.

( Орфоэпический.)

  1. В нем дано правильное написание слова. (Орфографический.)


Наше путешествие подошло к концу. Вы многое увидели и узнали. И последнее наше задание : тест на гениальность.

Учитель: Ребята, вы увидели, что язык это целая страна, где все взаимосвязано, органично. И поэтому к ее жителям нужно относиться бережно и грамотно.

Игра: Посоревнуйся с автором. Закончить высказывание, победит тот, кто правильно ответит.

Не думай о том, что твоя страна может сделать для тебя, а думай о том, что (ты можешь сделать для своей страны.)

Учитель: Ребята, что вы можете сделать для своей страны?

Задание на дом: 1группа решает кроссворды. 2группа находит пословицы с антонимами. 3группа упражнение 597.



Тест на гениальность «Крылатые выражения»

  1. Блудный сын:

а) преданный сын

б) сын, вышедший из повиновения отцу

с) умный сын

  1. Буря в стакане воды:

а) большое волнение по ничтожному поводу

б) безмятежность

с) состояние огромного счастья

  1. Быть или не быть - вот в чем вопрос:

а) легко решаемый вопрос

б) вопрос, требующий решения перед серьезным шагом

с) неразрешимые вопросы

  1. И дым отечества нам сладок и приятен.

а) Родная земля влечем к себе человека, не допускает его забыть о себе.

б) человек может прожить и на чужбине

с) человеку все равно, где жить.

5. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

а) лучше жизнь, даже если быть рабом.

б) жизнь превыше всего

с) достойная смерть лучше постыдной жизни.

6. Не сотвори себе кумира

а) не поклоняйся слепо кому-, чему-нибудь

с) жизнь скучна без кумира

б) я – и есть кумир

7. Рыльце в пуху.

а) не иметь никакого отношения к чему-нибудь преступному

б) быть причастным к чему-нибудь преступному

с) пух на лице

8. Рыцарь без страха и упрека

а) человек мужественный, высоких нравственных достоинств.

б) упрекающий рыцарь

с) равнодушный человек

9. Со щитом или на щите.

а) проиграть битву

б) добиться цели или потерпеть полную неудачу.

с) перемирие

10. Соль земли.

а) наиболее творческая сила народа

б) дно моря

с) неактивная часть народа

11. Человек – это звучит гордо.

а) надо вести себя так, чтоб тебя уважали

б) человек бессилен перед обстоятельствами

с) человек сам за себя не отвечает

12. Эврика!

а) имя девочки

б) выражение радости при каком-либо открытии

с) выражение печали














По горизонтали:

5.Антоним прилагательного белый. 6.Синоним существительного родина. 10.Синоним прилагательного, возможный в словосочетании серый день. 11.Синоним существительного пища. 14.Антоним слова далеко. 15.Антоним слова широкий. 16.Синоним слова дорожка. 17.Синоним глагола бежать.


По вертикали:

1.Антоним слова горячий. 2.Синоним слова глаза. 3.Синоним прилагательного большой. 4.Антоним слова вверх. 7.Антоним слова рано. 8.Синоним прилагательного алый. 12.Синоним существительного бегемот. 13.Антоним слова бледный. 16.Антоним прилагательного яркий.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок – путешествие по стране Лексике

Автор: Токпанова Айжан Жакслыковна

Дата: 10.03.2015

Номер свидетельства: 183959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку "Путешествие по стране ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-po-stranie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "106316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402996207"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Путешествие в страну Лексики" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-v-stranu-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "104776"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402757025"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Урок-путешествие" в 5–8 х классов"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_urok_putieshiestviie_v_"
    ["file_id"] => string(6) "382322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485081579"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока " Путешествие по Лондону" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-po-londonu"
    ["file_id"] => string(6) "226138"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440086174"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "урок "Паронимы""
    ["seo_title"] => string(12) "urokparonimy"
    ["file_id"] => string(6) "294906"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455743894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства