kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Путешествие в страну Лексики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель:   расширить знания учащихся о языке, раскрыть  слово как элемент лексической системы.

  Задачи.

1.В ходе урока закрепить умение определять и объяснять лексическое значение слов, прямое и переносное значение слов, находить синонимы и антонимы;

2. Развивать навыки орфографической зоркости, развивать память, внимание, познавательный интерес к родному языку, устную и письменную речь;

3.  Воспитание учебной активности, формирование потребности писать грамотно, развитие чувства языка, формирование навыков сотрудничества;                                           

I. Психологический настрой

Улыбнитесь друг другу. Окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

II. Сообщение темы и задач урока.

     Сегодня мы отправляемся в чудную страну Лексики. Добраться до этой страны непросто. Нужно преодолеть много препятствий, суметь воспользоваться полученными знаниями. Только дружные, умелые ребята могут добраться до этой страны. Хотите попробовать? Тогда в путь – в страну Лексики!( слайд 1)

III. Каллиграфическая минутка.

- Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите с помощью данной схемы. С помощью этой буквы, образуются все слова. Какая это буква? ( слайд 2)

                          т                       к                        д

                               л                                  м

                                                                    к

Сегодня мы будем писать букву О. С помощью неё образуются слова кот, кол, кок, ком, код.

- Объясните лексическое значение каждого слова. Прописывают соединение буквы Оо с согласными по алфавиту.( слайд 3)

Ооб  Оов  Оог  Оод  Оож  Ооз…

Кот: домашнее млекопитающее животное, самец кошки.

Кок:1) повар на судне;

         2) вид мужской причёски ( торчащий вихрь)

Кол:1) заострённая толстая палка:

         2) низшая школьная отметка;

Ком: уплотнённый округлый кусочек чего-нибудь мягкого, рыхлого:

Код: система, список условных обозначений.

IY. Словарная работа.

На пути поляна Трудных слов. Чтобы пройти поляну необходимо вставить пропущенные буквы.(слайд 4)

  Р.машка, .дуванчик, баб.чка, жав.р.нок, п.рхать, с.л.вей, д.рога, топ.ль.

- Что общего в написании данных слов? ( во всех словах безударная гласная о и она непроверяемая – это общий орфографический признак). Выберем опорное слово для запоминания этих слов ( Ромашка).Объединим слова в одну «связку» - незамысловатый сюжет.( Около дороги стоит тополь. На нём сидят и поют жаворонок и соловей. Вокруг тополя растут ромашки и одуванчики. Над ними порхают бабочки.)

 -Из этих слов назовите, которое мы отнесём к многозначным. (Дорога)

Y. Орфографическая минутка

- Идём дальше, путь у нас нелёгкий, а время ограничено. На пути озеро Орфография.(слайд 5)

Нам  необходимо переправиться через него, а вот и 2 лодки. Нужно разделить слова на 2 группы по орфограммам.

1-вариант выписывает слова с безударной гласной в корне.

2- вариант с парной согласной в корне.

Взаимопроверка.

- Как проверить парный согласный в корне? Как проверить безударную гласную в корне?

  В.лна, п.сьмо, тру.ка, бли.кий, м.довый, фла.ки, тра.ка, затр.щал.

YI. Повторение и закрепление

1)  Мы преодолели препятствия и попали в замечательную страну Лексика.

- Вы знаете, что она обозначает?

Лексика- наука о словах, а точнее – об их значениях.

Слова – это строительный материал языка, на них на этом острове созданы прекрасные речевые задания. Вот они замки. Посетим каждый замок.

Вот дела – многозначные слова!

Вы на карту посмотрите.

Что заметили скажите? ( они имеют много значений) (слайд 6)

 Дети читают слова. ( слайд 7)

Хвост

1) Хвост есть у животных – часть тела.

2) Хвост есть у самолёта ( это его задняя часть)

3) Хвост поезда ( самый последний вагон)

4) Хвост очереди ( в самом конце, самый последний).

- Что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова? ( слово-помощник).

- Можете ли вы вспомнить многозначные слова?

Послушайте отрывок из рассказа «Овсянка» Н.Сладкова. Назовите многозначные слова – омонимы.

Инсценировка отрывка.( слайд 8)

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

-А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, - сказал Матвей, - и у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

- И я люблю! – сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная особенно с молоком!

- Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

- Да так. А ещё хороша с маслом!...

2) Мы отправляемся к следующему замку. Впереди нас дорога. Чтобы нескучно было идти, отгадайте загадку.( слайд 9)

Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час.

А вы, а вы друзья,

Не бейте нас. (часы)

А как же это часы ходят, да ещё бьют? ( двигаются стрелки, бьют – это сигнал бом-м-м)

Вывод: это переносное значение. Часы могут ходить и драться, как люди. Приведите примеры слов в переносном значении.

А вот  и замок Синонимы.( слайд 10)

- Что здесь лишнее? Найдите и расскажите. На доске:

Огонь, дым, пламя

Алфавит, азбука, чистописание

Шалун, тихоня, озорник

Это синонимы.( слова, которые разные по звучанию, но одинаковые по смыслу)

Запишите слово ребёнок и подберите к нему синонимы. Ребёнок  - дитя, малыш, малютка, крошка, деточка, детёныш.

3) Интересные были слова,

Но в дорогу нам пора.

А что это за слова:

День и ночь

Холод – жара,

Огонь – вода.

Идёмте сюда!

Что вы заметили? ( это антонимы) ( слайд 11)

Давайте поиграем! Чей ряд быстрее назовёт слова – антонимы? Я буду называть слово, а вы антонимы к нему.

1 ряд плакать, великан, грязь, острый, радость

2 ряд близкий, весёлый, любить, поднимать, чёрный

3 ряд зажигать, много, польза, правый, бедный.

Подберите антонимы к многозначным словам. ( слайд 12)

Лёгкий ( портфель, задача)

- Что значит лёгкий? (по весу), а задача – по трудности.

Так какие антонимы можно подобрать в этом случае? ( тяжёлый портфель, трудная задача)

Свежая газета – старая ( новая)

Свежий ветер – тёплый (прохладный)

Свежий воздух – грязный (чистый)

YII. Итог урока.

- Что изучает лексика?

Оцените свою работу на уроке. Выразите настроение знаками. (слайд 13)

YIII. Домашнее задание.

Написать рассказ о путешествии в страну Лексики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Путешествие в страну Лексики" »

КГУ «Школа-лицей №4 им.Абая»

г.Сатпаев Карагандинской области

Валеева Наталья Альбертовна

учитель начальных классов

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тема. Закрепление изученного

Раздел. Лексика

Тип урока: закрепление

Оборудование: авторский медиапродукт – презентация Рower Point 2007, 13 слайдов

Разработка урока.

Цель: расширить знания учащихся о языке, раскрыть слово как элемент лексической системы.

Задачи.

1.В ходе урока закрепить умение определять и объяснять лексическое значение слов, прямое и переносное значение слов, находить синонимы и антонимы;

2. Развивать навыки орфографической зоркости, развивать память, внимание, познавательный интерес к родному языку, устную и письменную речь;

3. Воспитание учебной активности, формирование потребности писать грамотно, развитие чувства языка, формирование навыков сотрудничества;

I. Психологический настрой

Улыбнитесь друг другу. Окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

II. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы отправляемся в чудную страну Лексики. Добраться до этой страны непросто. Нужно преодолеть много препятствий, суметь воспользоваться полученными знаниями. Только дружные, умелые ребята могут добраться до этой страны. Хотите попробовать? Тогда в путь – в страну Лексики!( слайд 1)

III. Каллиграфическая минутка.

- Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите с помощью данной схемы. С помощью этой буквы, образуются все слова. Какая это буква? ( слайд 2)

т к д

л м

к

Сегодня мы будем писать букву О. С помощью неё образуются слова кот, кол, кок, ком, код.

- Объясните лексическое значение каждого слова. Прописывают соединение буквы Оо с согласными по алфавиту.( слайд 3)

Ооб Оов Оог Оод Оож Ооз…

Кот: домашнее млекопитающее животное, самец кошки.

Кок:1) повар на судне;

2) вид мужской причёски ( торчащий вихрь)

Кол:1) заострённая толстая палка:

2) низшая школьная отметка;

Ком: уплотнённый округлый кусочек чего-нибудь мягкого, рыхлого:

Код: система, список условных обозначений.

IY. Словарная работа.

На пути поляна Трудных слов. Чтобы пройти поляну необходимо вставить пропущенные буквы.(слайд 4)

Р.машка, .дуванчик, баб.чка, жав.р.нок, п.рхать, с.л.вей, д.рога, топ.ль.

- Что общего в написании данных слов? ( во всех словах безударная гласная о и она непроверяемая – это общий орфографический признак). Выберем опорное слово для запоминания этих слов ( Ромашка).Объединим слова в одну «связку» - незамысловатый сюжет.( Около дороги стоит тополь. На нём сидят и поют жаворонок и соловей. Вокруг тополя растут ромашки и одуванчики. Над ними порхают бабочки.)

-Из этих слов назовите, которое мы отнесём к многозначным. (Дорога)

Y. Орфографическая минутка

- Идём дальше, путь у нас нелёгкий, а время ограничено. На пути озеро Орфография.(слайд 5)

Нам необходимо переправиться через него, а вот и 2 лодки. Нужно разделить слова на 2 группы по орфограммам.

1-вариант выписывает слова с безударной гласной в корне.

2- вариант с парной согласной в корне.

Взаимопроверка.

- Как проверить парный согласный в корне? Как проверить безударную гласную в корне?

В.лна, п.сьмо, тру.ка, бли.кий, м.довый, фла.ки, тра.ка, затр.щал.

YI. Повторение и закрепление

1) Мы преодолели препятствия и попали в замечательную страну Лексика.

- Вы знаете, что она обозначает?

Лексика- наука о словах, а точнее – об их значениях.

Слова – это строительный материал языка, на них на этом острове созданы прекрасные речевые задания. Вот они замки. Посетим каждый замок.

Вот дела – многозначные слова!

Вы на карту посмотрите.

Что заметили скажите? ( они имеют много значений) (слайд 6)

Дети читают слова. ( слайд 7)

Хвост

1) Хвост есть у животных – часть тела.

2) Хвост есть у самолёта ( это его задняя часть)

3) Хвост поезда ( самый последний вагон)

4) Хвост очереди ( в самом конце, самый последний).

- Что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова? ( слово-помощник).

- Можете ли вы вспомнить многозначные слова?

Послушайте отрывок из рассказа «Овсянка» Н.Сладкова. Назовите многозначные слова – омонимы.

Инсценировка отрывка.( слайд 8)

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

-А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, - сказал Матвей, - и у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

- И я люблю! – сказал Матвей.

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная особенно с молоком!

- Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

- Да так. А ещё хороша с маслом!...

2) Мы отправляемся к следующему замку. Впереди нас дорога. Чтобы нескучно было идти, отгадайте загадку.( слайд 9)

Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час.

А вы, а вы друзья,

Не бейте нас. (часы)

А как же это часы ходят, да ещё бьют? ( двигаются стрелки, бьют – это сигнал бом-м-м)

Вывод: это переносное значение. Часы могут ходить и драться, как люди. Приведите примеры слов в переносном значении.

А вот и замок Синонимы.( слайд 10)

- Что здесь лишнее? Найдите и расскажите. На доске:

Огонь, дым, пламя

Алфавит, азбука, чистописание

Шалун, тихоня, озорник

Это синонимы.( слова, которые разные по звучанию, но одинаковые по смыслу)

Запишите слово ребёнок и подберите к нему синонимы. Ребёнок - дитя, малыш, малютка, крошка, деточка, детёныш.

3) Интересные были слова,

Но в дорогу нам пора.

А что это за слова:

День и ночь

Холод – жара,

Огонь – вода.

Идёмте сюда!

Что вы заметили? ( это антонимы) ( слайд 11)

Давайте поиграем! Чей ряд быстрее назовёт слова – антонимы? Я буду называть слово, а вы антонимы к нему.

1 ряд плакать, великан, грязь, острый, радость

2 ряд близкий, весёлый, любить, поднимать, чёрный

3 ряд зажигать, много, польза, правый, бедный.

Подберите антонимы к многозначным словам. ( слайд 12)

Лёгкий ( портфель, задача)

- Что значит лёгкий? (по весу), а задача – по трудности.

Так какие антонимы можно подобрать в этом случае? ( тяжёлый портфель, трудная задача)

Свежая газета – старая ( новая)

Свежий ветер – тёплый (прохладный)

Свежий воздух – грязный (чистый)

YII. Итог урока.

- Что изучает лексика?

Оцените свою работу на уроке. Выразите настроение знаками. (слайд 13)

YIII. Домашнее задание.

Написать рассказ о путешествии в страну Лексики.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Путешествие в страну Лексики"

Автор: Валеева Наталья Альбертовна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "План –конспект урока Тема: Путешествие в страну "Лапландию" "
    ["seo_title"] => string(62) "plan-konspiekt-uroka-tiema-putieshiestviie-v-stranu-laplandiiu"
    ["file_id"] => string(6) "227311"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440683566"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку "Путешествие по стране ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-po-stranie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "106316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402996207"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "план-конспект урока "Путешествие в страну английского языка" "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-konspiekt-uroka-putieshiestviie-v-stranu-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "114796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411663833"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока " Путешествие по Лондону" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-po-londonu"
    ["file_id"] => string(6) "226138"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440086174"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по теме "Денежные единицы разных стран""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokapotiemiedieniezhnyieiedinitsyraznykhstran"
    ["file_id"] => string(6) "262123"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449254727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства