Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Цель: расширить знания учащихся о языке, раскрыть слово как элемент лексической системы.
Задачи.
1.В ходе урока закрепить умение определять и объяснять лексическое значение слов, прямое и переносное значение слов, находить синонимы и антонимы;
2. Развивать навыки орфографической зоркости, развивать память, внимание, познавательный интерес к родному языку, устную и письменную речь;
3. Воспитание учебной активности, формирование потребности писать грамотно, развитие чувства языка, формирование навыков сотрудничества;
I. Психологический настрой
Улыбнитесь друг другу. Окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
II. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня мы отправляемся в чудную страну Лексики. Добраться до этой страны непросто. Нужно преодолеть много препятствий, суметь воспользоваться полученными знаниями. Только дружные, умелые ребята могут добраться до этой страны. Хотите попробовать? Тогда в путь – в страну Лексики!( слайд 1)
III. Каллиграфическая минутка.
- Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите с помощью данной схемы. С помощью этой буквы, образуются все слова. Какая это буква? ( слайд 2)
т к д
л м
к
Сегодня мы будем писать букву О. С помощью неё образуются слова кот, кол, кок, ком, код.
- Объясните лексическое значение каждого слова. Прописывают соединение буквы Оо с согласными по алфавиту.( слайд 3)
Ооб Оов Оог Оод Оож Ооз…
Кот: домашнее млекопитающее животное, самец кошки.
Кок:1) повар на судне;
2) вид мужской причёски ( торчащий вихрь)
Кол:1) заострённая толстая палка:
2) низшая школьная отметка;
Ком: уплотнённый округлый кусочек чего-нибудь мягкого, рыхлого:
Код: система, список условных обозначений.
IY. Словарная работа.
На пути поляна Трудных слов. Чтобы пройти поляну необходимо вставить пропущенные буквы.(слайд 4)
Р.машка, .дуванчик, баб.чка, жав.р.нок, п.рхать, с.л.вей, д.рога, топ.ль.
- Что общего в написании данных слов? ( во всех словах безударная гласная о и она непроверяемая – это общий орфографический признак). Выберем опорное слово для запоминания этих слов ( Ромашка).Объединим слова в одну «связку» - незамысловатый сюжет.( Около дороги стоит тополь. На нём сидят и поют жаворонок и соловей. Вокруг тополя растут ромашки и одуванчики. Над ними порхают бабочки.)
-Из этих слов назовите, которое мы отнесём к многозначным. (Дорога)
Y. Орфографическая минутка
- Идём дальше, путь у нас нелёгкий, а время ограничено. На пути озеро Орфография.(слайд 5)
Нам необходимо переправиться через него, а вот и 2 лодки. Нужно разделить слова на 2 группы по орфограммам.
1-вариант выписывает слова с безударной гласной в корне.
2- вариант с парной согласной в корне.
Взаимопроверка.
- Как проверить парный согласный в корне? Как проверить безударную гласную в корне?
В.лна, п.сьмо, тру.ка, бли.кий, м.довый, фла.ки, тра.ка, затр.щал.
YI. Повторение и закрепление
1) Мы преодолели препятствия и попали в замечательную страну Лексика.
- Вы знаете, что она обозначает?
Лексика- наука о словах, а точнее – об их значениях.
Слова – это строительный материал языка, на них на этом острове созданы прекрасные речевые задания. Вот они замки. Посетим каждый замок.
Вот дела – многозначные слова!
Вы на карту посмотрите.
Что заметили скажите? ( они имеют много значений) (слайд 6)
Дети читают слова. ( слайд 7)
Хвост
1) Хвост есть у животных – часть тела.
2) Хвост есть у самолёта ( это его задняя часть)
3) Хвост поезда ( самый последний вагон)
4) Хвост очереди ( в самом конце, самый последний).
- Что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова? ( слово-помощник).
- Можете ли вы вспомнить многозначные слова?
Послушайте отрывок из рассказа «Овсянка» Н.Сладкова. Назовите многозначные слова – омонимы.
Инсценировка отрывка.( слайд 8)
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
-А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, - сказал Матвей, - и у меня дома тоже овсянка.
- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
- И я люблю! – сказал Матвей.
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная особенно с молоком!
- Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.
- Да так. А ещё хороша с маслом!...
2) Мы отправляемся к следующему замку. Впереди нас дорога. Чтобы нескучно было идти, отгадайте загадку.( слайд 9)
Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, а вы друзья,
Не бейте нас. (часы)
А как же это часы ходят, да ещё бьют? ( двигаются стрелки, бьют – это сигнал бом-м-м)
Вывод: это переносное значение. Часы могут ходить и драться, как люди. Приведите примеры слов в переносном значении.
А вот и замок Синонимы.( слайд 10)
- Что здесь лишнее? Найдите и расскажите. На доске:
Огонь, дым, пламя
Алфавит, азбука, чистописание
Шалун, тихоня, озорник
Это синонимы.( слова, которые разные по звучанию, но одинаковые по смыслу)
Запишите слово ребёнок и подберите к нему синонимы. Ребёнок - дитя, малыш, малютка, крошка, деточка, детёныш.
3) Интересные были слова,
Но в дорогу нам пора.
А что это за слова:
День и ночь
Холод – жара,
Огонь – вода.
Идёмте сюда!
Что вы заметили? ( это антонимы) ( слайд 11)
Давайте поиграем! Чей ряд быстрее назовёт слова – антонимы? Я буду называть слово, а вы антонимы к нему.
1 ряд плакать, великан, грязь, острый, радость
2 ряд близкий, весёлый, любить, поднимать, чёрный
3 ряд зажигать, много, польза, правый, бедный.
Подберите антонимы к многозначным словам. ( слайд 12)
Лёгкий ( портфель, задача)
- Что значит лёгкий? (по весу), а задача – по трудности.
Так какие антонимы можно подобрать в этом случае? ( тяжёлый портфель, трудная задача)
Свежая газета – старая ( новая)
Свежий ветер – тёплый (прохладный)
Свежий воздух – грязный (чистый)
YII. Итог урока.
- Что изучает лексика?
Оцените свою работу на уроке. Выразите настроение знаками. (слайд 13)
YIII. Домашнее задание.
Написать рассказ о путешествии в страну Лексики.
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт