kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Паронимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме: « Паронимы»

Учитель: Карякина О.В., МКВСОУ  «ОСОШ№ 9»

Урок русского языка 10  «А»класс

Цели

1. Повторить синонимы и антонимы;

 2. развивать навыки самостоятельной работы с различными словарями;

 3. способствовать обогащению речи учащихся, формировать интерес к родному языку;

4. подготовить к выполнению задания А3 на ЕГЭ.

Оборудование: Словарики паронимов, планы маршрута, словари, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока:

1.         Организационный момент.

1.         Вступительное слово учителя.

       Ребята, я знаю, что большинство из вас увлечено компьютерными играми. Погружаясь в игровой мир, вы совершаете виртуальное путешествие. На данном занятии мы совершим виртуальное путешествие в город ПАРОНИМОВ. Это путешествие не пройдет для вас бесследно, а поможет в выполнении заданий на ЕГЭ. Я не случайно выбрала эту тему, так как ПАРОНИМЫ – один из источников речевых ошибок.

Объявление темы урока.

        Сегодня мы будем изучать одно из лексических понятий «ПАРОНИМЫ». Посетим страну ЛЕКСИКИ, зайдем в дома ПАРОНИМОВ. Они живут парами. Жители домов предоставят ряд заданий, которые вы должны выполнить за вознаграждение. А наградой каждому активному будут подковки. Синяя подкова – оценка четыре, красная – пять.

Запись числа в тетрадь.

План путешествия.

        Слова в нашем русском языке удивительно многолики. Есть материальная оболочка слова (мы его видим и пишем), а под этой оболочкой прячется внутренний смысл, значение. Именно этот внутренний смысл изучает какая наука?(лексика).

       На ваших столах лежат планы путешествия. Разберемся в маршруте. Нам необходимо попасть в страну ЛЕКСИКИ, которая нам откроет двери лишь после того, как мы поработаем с синонимами и антонимами. После чего мы попадем в город ПАРОНИМОВ, где будем двигаться от дома к дому, выполняя задания, которые приготовили для нас жители этого города. А чтобы вы успешно справились со всеми заданиями, жители страны сделали словарики ПАРОНИМОВ, которые лежат у каждого на парте.

        Обратите внимание – домики разноцветные, поэтому и задания будут разнообразные. После выполнения определенного задания тот, кто получил синюю подкову, ставит в домике оценку 4, красную – 5. В конце урока я соберу маршруты путешествия и посмотрю, какие задания вызвали у вас затруднения, а какие вы выполнили успешно.

        Завершая путешествие, вы самостоятельно поработаете над тестами. Количество заработанных баллов внесете в центр круга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок "Паронимы"»

 

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме: « Паронимы»

Учитель: Карякина О.В., МКВСОУ «ОСОШ№ 9»

Урок русского языка 10 «А»класс

Цели

1. Повторить синонимы и антонимы;

2. развивать навыки самостоятельной работы с различными словарями;

3. способствовать обогащению речи учащихся, формировать интерес к родному языку;

4. подготовить к выполнению задания А3 на ЕГЭ.

Оборудование: Словарики паронимов, планы маршрута, словари, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока:

1. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, я знаю, что большинство из вас увлечено компьютерными играми. Погружаясь в игровой мир, вы совершаете виртуальное путешествие. На данном занятии мы совершим виртуальное путешествие в город ПАРОНИМОВ. Это путешествие не пройдет для вас бесследно, а поможет в выполнении заданий на ЕГЭ. Я не случайно выбрала эту тему, так как ПАРОНИМЫ – один из источников речевых ошибок.

Объявление темы урока.

Сегодня мы будем изучать одно из лексических понятий «ПАРОНИМЫ». Посетим страну ЛЕКСИКИ, зайдем в дома ПАРОНИМОВ. Они живут парами. Жители домов предоставят ряд заданий, которые вы должны выполнить за вознаграждение. А наградой каждому активному будут подковки. Синяя подкова – оценка четыре, красная – пять.

Запись числа в тетрадь.

План путешествия.

Слова в нашем русском языке удивительно многолики. Есть материальная оболочка слова (мы его видим и пишем), а под этой оболочкой прячется внутренний смысл, значение. Именно этот внутренний смысл изучает какая наука?(лексика).

На ваших столах лежат планы путешествия. Разберемся в маршруте. Нам необходимо попасть в страну ЛЕКСИКИ, которая нам откроет двери лишь после того, как мы поработаем с синонимами и антонимами. После чего мы попадем в город ПАРОНИМОВ, где будем двигаться от дома к дому, выполняя задания, которые приготовили для нас жители этого города. А чтобы вы успешно справились со всеми заданиями, жители страны сделали словарики ПАРОНИМОВ, которые лежат у каждого на парте.

Обратите внимание – домики разноцветные, поэтому и задания будут разнообразные. После выполнения определенного задания тот, кто получил синюю подкову, ставит в домике оценку 4, красную – 5. В конце урока я соберу маршруты путешествия и посмотрю, какие задания вызвали у вас затруднения, а какие вы выполнили успешно.

Завершая путешествие, вы самостоятельно поработаете над тестами. Количество заработанных баллов внесете в центр круга.

Проверка домашнего задания.

- Что такое синонимы, антонимы?

Дома вы работали со словарями синонимов и антонимов, подбирали синонимы и антонимы к данным на доске словам: УДАЧНЫЙ, ДОБРЫЙ, БУДНИЙ, СКРЫТЫЙ, ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ, НЕВЕЖА.

Два человека выходят к доске. Один записывает напротив каждого слова соответствующий ему синоним, другой человек – антоним. Третий человек выходит к доске и работает с предложениями. Выделенные слова он должен разобрать по составу:

На нас чуть (не) обрушилась КАМЕННАЯ глыба.

Мы шли по КАМЕНИСТОЙ тропке.

Параллельно проверяю индивидуальную домашнюю работу. Учащийся дома работал и этимологическим словарем и искал происхождение слов ДОБРЫЙ, УДАЧНЫЙ, НЕВЕЖА, ТАЙНЫЙ.

Проверяем ребят, работавших у доски.

Предлагаю учащимся найти в словарях значение слов КАМЕННЫЙ, КАМЕНИСТЫЙ. Опрашиваю. Предлагаю подобрать иллюстрации к словам КАМЕННЫЙ, КАМЕНИСТЫЙ. Первый ряд устно составляет словосочетания со словом КАМЕННЫЙ, второй – со словом КАМЕНИСТЫЙ.

Новая тема.

Для вас открыты двери в страну ЛЕКСИКИ. Теперь мы входим в город ПАРОНИМОВ. Слова КАМЕННЫЙ и КАМЕНИСТЫЙ являются ПАРОНИМАМИ. Они имеют один корень, схожи в написании, но различаются по своему лексическому значению. Записываем тему урока и значение термина – ПАРОНИМЫ.

Синий дом.

Мы попали в первый дом паронимов. Теперь должны выполнить задания, предложенные жителями этого дома. Необходимо подобрать паронимы к словам, данным на доске и определить их значение, пользуясь словарями.

Поощряю ребят подковами. Выставляем оценки в синий дом.

Желтый дом.

Двигаемся дальше по городу. Заглянем во второй домик.

Из двух паронимов, данных в скобках, выберите тот, что должен быть использован в данном контексте. Найдите значение этих паронимов.

Ранее (скрытные – скрытые) от всех архивные документы становятся доступны историкам.

(Невежа – невежда) он был абсолютный, и я ни разу не видел у него в руках ни книги, ни газеты.

Следующий вторник – (желанный – желательный) срок сдачи вами документов.

Поощряю подковами. Выставляют оценки в желтый домик.

Красный дом.

Теперь два человека, которые были активнее, получают индивидуальное задание от жителей следующего домика. Они будут корректорами и исправят ошибки в употреблении паронимов. Предложения выписаны из сочинений учащихся вечерней школы.

На карточках:

1 карточка

Алеша безропотно переносил все ТЯЖЕСТИ (ТЯГОТЫ)жизни.

Онегин ведет ПРАЗДНИЧНЫЙ (ПРАЗДНЫЙ) образ жизни.

Варвара была СКРЫТЫМ (СКРЫТНЫМ) человеком.

2 карточка

Кабанова показала себя очень предприимчивой и ЗАПАСНОЙ (ЗАПАСЛИВОЙ) хозяйкой.

ДУХОВНОЕ (ДУШЕВНОЕ) равновесие девушки было расстроено.

Катерина считала грозу ЗНАМЕНЕМ (ЗНАМЕНИЕМ) несчастья.

Работа по рядам.

Какое существительное подходит к одному из 2-х паронимов? Смотрят значение слов БЫВШИЙ, БЫЛОЙ

Ребята выходят к доске и указывают стрелкой, какое существительное подходит к данным паронимам.

Бывший Былой

Артист

Слава

Годы

Друг

Величие

Военный

Проверяем ребят, выполнявших индивидуальную работу. Выставляются оценки. Раздаются подковки.

Зеленый дом.

Разбираем значение слов АДРЕСАТ И АДРЕСАНТ

Первый ряд пишет соседу по парте послание, используя паронимы ОТПЛАТИЛ, ОПЛАТИЛ, второй ряд – ГУМАННЫЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ.

Закрепление. Выполнение тестов.

Проверка (на доске даны ответы, учащиеся сами себя оценивают)

Подведение итогов.

Индивидуальное домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
урок "Паронимы"

Автор: Карякина Ольга Владимировна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 294906

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока на тему "Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sinonimy-antonimy-omonimy-paronimy"
    ["file_id"] => string(6) "240760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445104488"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект  урока  на  тему "Паронимы. Разграничение  значений  и   употребление   паронимов» "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-na-tiemu-paronimy-razghranichieniie-znachienii-i-upotrieblieniie-paronimov"
    ["file_id"] => string(6) "226716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440432072"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "План - конспект по русскому языку на тему "Паронимы" "
    ["seo_title"] => string(51) "plan-konspiekt-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-paronimy"
    ["file_id"] => string(6) "152602"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420884989"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. "
    ["seo_title"] => string(34) "sinonimy-antonimy-omonimy-paronimy"
    ["file_id"] => string(6) "213511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432065644"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства