Урок по теме «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
Урок по теме «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
Урок по теме «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» задуман как урок-игра, во время которой учащиеся выполняя различные задания, участвуют в телепередаче, примеряя на себя роли редакторов, знатоков, экспертов, корректоров, корреспондентов. Для конструирования урока взяты узнаваемые элементы из разных телепередач, таких как: «Новости», «Контрольная закупка», «Детективы», интеллектуальные игры и др., и как результат - новая телепередача «Хочу все знать».
Урок с использованием элементов ролевой и имитационной игры позволяет решать серьезные учебные задачи, мотивировать учащихся на познавательную деятельность, желание получить знания, и, как результат, прочно усваивать новые учебные понятия.
Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, перевод знаний в опыт, решается ряд воспитательных задач: развитие умения работать сообща, прислушиваться к мнению других, деликатно воспринимать критику и корректно отзываться об ошибках своих товарищей, в игре приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели, развиваются воображение и фантазия, умения сравнивать и сопоставлять. Свободная развивающая деятельность, творческий активный характер игры на уроке, дух соревновательности и соперничества позволяют учащимся выполнять сложные учебные задания, находить самые оптимальные или нестандартные решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных». »
Урок по теме «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».
Выполнила: Дерябина Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«СОШ №3» г. Югорска.
Пояснительная записка
Урок по теме «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» задуман как урок-игра, во время которой учащиеся выполняя различные задания, участвуют в телепередаче, примеряя на себя роли редакторов, знатоков, экспертов, корректоров, корреспондентов. Для конструирования урока взяты узнаваемые элементы из разных телепередач, таких как: «Новости», «Контрольная закупка», «Детективы», интеллектуальные игры и др., и как результат - новая телепередача «Хочу все знать».
Урок с использованием элементов ролевой и имитационной игры позволяет решать серьезные учебные задачи, мотивировать учащихся на познавательную деятельность, желание получить знания, и, как результат, прочно усваивать новые учебные понятия.
Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, перевод знаний в опыт, решается ряд воспитательных задач: развитие умения работать сообща, прислушиваться к мнению других, деликатно воспринимать критику и корректно отзываться об ошибках своих товарищей, в игре приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели, развиваются воображение и фантазия, умения сравнивать и сопоставлять. Свободная развивающая деятельность, творческий активный характер игры на уроке, дух соревновательности и соперничества позволяют учащимся выполнять сложные учебные задания, находить самые оптимальные или нестандартные решения.
Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке осуществляется с учетом следующих факторов: дидактические цели ставятся в форме игровых задач; учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве игрового средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактических заданий связывается с игровым результатом.
Такая форма работы, как игра, дает возможность построить урок в соответствии с обязательными этапами любого типа урока. Данный урок - это изучение нового материала.
Специфика данного урока состоит в том, что организация работы учащихся строится на самостоятельном освоении знаний, поддержании живого интереса в изучении достаточно сложного учебного материала через игровую форму работы, через иллюстративность и межпредметные связи, а также практико-ориентированные задания.
Организация работы направлена на формирование навыков работы в группе и в парах, развитие умений находить причинно-следственные связи, анализировать языковой материал.
Форма обучения - групповая, фронтальная и индивидуальная. Группы формируются по принципу равносильности в знаниях, т.е. в каждом миниколлективе присутствуют ученики разного уровня подготовки.
Учитель не дает готовых знаний учащимся, его роль – это роль режиссера, который инструктирует задания, организовывает коррекцию знаний по ходу урока.
Учащиеся 5 класса владеют такими познавательными УУД, как умение ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию, сравнивать языковые явления, подробно пересказывать прочитанное и прослушанное; регулятивными - организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий, составлять и выполнять план работы; коммуникативными - участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать других, сотрудничать в совместном решении проблем.
Недостаточно владеют умениями анализировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, работать по алгоритму, сверяясь с целью, доказательно обосновывать свою точку зрения, самостоятельно исправлять ошибки, а также понимать позицию другого, организовывать работу в группе. Именно отработка этих УУД легли в основу организации урока.
При подготовке к уроку были учтены требования учебной программы: формирование знаний по теме «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных», умений определять особенности правописания таких существительных, применение орфографического правила. Учтены требования ФГОС: через нестандартную форму урока формировать личностные УУД (положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся), предметные (знакомство с новым правилом и его применение в устной и письменной речи, формирование умений работать с опознавательными признаками орфограммы), метапредметные УУД (познавательные - самостоятельно вычитывать информацию, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные - работать по алгоритму, сверяясь с целью, самостоятельно исправлять ошибки; коммуникативные - понимать позицию другого, организовывать работу в группе).
В соответствии с ФГОС урок строится в деятельностном режиме, где учащиеся - это самостоятельно-мыслящие личности, каждое задание требует навыков осознанного восприятия материала, умения корректировать собственную деятельность и деятельность других учащихся.
Для организации такой работы были выбраны различные методы, приемы и формы обучения, которые являются эффективными для достижения цели: репродуктивный - организационный момент, применение орфографического правила по алгоритму. Метод проблемного изложения – создание проблемной ситуации, в которой учащиеся определяют, что перед ними новое орфографическое правило, исследовательский, когда учащиеся выступают в роли ученых – лингвистов, которые выводят орфографическое правило и определяют закономерности правописания от определенных условий выбора. В соответствии с задачами урока больший процент составляет групповая форма работы, при которой дети учатся самостоятельно проверять выдвинутые гипотезы, организуют выполнение заданий, корректируют результаты, во время коллективной деятельности учащиеся в большей степени контролируют результаты. Дидактические и иллюстративные материалы делают урок ярким и динамичным.
При проектировании урока учитываются социально-психологические особенности учащихся: соответствие возрасту, интересам, учебно-материальная база (презентация), соблюдены гигиенические нормы (освещение, проветривание помещения, чередование иллюстративного и медийного материалов) и эстетичность (яркая наглядность, использование различных средств обучения), темпоритмические (постоянная смена деятельности, высокий темп, разнообразие заданий, в соответствии с требованиями ФГОС - физкультпауза).
В течение урока возможны изменения в содержании: учащиеся могут догадаться об особенностях правописания и озвучить новое правило раньше, чем задумано, тогда поиск будет заменен на доказательства и работу с алгоритмом. Задания будут направлены на формирование умений применять новое правило. Также могут быть допущены ошибки в новых знаниях, и, как следствие, проведена работа по коррекции знаний. Причиной успеха такого урока может служить то, что он составлен в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС
В связи с ведением ФГОС второго поколения школа является пилотной, стажировочной площадкой по опережающему введению ФГОС основного общего образования ХМАО – Югры, поэтому данный урок для 5 класса составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения и в качестве открытого урока был представлен педагогическому сообществу на региональном семинаре в г. Югорске.
Основная часть
Технологическая карта урока
ФИО учителя Дерябина Елена Владимировна
Класс 5
Дата 01.04.2014
Предмет русский язык
Тема урока: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Место и роль урока в изучаемой главе (разделе, теме): тема «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных» содержит новые сведения, на основе уже известного материала о правописании имен существительных.
Тип урока: изучение нового материала.
Урок проходит в форме телепередачи «Хочу все знать».
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием -о/-е в окончаниях существительных после шипящих и ц в окончаниях существительных , обратить внимание на опознавательный признак орфограммы – шипящий и ц перед гласной, на зависимость написания гласной в окончании от ударения.
Задачи урока:
Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,чувства уверенности в своих силах, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Предметные: формировать умения, используя алгоритм, применять правило написания о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.
Метапредметные: познавательные — формировать умения самостоятельно добывать информацию, наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; регулятивные - работать по алгоритму, сверяясь с целью, самостоятельно исправлять ошибки, а также коммуникативные - понимать позицию другого, высказывать свою точку зрения, организовывать работу в группе.
Ресурсы (оборудование и учебно-методическое обеспечение):
Микроцельэтапа: психологическая подготовка и организация учащихся, включение в деловой ритм. Подведение к озвучиванию темы урока.
Содержание.
Звучит заставка киножурнала «Хочу все знать»
Добрый день, дорогие ребята.
Мы начинаем нашу телепередачу - игру «Хочу все знать», и с вами буду я, режиссер нашей программы, а вы будете сегодня моими сотрудниками и помощниками. Откройте тетради и запишите число.
Условия игры:
1.Работа в командах - группах. Выполнение заданий на карточках.
Работая группами в различных рубриках, вы примерите на себя роли людей разных профессий, работающих в сфере телевидения и СМИ.
2. За каждое правильно выполненное задание на карточках команда - группа получает вознаграждение - накопительные баллы (медальки зеленого цвета). Стоимость зеленой медали -1 балл.
3.За каждый дополнительный вопрос, заданный учителем, предоставляются подарочные бонусы (медальки красного цвета). Стоимость подарочного бонуса тоже 1 балл. Затем эти баллы переводятся в оценку. Оценивание знаний, полученных на уроке будет осуществляться следующим образом. Каждая группа может набрать определенное количество баллов, которые по окончании урока переводятся в оценки «4» или «5». Если количество баллов соответствует оценке «3», можно дать возможность на следующем уроке добрать баллы за правильно выполненное домашнее задание.
Формируемые УУД: положительное отношение к учению.
Условия достижения положительных результатов: сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя и учеников.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: доброжелательный настрой, готовность класса, быстрое включение в деловой ритм.
II. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Примерное время - 6 минут.
Микроцель этапа: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала. Формировать умение формулировать тему и цели урока.
Содержание этапа.
Начнем мы нашу телепередачу с рубрики «Актуальные события».
- Итак, задание 1. Вы - детективы.
-Неизвестный захотел вскрыть наш «Сундучок знаний» и взломал ключевое слово, оно рассыпалось. У вас на парте отдельные буквы. За минуту вы должны собрать ключевое слово и открыть сундучок. Это слово - орфограмма.
-Почему это слово ключевое? (знакомство с новой орфограммой, дополнительный бонус за правильный ответ).
Наш сундучок открыт и в нем следующее задание.
Задание 2. Кто быстрее? Вы – знатоки. За каждый правильный ответ группа получает зеленую карточку.
-Какую букву напишем в слове ш..рох; (О).
-Какую гласная вы пропущена в слове ц..рк. Почему? ( И ).
-Назовите безударную гласную в корне слова дер..во? (Е).
-Какое слово в словосочетании остаться после уроков является предлогом? (после).
-По какому признаку можно объединить звуки ж, ш, щ, ч в словах жизнь, чудо, щавель? (шипящие).
В какой морфеме находится орфограмма в слове на урок..?(в окончании).
- Назовите часть речи слова рожь. (существительное).
Во время выполнения задания учитель на доске записывает правильные ответы (ключевые слова). Впоследствии складывая эти ключевые слова, ученики формулируют тему урока.
- Внимательно посмотрите на ключевые слова и сформулируйте тему урока. Чья группа точнее сформулирует тему урока, получает дополнительный бонус.
Следующая наша рубрика«Новости орфографии». Вы - спецкоры. А кто такие спецкоры? (Дополнительный бонус за правильный ответ).
Задание 3.
Посмотрите внимательно, перед вами слова за рубежОм, с товарищЕм
Почему в о одном слове пишется в окончании О, а в другом Е?
Перед вами три смайлика ЗНАЮ, НЕ ЗНАЮ, ХОЧУ знать, поднимите важный для вас смайлик
- Сформулируйте цели урока, используя начало предложений:
1) узнать …
2) научиться …..
- Есть какие-нибудь гипотезы? Что обозначает слово гипотеза? (дополнительный бонус за правильный ответ)
Формируемые УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли, организовывать работу в группе, прогнозирование, сотрудничество.
Условия достижения положительных результатов: умение четко и однозначно вместе с обучающимися сформулировать цели урока, показать, чему должны научиться и какими знаниями овладеть учащиеся в процессе урока.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
III. Этап усвоения новых знаний. Открытие нового знания. Фиксация способа действия.
Микроцель этапа: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, добиться усвоения учащимися способов, которые привели к данному обобщению, на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки УУД.
Примерное время: 10 мин.
Содержание этапа:
- В рубрике «Юные исследователи» я предлагаю сделать самостоятельное открытие. Вы молодые ученые – лингвисты. Работая в группах, выполнить задание и сформулировать правило. У вас на столах карточки со словами для наблюдения.
Задание 4.
Мудрецом, полотенцем, свечой, с огурцом, с малышом, за тучей, перед встречей, чертежом, над рощей.
Задание: запишите слова в два столбика (с ударным и безударным окончанием). Сделайте вывод о том, когда после шипящих и Ц пишется в окончаниях О, а когда – Е.
В окончаниях существительных после________________
Под ударением пишем__________, без ударения__________.
-Представьте научные отчеты. И право мы даем группе, которая первой справилась с заданием. Остальные внимательно слушают, ваша задача согласиться или не согласиться с предложенным вариантом, высказать свою точку зрения.
-Ребята, к этим выводам мы пришли с вами самостоятельно, а вдруг они ошибочные?
- Сверьте правило, выведенное вами, с правилом в учебнике.
- У кого получилось точнее? Молодцы.
- Пишется ли в окончаниях существительных буква ё? (дополнительный бонус за правильный ответ).
-Успех любого исследования зависит от правильного порядка действий. Как мы называем такой порядок? (Алгоритм).
-И врубрике «Полезные советы» вы – редакторы.
Задание 5. Возьмите следующую карточку и прочитайте задание.
Перед вами поврежденный алгоритм применения данной орфограммы, пользуясь правилом в учебнике, проставив цифры от 1 до 6, попробуйте восстановить последовательность действий.
Поврежденный алгоритм.
Поставь знак ударения.
Определи часть речи
Прочитай слово.
Подчеркни щипящий или Ц.
Выдели окончание.
Сделай вывод.
Верный ответ:
5.Поставь знак ударения.
4.Определи часть речи
1.Прочитай слово.
2.Подчеркни щипящий или Ц.
3.Выдели окончание.
6.Сделай вывод.
Выступление одной из групп. Остальные учащиеся слушают и сверяют со своими вариантами.
-У кого иначе?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов (обсуждение алгоритмов), приходят к общему мнению, исправляют ошибки, допущенные при выполнении задания.
-Запишите исправленный алгоритм в тетрадь.
Подведение итогов данного этапа, коррекция знаний.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Метод, прием обучения: исследовательский.
Формируемые УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, формировать умения самостоятельно вычитывать информацию, анализировать, сравнивать, сверяясь с целью, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно исправлять ошибки, а также понимать позицию другого, организовывать работу в группе.
Условия достижения положительных результатов: активизация мыслительной деятельности, включение в исследовательскую работу, в самоорганизацию процесса учения, осознание учебного материала.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: качество ответов учащихся, активное участие класса в учебной самостоятельной работе.
IV. Этап закрепления новых знаний.
Микроцель этапа: закрепить знания и УУД, которые необходимы для самостоятельной работы, добиться повышения уровня осмысления материала, глубины его понимания.
Примерное время: 15мин.
-Следующая рубрика «Точка зрения», и вы - дикторы.
Задание 6.О или Е?
-Пользуясь алгоритмом, грамотно, четко обоснуйте свою точку зрения.
Работаю над чертеж..м, с открытым сердц..м, разговаривать с продавц..м, подставить плеч.., быть врач..м, под ярким солнц..м, следить за кож..й, открыть ключ..м.
Каждая группа может прокомментировать по два словосочетания по выбору и получить красные медальки за грамотные ответы.
Физкультпауза.
Цель физкульминутки: удержать и повысить умственную работоспособность учащихся на уроке, создать кратковременный активный отдых, состояние комфорта во время учебного процесса.
Сегодня первое апреля день шуток, и вместо рекламной паузы - игра «Верю – не верю». Если верите – хлопаете в ладоши, нет – топаете и веселитесь.
- Какое орфографическое правило встретилось в словах борщом, рощей, врачом, невежей? Дополнительный бонус группе, первой ответившей на этот вопрос.
- Следующая рубрика «Письмо в газету, а вы - корректоры. Вот текст письма.
Задание 7. Используя новое правило, алгоритм, отредактируйте текст, исправьте ошибки в письме.
Дорогая редакция!
Недавно я сочинил сказку, но не уверен в знании орфографического правила «О – Е после шипящих в окончаниях имен существительных».
Жили-были король Ударение и его две дочки – принцесса О и принцесса Е. Но иногда они выходили из-под королевского контроля: могли быть ударными и безударными. Однажды король Ударение с принцессами отправился в сад. Королевский сад охранял сторож Ц, его ничего не раздражало, потому что он был твёрдым и глухим.
Вдруг принцесса О увидела маленькую змею и побежала к ней. Когда это увидел король Ударение, то от страха закричал на дочь:
- Это хорошо, что ты встретилась с ужём. А, может, надо бежать за врачём?
От страха он побледнел лицом и предложил:
- Принцесса, я накормлю тебя борщом, и ты займёшься своим любимым делом: рисованием карандашём.
А принцесса Е, испугавшись гнева короля, убежала и заплакала. Король стал уговаривать свою дочь:
- Не плачь, будь умницой. Я угощу тебя грушой.
За этим зрелищем следил сторож Ц.
-Сколько допущено ошибок в письме? Проверка отредактированного письма у одной из групп проверяется при помощи документ - камеры, остальные учащиеся сверяют свои тексты, при необходимости дополняют, комментируют, исправляют допущенные ошибки.
-А как, по – вашему, могла закончиться сказка? И теперь вы – соавторы.
Задание 8. Придумайте концовку сказки, включив в свои предложения, слова на изученную на уроке орфограмму.
Следующая рубрика «Контрольная проверка», и вы – эксперты.
Задание 9. Перед вами карточка со словами на изученную орфограмму, вы записываете только буквы О или Е.
Взаимопроверка (обмен между группами) по заранее подготовленному учителем образцу. При проверке обязательно обратить внимание на произношение последнего слова.
Формируемые УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, анализировать, работать по алгоритму умение находить ошибки и самостоятельно их исправлять, умение оценивать правильность выполнения действия, понимать позицию другого, делать выводы, организовывать работу в группе, а также осуществлять контроль, коррекцию знаний.
Условия достижения положительных результатов: оперирование полученными знаниями в решении практических задач, закрепление знаний, дополнение, уточнение, исправление ошибочных суждений, определение качества освоения материала.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: выяснение прочности и уровня осознанности знаний, умение узнавать и соотносить факты с правилами, умение воспроизводить основные идеи нового материала, конкретизировать их.
V. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж его выполнения.
Примерное время - 4 минуты.
Микроцель этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность.
Содержание этапа: Для того чтобы закрепить новое правило, вам необходимо дома выполнить следующие задания: задания по выбору: упр. 536, 537 по выбору, упр. 540 составить предложения, включив в них словосочетания из упражнения, сочинить свою сказку на орфографическое правило. Откройте, пожалуйста, учебник, прочитайте задания к упражнениям. Какие возникли вопросы по выполнению домашнего задания? Параграф 88.
Формируемые УУД: положительное отношение к учению.
Условия достижения положительных результатов: подробный инструктаж, выполнение этапа в границах урока, полное внимание учащихся.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: правильное выполнение домашнего задания (выясняется на следующем уроке).
VI. Рефлексия.
Микроцель этапа: подведение итогов урока, самоанализ деятельности и ее результатов.
Примерное время: 3 - 4 минуты.
Содержание этапа:
А сейчас подведем итог урока:
-Интересная у нас получилась передача? Кем вы сегодня были, работая в нашей телепередаче?
-С каким новым правилом познакомились, участвуя в телепередаче «Хочу все знать»?
- Давайте вернемся к гипотезе. Подтверждена ли наша гипотеза? Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Какие задания в рубриках вызвали особый интерес, встретились ли затруднения при выполнении заданий? Какие?
Оценивание знаний:
-А теперь – заслуженные награды. Посчитайте полученные вами баллы и бонусы. Если ваша группа набрала 9 – 10 баллов, ваша оценка – «5», если 7-8 баллов – оценка «4». Если менее 6 баллов, не огорчайтесь, у вас есть возможность, выполнив правильно домашнее задание, набрать дополнительные баллы и получить положительную оценку.
-Как вы знаете, ни одна телевизионная программа не обходится без прогноза погоды.
-Последняя рубрика нашей передачи «Прогноз погоды».
Дать точный прогноз погоды нам поможет «Барометр настроения» Перед вами смайлики: солнышко, солнышко и тучка, и грозная тучка. Вы сами выберете такой, который соответствует вашему настроению: солнышко - радость от проделанной работы, солнышко и тучка – в целом, все получилось, но были небольшие затруднения, грозная пасмурная тучка - вы считаете, что зря потратили время.
Спасибо за урок, мне с вами было очень приятно сотрудничать, оставьте на доске в виде смайлика свое настроение.
Формируемые УУД: положительное отношение к учению, контроль, оценка, самоанализ деятельности, коррекция знаний.
Условия достижения положительных результатов: эмоциональный настрой, организация внимания.