Я предлагаю конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Не с существительными" с использованием ИКТ. Внедрение мультимедийных средств позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Объяснение нового материала с сопровождением динамической схемы, алгоритмом действия является более эффективным, поэтому новый материал вызывает большой интерес у учащихся, облегчает процесс усвоения за счет визуализации информации.Очень удобно использование упражнения с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. Это развивает внимательность и критическое мышление, снимает страх получения оценки. Использование теста на уроке позволяет учащимся самостоятельно выбрать темп выполнения задания, а также развивает конкретность и четкость, самостоятельность, оперативный контроль.Все это может существенно повысить уровень обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Да-да, именно коллеги. Я, ребята, назвала вас так не случайно. Сегодня мы будем заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «Слово - дело великое...Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока - слайд № 2).
П. Лингвистическая разминка « Да-нетка »
- Вот навык владения словом и поможет вам справиться с лингвистической разминкой, которая называется «Да-нетка». Правила этой разминки таковы: я загадала правило, а вы попытаетесь отгадать его, задавая наводящие вопросы, которые должны быть сформулированы таким образом, чтобы я могла ответить словами «да» или «нет». Оценивать ваш:* ответы сегодня я буду жетонами. Задавайте мне вопросы. {Ученики задают учителю вопросы. Например.
1.Это правило мы учили в 5 классе?- Да.
2.Это правило о правописании слов?- Нет.
З.Это правило о частях речи?- Да.
4.Это правило об имени существительном?- Да.)
Молодцы! Отгадали!
III. Актуализация знаний учащихся
- А теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях. Кто хочет, может воспользоваться при ответе карточками-помощниками (См. приложение № 1). Оценивать ваши ответы я буду жетонами. (Ответы учащихся).
Отлично справились! Знание правила об имени существительном нам нужно для того, чтобы уметь отличать существительные от других частей речи.
Это умение мы проверим, выполнив устный распределительный диктант. ( Слайд № 3). Прочитайте внимательно слова. (По щелчку изображение выцветает). Но что это? Что случилось с изображением? Ребята, там ошибка! Ловите её! (Приём «Лови ошибку»)
«Негодовать» надо писать слитно. Почему?
Это глагол, который не употребляется без не. (Щелчок мышью).
Задание: разделите слова на две группы по частям речи. (Учащиеся выполняют задание).
1.Какие части речи вам встретились? (Существительные и глаголы).
2.Назовите существительные.
3.Назовите глаголы.
4.Как пишется не с глаголом.
(Слайд № 4).
IV.Объявление темы и цели урока.
Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Не с существительными». Запишите её в тетрадь.
Ход наших мыслей я записала в «Мыслительный лист», который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)». (Слайд № 5)
В графе «Знаю» дано правило, на которое мы сегодня будем опираться. Это правило о написании не с глаголом.
В графе «Хочу узнать» сформулирован вопрос дня: «Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда - раздельно». В графе «Узнал(а)» мы запишем ответ на этот вопрос.
- Но вначале предлагаю вам выполнить словарную работу.
Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).
Давайте уточним. (Слайд № 6).
Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение.
А теперь составьте с ними словосочетания или предложения (по выбору).
V.Изучение нового материала.
Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не).
Правильно! Вот мы и вывели первое правило.
Читаем в «Мыслительном листе» первое правило и проговариваем его: не с существительным пишется слитно, если не употребляется без не.
- Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.
Учитель рассказывает грамматическую сказку Ф.Кривина. (См. приложение № 2.)
Какие слова вы услышали? (Неряха, негодяй и др.).
Как они пишутся с не?
Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть?
Почему?
VI.Исследовательская работа (См. приложение № 3).
А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком
раздельно?» Для этого разобьёмся на мобильные группы из четырёх человек: ребята, сидящие за первыми и третьими партами, повернитесь назад.
- Распределите роли:
1) руководитель группы; 2)оформитель;
3)спикер;
4)эксперт.
В задачу руководителя входит организация работы группы, оформитель записывает ответ в «Лист контроля», спикер отвечает на вопрос, данный группе, эксперт оценивает работу группы по предложенным критериям.
- Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные:
1)Если ты выбираешь файл с зелёным жетоном, значит, помощь тебе не нужна.
2)Если - с жёлтым, тебе будет дана небольшая подсказка.
3)Если - с красным, то в помощь тебе даётся учебник. Внимание! На мониторе - порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 7). Время работы - 7-10 минут.
Обсуждение итогов исследовательской работы
- Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп. Слово предоставляется спикерам.
1 гpynna. Когда же не с существительным пишется слитно? (Когда его можно заменить синонимом.) (Открыть второй пункт в « Мыслительном листе»).
2 группа. Приведите примеры.
3 группа. Когда не с существительным пишется раздельно? (Когда в предложении есть антонимы, то есть противопоставление, и союз а).
4группа. Приведите примеры. (Открыть третий пункт в «Мыслительном листе»).
-Кто смог придумать свои примеры?
Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике (с. 95, п.43). Прочитаем правило вслух.
- К правильным выводам мы пришли?
Эксперты, оцените работу своей группы и сдайте «Листки эксперта». Оформители, сдайте «Листы контроля». Работа в группах окончена. Займите свои места.
VII. Систематизация знаний с помощью алгоритма
- Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему. Для этого используем алгоритм. (Слайд № 8).
1.Применение алгоритма на практике
Попробуем применить его в работе. (На доске даны предложения).
Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Запишите предложения.
1)Ум определяется (не) возрастом, а головой. 2)Каждая (не)удача прибавляет ума. 3)(Не)вежество – орудие( не)вежды.
2. Тест на первичное усвоение материала по теме «Не с существительными» (См. приложение №4)
- А теперь проверим, как вы усвоили материал с помощью теста. Вы можете выбрать уровень сложности.
Кто уверен в своих силах, смело выполняйте весь тест.
Кто сомневается, может выполнить задания группы А и Б или только группы А. Время выполнения 5-7 минут.
Закончили работу. Проверьте себя. (Слайд № 9).
Кто правильно выполнил всю работу?
Кто сделал одну ошибку?
Значит, нам ещё есть над чем работать.
3. Творческая работа (См. приложение № 5).
-Сейчас нам предстоит творческая работа, которую мы начнём со стихотворения «Устная речь» В. Шефнера . (Учитель выразительно читает стихотворение).
Гаснет устная словесность, Разговорная краса.
Отступают в неизвестность Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо-
Не скудела в наши дни.
-Ребята, посмотрите: и эпиграф к уроку, и это стихотворение учат нас правильно пользоваться тем бесценным даром, которым мы владеем - словом.
Вот мы сейчас и попробуем создать собственный текст.
Задание: написать сочинение-миниатюру или отдельные предложения (на выбор) на тему «Как вести беседу?»
Используйте в своей работе опорные слова, данные в задании. Время выполнения 5-7 минут. (Слайд № 10).
Проверка выполнения творческого задания.
Прочитайте своё сочинение.
Кто придумал предложения?
Как вы написали слова с не!
VIII. Рефлексия
Делаем вывод.
1)Что мы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
(Когда не с существительным пишется слитно, а когда - раздельно).
План ответа на вопрос «Что такое имя существительное?»
(уровень Б)
Что такое имя существительное?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Что ты можешь сказать о роде существительных?
Как изменяются существительные?
Какими членами предложения могут быть?
Опорная карточка к ответу на вопрос «Что такое имя существительное?»
(уровень А)
1. Имя существительное-это часть речи, которая обозначает ... и отвечает на вопросы...?...?
2.Имена существительные относятся к ... и ... роду. Изменяются по ... и ... .
З.В предложении бывают ... и
Приложение № 2 Грамматическая сказка
В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без «не», жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени...
Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без «не» и поэтому остаётся хорошим?..
Приложение № 3
Тема «Не с существительными» Исследовательское задание (уровень А)
1 .Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?
Впереди был неприятель (враг). Друг познаётся в несчастье (беде).
Он тебе не приятель, а враг.
Не счастье, а беда подстерегала путников.
3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.
Тема «Не с существительными» Исследовательское задание (уровень Б)
1 .Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?
Впереди был неприятель (враг).
Он тебе не приятель, а враг.
Друг познаётся в несчастье (беде).
Не счастье, а беда подстерегала путников.
3. В помощь тебе опора-напоминание:
неприятель-враг, несчастье-беда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению); приятель-враг, счастье-беда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением).
Тема «Не с существительными» Исследовательское задание (уровень В)
1 .Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?»
Впереди был неприятель (враг).
Он тебе не приятель, а враг.
Друг познаётся в несчастье (беде).
Не счастье, а беда подстерегала путников.
3.Попробуй привести свои примеры.
Лист контроля (заполняет оформитель) Не с существительными пишется слитно, если его можно заменить или
Например:
Не с существительным пишется раздельно, если в предложении есть с союзом ....
Например:
Листок эксперта
1.Правильно ответили на вопрос ... чел.
2.Неправильно ответили ... чел.
З.Участвовали в обсуждении ... чел.
4.Не участвовали в обсуждении ... чел.
5.Пользовались подсказками (опоры, учебник) ... чел.
6.Не пользовались подсказками ... чел.
Приложение № 4
Тест
на первичное усвоение материала по теме «Не с существительными»
А1 Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
Полная (не)лепица.
Причины (не)успеваемости.
А2 Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
1. Прилив (не)нависти.
(Не)знание предмета.
Жизнь красна (не)днями, а делами.
Аз Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Говорить (не)правду некрасиво.
Говорить (не)правду, а ложь.
Б. Не с существительными пишется раздельно.
(Не)везение преследовало меня.
(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
Б. Не с существительными пишется раздельно.
Учение - красота, а (не)учение - слепота.
Сила с (не)правдою не уживаются.
Еще (че)зима, но уже выпал первый снег.
Приложение № 5
Творческое задание (по выбору)
Составь связный текст (2-3 предложения) или 2-3 отдельных предложения на тему «Как вести беседу», используя опорные слова: (не)точность в выражении мыслей, (не)приветливость в обращении, слово - (не)воробей...