Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Имена собственные"»
Проблемный урок русского языка, 1 класс.
УМК «Начальная школа ХХI века».
Учебник «Русский язык», 1 класс(1-4), 2011 год.
Автор: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.
Стр. 25-26.
Тема: «Имена собственные».
Цель: сформировать новое знание.
Имена собственные – это слова, которые называют имена и фамилии людей, названия городов, улиц, рек, озёр, клички животных, названия книг. Имена собственные пишутся с прописной (заглавной) буквы.
Проблема: какие слова пишутся с заглавной буквы.
Задачи:
Наблюдать за словами, которые пишутся с заглавной буквы.
Ввести термин «имя собственное».
Формировать умение находить имена собственные в тексте, употреблять их в своей речи.
3.Формировать УУД:
3.1.Регулятивные:
-умение планировать свою деятельность;
-умение понимать и сохранять учебную задачу.
3.2.Личностные:
-умение проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
3.3.Познавательные:
-умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи;
-умение наблюдать, сравнивать.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Звенит звонок, начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и настройтесь на урок. Я желаю вас удачи и верю, что всё у вас получится.
II. Создание проблемной ситуации.
- Откройте тетради и положите их с наклоном. Запишите предложение под диктовку.
На полу лежит шарик.
( Один человек работает у доски. Он записывает слово шарик с маленькой буквы).
III. Формулирование проблемы.
- Поднимите руку те, кто написал это предложение также.
(12 человек).
- А кто написал иначе?
(14 человек).
- Обратите внимание на то, что слово шарик вы написали по-разному.
-Ответ на какой вопрос мы будем искать на уроке?
(Почему слово, которое звучит одинаково, записывается по-разному? Распознавать, в каких случаях слова записываются с большой буквы, а в каких с маленькой).
IV.Поиск решения проблемы.
-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выясним значение слова шарик. Это может быть:
- Молодцы! Вернёмся к нашему предложению. Посмотрите на картинку с воздушным шариком (слайд 1). Слово шарик написано с маленькой буквы, а теперь на картинку с собакой (слайд 2). Слово Шарик написано с большой буквы. От чего зависит, какую букву мы выберем?
(От значения слова).
-Какой вы сделали вывод?
(Слова записываются с заглавной буквы, если обозначают клички животных).
-А только ли клички животных пишутся с заглавной буквы как называются такие слова?
(Дети не могут дать ответ на этот вопрос).
-У каждого на парте лежит таблица, в левой и правой колонке которой записаны слова. Ваша задача - найти пару к словам из правой колонки и соединить их. Работайте в парах, помогайте друг другу.
Россия
кличка животного
Таня
город
Москва
река
Иванова
имя
Волга
отчество
Ивановна
фамилия
Мурка
страна
«Доктор Айболит»
название книги
(Проверка со слайдом. На слайде появляются соединительные линии для самопроверки).
- Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок? На что обратили внимание, когда выполняли задание?
(Названия городов, рек, имена людей, клички животных, фамилии, названия рек, названия стран, названия книг написаны с заглавной буквы).
- А как вы думаете, почему?
(Это собственные имена).
-Молодцы! Кто попробует сформулировать правило?
(Имена собственные – это слова, которые называют имена и фамилии людей, названия городов, улиц, рек, озёр, клички животных, названия книг. Имена собственные пишутся с прописной (заглавной) буквы).
V. Работа с учебником.
-Давайте обратимся к учебнику, прочитаем правило и узнаем, правы ли вы. Откройте учебник на странице 35 и прочитайте правило.
(Дети читают правило про себя, затем сильный ученик читает вслух. После этого дети делают вывод).
VI. Физминутка.
Гриша шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок.
Положил их в кузовок.
-Какое имя собственное встретилось в стихотворении?
(Гриша).
VII.Применение нового знания.
Упр.3. стр.57.
-Прочитайте слова. Найдите и запишите собственные имена.
(1 человек работает у доски самостоятельно).
-Проверяем.
(Дети исправляют ошибки зелёной ручкой).
VIII. Работа в группах.
- А сейчас вам предстоит поработать в группах. На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и записать предложение с именем собственным в тетрадь.
1 группа.
Под нашим окном расцвела (Роза, роза).
(Роза, роза) учится в первом классе.
2 группа.
Мою подругу зовут (Лилия, лилия).
В пруду растёт (Лилия, лилия).
3 группа.
В высоте парил (Орёл, орёл).
Город- (Орёл, орёл) очень красив.
(Проверяем со слайдом).
IX. Итог урока.
-С какими словами вы познакомились на уроке?
(С именами собственными).
-Что узнали о них?
(Имена собственные пишутся с заглавной буквы).
X. Рефлексия.
-Ребята, вы справились блестяще со всеми заданиями. А теперь оцените свою работу на уроке. Перед вами лепестки волшебного цветка. Цветок расцветёт цветом вашего настроения. Раскрасьте лепестки и напишите на них свои имена. А с какой буквы будете писать?
(Дети прикрепляют лепестки на доску, складывая из них цветок).