kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «ИМЯ СОБСТВЕННОЕ» проводится в форме путешествия, что повышает интерес школьников и их заинтересованность содержанием учебного занятия. Занимательная форма проведения урока способствует активизации внимания первоклассников и повышает тем самым их мотивацию к учебному труду. Школьники активно подключаются к участию в выполнении предлагаемых учителем заданий, не воспринимая ход урока как учебно-воспитательный процесс. Для них это игра. Такая атмосфера творческого взаимодействия учителя и учащихся в полной мере способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), что в полной мере соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"»

Тема урока «Имя собственное»

Класс: 1 класс

Предмет: Русский язык

Форма проведения: Урок-путешествие

Учитель начальных классов: Верисокина Татьяна Афанасьевна

МКОУ «Воробжанская средняя общеобразовательная школа»

с. Воробжа Суджанского района Курской области.

Задачи:
Образовательные:

Повышение мотивации обучения, активизация учебной деятельности.

Расширять  знания об именах собственных  в названиях планет, стран, населенных пунктов, улиц, водоемов …

Систематизировать знания учащихся об употреблении имён собственных.

Формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.

Учить записывать имена собственные.

Обогащать активный словарь учащихся.

Развивающие:

Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.

Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.

Воспитательные:

Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;

 Планируемые результаты:

Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.

Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом,  с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.


Оборудование:

1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Русский язык. Учебник. 1 класс. Москва, издательство «Просвещение», 2011 г. ФГОС. Перспектива. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)

2. Мультимедийный проектор, экран

3. Ноутбук

4. Презентация «Путешествие в страну  Заглавных букв»

5. Л. Ф. Климанова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1класс. 1 часть. М.: Издательство Просвещение, 2011 г. ФГОС. (Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; стр.18)

6. Тетради поурочные

7. Сигнальные карточки для обратной связи

8. Электронное приложение к учебнику (CD)

9. Карта России

Ход урока:

1. Самоопределение  к деятельности.

У: Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Ребята, послушайте загадку и попробуйте её отгадать.



Зеленоглаза, весела,
Девица красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень листьям, нам тепло,

Волшебство чтоб всё цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица ... (Весна)

Что это? Правильно, весна.

У: Какое настроение вызывает у вас весна?

У: Подарите хорошее настроение гостям. Улыбнитесь и начинаем работать.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Слайд 1 Земля

У: Какие месяцы содержит весна?

У: Какой сейчас месяц по календарю?

У: Итак, сейчас у нас апрель. А кто знает, какой сегодня праздник?

У: Какие из слов подходят к космическим героям? 

Слайд 2 слова (Выбрали слова – Белка, Стрелка, Гагарин)

У: Почему вы выбрали именно эти слова?

Слайд 3,4 Белка и Стрелка, Гагарин

2.) Запуск ракеты с двумя собачонками состоялся 19 августа 1960 года с космодрома "Байконур".

Белка и Стрелка первые живые существа, благополучно вернулись на Землю, проведя почти сутки в условиях невесомости в корабле "Спутник5".

Всего с июля 1951-го по сентябрь 1962-го состоялось 29 собачьих полетов в стратосферу на высоту 100150 километров.

Успешный полет Белки и Стрелки доказал возможность живых организмов переносить все факторы космического полета.

3.) 12 апреля 1961 года 27летний летчикистребитель стал одной из главных знаменитостей 20-го столетия.

Юрий Алексеевич Гагарин – так звали первого человека, поднявшегося в космос, первого человека, облетевшего вокруг Земли.

И все за 108 минут!

Его корабль «Восток1» сделал виток вокруг Земли, пролетев 40 200 километров, а затем совершил посадку.



3. Постановка учебной задачи

У: Вы уже догадались, какая тема нашего урока?

Слайд 5 имя собственное

У: Какие имена собственные  вы уже знаете?

На прошлых уроках, мы начали заполнять схему (имя, отчество, фамилия, клички животных)

У: Как вы думаете, только ли такие слова являются именами собственными?

У: Хотите узнать точно?

У: Тогда я предлагаю отправиться в научное путешествие, за знаниями.

У: Какую цель путешествия себе поставим?

У: Какие будут задачи, чтобы достичь цели? Обратимся к подсказке 

Слайд 6 – видеть, писать, применять

У: Узнавать в тексте и в речи, писать с большой буквы, применять знания при выполнении заданий.

У: Цель поставили, вперед навстречу знаниям


4. «Открытие» новых знаний детьми Построение проекта выхода из затруднения.

У: На каком транспорте можно путешествовать?

У: А на каком транспорте отправился в космос Ю. Гагарин?

Слайд 7 корабль

У: А на чём мы отправимся в путешествие, узнаете, если составите 2 слова из этих слогов. 

Слайд 8 слоги

У:  Что обозначает слово ШАР, ВОЗДУШНЫЙ? (предмет, признак предмета)

У: Сегодня путешествие мы совершим на воздушном шаре.

Дыхательная гимнастика

Давайте все встанем и надуем наш шар.

Сделаем глубокий вдох –  выдох –  3 раза.

Слайд 9 – воздушный шар

У: К полету готовы?

У: Тогда занимайте поудобнее ваши места.

Каждый путешественник  ведет дневник наблюдений, куда записывает  все важные события, которые происходят во время путешествия. У каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений, это ваша тетрадь по русскому языку.

У: Скажите, как нужно писать в тетради?

У: Аккуратно, разборчиво, с наклоном, сидеть прямо.

У: Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений  и запишите сегодняшнее число   12 апреля, напишем чистописание – две строчки (…).

Наш шар уже высоко в небе, а  если бы мы летели на космическом корабле, что бы смогли увидеть?

У: А можно ли наблюдать за планетами с Земли?

У: К счастью на нашем воздушном шаре есть телескоп, через который можно увидеть планеты.

Ребята,  какие планеты, вы знаете?

У: Давайте обратимся к слайду и проверим, правильно ли вы назвали планеты.

Слайд 10 планеты 

Ребята нам нужно записать названия планет в дневник наблюдений?

У: Почему вы так считаете?

У: Правильно! На карте названия планет были написаны с большой буквы, значит это имя собственное. Значит, пополняем нашу схему табличкой. Планеты

У: Запишите названия 4 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс.

Слайд 11 – Меркурий, Венера, Земля, Марс

У: Теперь посмотрите вниз, как вы думаете, над, чем мы пролетаем?

Слайд 12 вид реки сверху

У: Как вы думаете у рек, морей, океанов есть свои имена?

У: Какие реки вы знаете? Слайд 13 реки (список)

У: Какая речка расположена ближе всего к нашему селу?

Слайд 14 река Псёл

Д: Запишем название реки в дневник. Как будете писать?

У: Почему?

У: Что вы видите, пролетая над Нижнемаховским лесом?

Слайд 15 Клюквенник

У: Значит реки, озёра тоже пишем с большой буквы? Это тоже имена собственные? Реки, озёра.

Дополняем схему – водоемы. Кроме рек, озёр есть на земле моря и океаны и у них есть имена, значит, их тоже надо писать с большой буквы.

У: Вы очень хорошие наблюдатели, все замечаете. Давайте немножко отдохнем и поиграем…

Физкультминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Наклоны вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(Наклоны вперёд, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(Покружиться.) 

У: Летим дальше…

У: Теперь какой вид открывается перед вами?

Слайд 16город Москва вид сверху

У: Вам хочется узнать, над каким городом мы пролетаем?

У: Тогда идем на снижение.

Откройте свои Рабочие тетради на стр.18. Выполним упр. № 12.

Работа с кроссвордом.

Прочитаете под картинками предложения. Как называется наша страна?

Да, наша страна называется Россия

Россия – большая страна. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до тёплых рек

Раскинулась она.

Это наша Россия.

У: Как пишется слово Россия?

У: Как называется главный город нашей страны?

Москва – столица России, город-герой. Город, основанный более 850 лет князем Юрием Долгоруким, на берегу Москвы–реки.

Сердцем Москвы называют Кремль, стены которого сложены из красного кирпича.

Самая главная, славная, самая красивая площадь Москвы – Красная площадь.

На одной из башен Кремля (их 20) на Спасской башне – установлены часы, по которым сверяет время вся страна.

У: Как пишется это слово?

Слайд 17 слова для списывания

У: Спишите слова Москва и Россия из учебника в дневник наблюдений. Поставьте ударение и подчеркните опасные места. Какие опасные места вы подчеркнули?

У: Какими словами дополним схему? Город.

У: А мы живём в городе?

У: Дополняем схему: село, деревня

У: Какие еще слова, кроме имён собственных пишутся с большой буквы?



Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква, расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале.
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и видней,
Чтобы звучали громко и гордо 
Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

5. Первичное закрепление

У: Теперь немножко прогуляемся по городу. Это город Курск. Слайд 18 Курск

Курск – город воинской славы.

Курск (сверху),

Триумфальная арка,

Знаменский кафедральный собор,

Красная площадь Курска,

улица Ленина

Значит, названия улиц как пишутся? Правильно. Добавляем в схему: улицы

У: Давайте вспомним, чьё имя носит одна из улиц села Воробжи? Правильно, В.Ф.Воробьёва – лётчика-истребителя, нашего земляка…(Как напишем?)



6. Включение в систему знаний

Работа с CD «Проверь себя» Слайд 19 Незнайка

У: Ваши знания пригодились,  Молодцы!


7. Обобщение и систематизация знаний

Пришло время  возвращаться.

Как вы считаете, мы не зря отправлялись в путешествие?

Какие знания мы привезем с собой? Какие открытия вы сделали сегодня.



8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Пока мы в воздухе, пока летим, хочу спросить

Слайд 20 воздушный шар и Земля

Что было самым трудным в нашем путешествии для вас?

Самым интересным?

И вот мы снова в нашей школе, в классе.  

Кто знает, какие слова – имена собственные?

Кто иногда забывает?

Кому еще нужно повторить?

Вам ребята спасибо за вашу работу, внимательность, наблюдательность.


Урок окончен. Всем спасибо!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"

Автор: Верисокина Татьяна Афанасьевна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка по теме "Имена собственные""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_imiena_sobstviennyie"
    ["file_id"] => string(6) "352366"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477463064"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка по теме:«Род имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-rod-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672275"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства