Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"
Урок по теме «ИМЯ СОБСТВЕННОЕ» проводится в форме путешествия, что повышает интерес школьников и их заинтересованность содержанием учебного занятия. Занимательная форма проведения урока способствует активизации внимания первоклассников и повышает тем самым их мотивацию к учебному труду. Школьники активно подключаются к участию в выполнении предлагаемых учителем заданий, не воспринимая ход урока как учебно-воспитательный процесс. Для них это игра. Такая атмосфера творческого взаимодействия учителя и учащихся в полной мере способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), что в полной мере соответствует требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме "ИМЯ СОБСТВЕННОЕ"»
Тема урока«Имя собственное»
Класс: 1 класс
Предмет: Русский язык
Форма проведения: Урок-путешествие
Учитель начальных классов: Верисокина Татьяна Афанасьевна
МКОУ «Воробжанская средняя общеобразовательная школа»
с. Воробжа Суджанского района Курской области.
Задачи: Образовательные:
Повышение мотивации обучения, активизация учебной деятельности.
Расширять знания об именах собственных в названиях планет, стран, населенных пунктов, улиц, водоемов …
Систематизировать знания учащихся об употреблении имён собственных.
Формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.
Учить записывать имена собственные.
Обогащать активный словарь учащихся.
Развивающие:
Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Воспитательные:
Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.
Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Оборудование:
1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Русский язык. Учебник. 1 класс. Москва, издательство «Просвещение», 2011 г. ФГОС. Перспектива. (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации)
2.Мультимедийный проектор, экран
3. Ноутбук
4. Презентация «Путешествие в страну Заглавных букв»
5. Л. Ф. Климанова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1класс. 1 часть. М.: Издательство Просвещение, 2011 г. ФГОС. (Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; стр.18)
6. Тетради поурочные
7. Сигнальные карточки для обратной связи
8. Электронное приложение к учебнику (CD)
9. Карта России
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности.
У: Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Ребята, послушайте загадку и попробуйте её отгадать.
Зеленоглаза, весела, Девица – красавица. Нам в подарок принесла, То, что всем понравится: Зелень – листьям, нам – тепло,
Волшебство – чтоб всё цвело. Вслед ей прилетели птицы – Песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Эта девица – ... (Весна)
Что это? Правильно, весна.
У: Какое настроение вызывает у вас весна?
У: Подарите хорошее настроение гостям. Улыбнитесь и начинаем работать.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Слайд 1 – Земля
У: Какие месяцы содержит весна?
У: Какой сейчас месяц по календарю?
У: Итак, сейчас у нас апрель. А кто знает, какой сегодня праздник?
У: Какие из слов подходят к космическим героям?
Слайд 2 – слова(Выбрали слова – Белка, Стрелка, Гагарин)
У: Почему вы выбрали именно эти слова?
Слайд 3,4 – Белка и Стрелка, Гагарин
2.) Запуск ракеты с двумя собачонками состоялся 19 августа 1960 года с космодрома "Байконур".
Белка и Стрелка – первые живые существа, благополучно вернулись на Землю, проведя почти сутки в условиях невесомости в корабле "Спутник–5".
Всего с июля 1951-го по сентябрь 1962-го состоялось 29 собачьих полетов в стратосферу на высоту 100–150 километров.
Успешный полет Белки и Стрелки доказал возможность живых организмов переносить все факторы космического полета.
3.) 12 апреля 1961 года 27–летний летчик–истребитель стал одной из главных знаменитостей 20-го столетия.
Юрий Алексеевич Гагарин – так звали первого человека, поднявшегося в космос, первого человека, облетевшего вокруг Земли.
И все за 108 минут!
Его корабль «Восток–1» сделал виток вокруг Земли, пролетев 40 200 километров, а затем совершил посадку.
3. Постановка учебной задачи
У: Вы уже догадались, какая тема нашего урока?
Слайд 5 – имя собственное
У: Какие имена собственные вы уже знаете?
На прошлых уроках, мы начали заполнять схему (имя, отчество, фамилия, клички животных)
У: Как вы думаете, только ли такие слова являются именами собственными?
У: Хотите узнать точно?
У: Тогда я предлагаю отправиться в научное путешествие, за знаниями.
У: Какую цель путешествия себе поставим?
У: Какие будут задачи, чтобы достичь цели? Обратимся к подсказке
Слайд 6 – видеть, писать, применять
У: Узнавать в тексте и в речи, писать с большой буквы, применять знания при выполнении заданий.
У: Цель поставили, вперед навстречу знаниям
4. «Открытие» новых знаний детьми Построение проекта выхода из затруднения.
У: На каком транспорте можно путешествовать?
У: А на каком транспорте отправился в космос Ю. Гагарин?
Слайд 7 – корабль
У: А на чём мы отправимся в путешествие, узнаете, если составите 2 слова из этих слогов.
Слайд 8 – слоги
У: Что обозначает слово ШАР, ВОЗДУШНЫЙ? (предмет, признак предмета)
У: Сегодня путешествие мы совершим на воздушном шаре.
Дыхательная гимнастика
Давайте все встанем и надуем наш шар.
Сделаем глубокий вдох – выдох – 3 раза.
Слайд 9 – воздушный шар
У: К полету готовы?
У: Тогда занимайте поудобнее ваши места.
Каждый путешественник ведет дневник наблюдений, куда записывает все важные события, которые происходят во время путешествия. У каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений, это ваша тетрадь по русскому языку.
У: Скажите, как нужно писать в тетради?
У: Аккуратно, разборчиво, с наклоном, сидеть прямо.
У: Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений и запишите сегодняшнее число –12 апреля, напишем чистописание – две строчки (…).
Наш шар уже высоко в небе, а если бы мы летели на космическом корабле, что бы смогли увидеть?
У: А можно ли наблюдать за планетами с Земли?
У: К счастью на нашем воздушном шаре есть телескоп, через который можно увидеть планеты.
Ребята, какие планеты, вы знаете?
У: Давайте обратимся к слайду и проверим, правильно ли вы назвали планеты.
Слайд 10 –планеты
Ребята нам нужно записать названия планет в дневник наблюдений?
У: Почему вы так считаете?
У: Правильно! На карте названия планет были написаны с большой буквы, значит это имя собственное. Значит, пополняем нашу схему табличкой. Планеты
У: Запишите названия 4 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс.
Слайд 11 – Меркурий, Венера, Земля, Марс
У: Теперь посмотрите вниз, как вы думаете, над, чем мы пролетаем?
Слайд 12 – вид реки сверху
У: Как вы думаете у рек, морей, океанов есть свои имена?
У: Какие реки вы знаете? Слайд 13 – реки (список)
У: Какая речка расположена ближе всего к нашему селу?
Слайд 14 – река Псёл
Д: Запишем название реки в дневник. Как будете писать?
У: Почему?
У: Что вы видите, пролетая над Нижнемаховским лесом?
Слайд 15 – Клюквенник
У: Значит реки, озёра тоже пишем с большой буквы? Это тоже имена собственные? Реки, озёра.
Дополняем схему – водоемы. Кроме рек, озёр есть на земле моря и океаны и у них есть имена, значит, их тоже надо писать с большой буквы.
У: Вы очень хорошие наблюдатели, все замечаете. Давайте немножко отдохнем и поиграем…
Физкультминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Наклоны вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(Наклоны вперёд, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(Покружиться.)
У: Летим дальше…
У: Теперь какой вид открывается перед вами?
Слайд 16 – город Москва вид сверху
У: Вам хочется узнать, над каким городом мы пролетаем?
У: Тогда идем на снижение.
Откройте свои Рабочие тетради на стр.18. Выполним упр. № 12.
Работа с кроссвордом.
Прочитаете под картинками предложения. Как называется наша страна?
Да, наша страна называется Россия
Россия – большая страна. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
Это наша Россия.
У: Как пишется слово Россия?
У: Как называется главный город нашей страны?
Москва – столица России, город-герой. Город, основанный более 850 лет князем Юрием Долгоруким, на берегу Москвы–реки.
Сердцем Москвы называют Кремль, стены которого сложены из красного кирпича.
Самая главная, славная, самая красивая площадь Москвы – Красная площадь.
На одной из башен Кремля (их 20) – на Спасской башне – установлены часы, по которым сверяет время вся страна.
У: Как пишется это слово?
Слайд 17 – слова для списывания
У: Спишите слова Москва и Россия из учебника в дневник наблюдений. Поставьте ударение и подчеркните опасные места. Какие опасные места вы подчеркнули?
У: Какими словами дополним схему? Город.
У: А мы живём в городе?
У: Дополняем схему: село, деревня
У: Какие еще слова, кроме имён собственных пишутся с большой буквы?
Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв – подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква, расти, не сама захотела, Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале. Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и видней, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
5. Первичное закрепление
У: Теперь немножко прогуляемся по городу. Это город Курск. Слайд 18 – Курск
Курск – город воинской славы.
Курск (сверху),
Триумфальная арка,
Знаменский кафедральный собор,
Красная площадь Курска,
улица Ленина
Значит, названия улиц как пишутся? Правильно. Добавляем в схему: улицы
У: Давайте вспомним, чьё имя носит одна из улиц села Воробжи? Правильно, В.Ф.Воробьёва – лётчика-истребителя, нашего земляка…(Как напишем?)
6. Включение в систему знаний
Работа сCD «Проверь себя» Слайд 19 –Незнайка
У: Ваши знания пригодились, Молодцы!
7. Обобщение и систематизация знаний
Пришло время возвращаться.
Как вы считаете, мы не зря отправлялись в путешествие?
Какие знания мы привезем с собой? Какие открытия вы сделали сегодня.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Пока мы в воздухе, пока летим, хочу спросить
Слайд 20 –воздушный шар и Земля
Что было самым трудным в нашем путешествии для вас?
Самым интересным?
И вот мы снова в нашей школе, в классе.
Кто знает, какие слова – имена собственные?
Кто иногда забывает?
Кому еще нужно повторить?
Вам ребята спасибо за вашу работу, внимательность, наблюдательность.