kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме «Человеком надо быть всегда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для анализа произведений Е.В.Габовой и В.Н. Крупина

Задачи:

  • Образовательные – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой и В.Н. Крупина с целью анализа художественных средств выразительности рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «А ты улыбайся»
  • Развивающие         – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;
  • Воспитательные  –  создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков подростков, осознание того, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим людям. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В Крупин»

В Крупин
А ТЫ УЛЫБАЙСЯ!

В воскресенье должен был решаться какой-то очень важный вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. Собирали даже подписи, чтоб была явка. А я пойти не смог — не получилось никуда отвести детей, а жена была в командировке.

Пошел с ними гулять. Хоть зима, а таяло, и мы стали лепить снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа. Дети потребовали лепить маму, — потом себя, потом пошла родня поотдаленней.

Рядом с нами была проволочная сетчатая загородка для хоккея, но льда в ней не было, и подростки гоняли в футбол. И очень азартно гоняли. Так, что мы постоянно отвлекались от своих скульптур. У подростков была присказка: "А ты улыбайся!" Она прилипла к ним ко всем. Или они ее из какого фильма взяли, или сами придумали. Первый раз она мелькнула, когда одному из подростков попало мокрым мячом по лицу. "Больно же!" — закричал он. "А ты улыбайся!" — ответили ему под дружный хохот. Подросток вспыхнул, но одернулся — игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и затаенней. Подстерегал мяч и ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в соперников.

Игра у них шла жестоко: насмотрелись мальчики телевизор. Когда кого-то сшарахивали, прижимали к проволоке, отпихивали, то победно кричали: "Силовой прием!"

Дети мои бросили лепить и смотрели. У ребят появилась новая попутная забава — бросаться снежками. Причем не сразу стали целить друг в друга, вначале целили по мячу, потом по ноге в момент удара, а вскоре пошла, как они закричали, "силовая борьба по всему полю". Они, мне казалось, дрались — настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы в любое место тела. Больше того — подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. "А ты улыбайся!" — кричали ему. И тот улыбался и отвечал тем же. Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. Но что это было?

Тут с собрания жилищного кооператива потянулся народ. Подростков повели обедать родители. Председатель ЖСК остановился и пожурил меня за отсутствие на собрании.

— Нельзя стоять в стороне. Обсуждали вопрос о подростках. Понимаете, ведь столько случаев подростковой жестокости. Надо отвлекать, надо развивать спорт. Мы решили сделать еще одно хоккейное поле.

"А ты улыбайся!" — вдруг услышал я крик своих детей. Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.



Просмотр содержимого документа
«Габова Елена»

Габова Елена

Не пускайте Рыжую на озеро

Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.

Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.

Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.

Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.

Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.

Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.

Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.

Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.

Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.

Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.

Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.

Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.

Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.

Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.

То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.

Клевать у нас переставало.

Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал. Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.

Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам.Нас встречали смехом.

– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.

– Заслушаешься, – коротко отвечал я.

А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.

– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.

А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.

Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.

В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:

– Кто завтра в поход?

И тут же устроила запись.Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.

Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:

– Рыжуха, сделай доброе дело, а?

Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.

– Какое?

– Не езди с нами в поход.

Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.

– Не поедешь? Не езди, будь другом.

– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.

Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.

Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.

Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.

Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.

Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.

За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.

– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.

– Моя,– отвечает Светка.

– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:

– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?

Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.

Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.

Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.

Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:

– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:

– Прощай, подруга!

– Больше не увидимся!

– Ха-ха!

И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.

Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.

Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.

В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.

А ещё через пять лет произошла вот такая история.

В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.

И что же я вижу в первые минуты спектакля?

На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

– Рыжуха!– ахнул я.

– Тише!– шипит на меня Наташа.

– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.

– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!

– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.

– Светлана Сергеева.

Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.

После спектакля Наташа говорит:

– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!

– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...

– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!

Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.

1

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word»

Тема урока «Человеком надо быть всегда"

(по рассказам Е.В. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро" и В.Н. Крупина "А ты улыбайся!")


«Всё начинается с любви. Мы родились   на свет людьми – давайте жить как люди!»

Владимир Башунов

Цель урока: создать условия для анализа произведений Е.В.Габовой и В.Н. Крупина

Задачи:

  • Образовательные – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой и В.Н. Крупина с целью анализа художественных средств выразительности рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «А ты улыбайся»

  • Развивающие – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;

  • Воспитательные –  создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков подростков, осознание того, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим людям.

Оснащение урока: мультимедиа проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

Учитель: Мы с вами прочитали рассказы Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н. Крупина «А ты улыбайся!»

Какие основные проблемы поднимают авторы этих рассказов, запишите их в таблице их на фишбоун. (Задание №1) Работа в парах.(1мин) Озвучивать пока не надо.

II. Основная часть урока

1) Учитель: Мир детства всегда интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Но сначала слово о писателе.

2) Сообщение Д. Карманова о Е.В.Габовой.(кратко) ( Презентация «Портрет Е.Габовой»)

Ученик: Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России.

3) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро»

Хорошо, спасибо ! Теперь обратимся непосредственно к самому рассказу.

-Какой вы представили главную героиню рассказа? Задание №2 Заполняем. (Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание) Оцените себя.

Какой художественный прием использует автор, чтобы описать внешность девушки? (Задание №3) Все средства можете не найти, заполняем в ходе урока. Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством» «голос высокий- высокий» « голос раздавался далеко по озеру»,гипербола- «её весь мир слышит» , сравнение- «Волосы грубые и толстые, словно яркая медная проволока», коса напоминала трос» . «глаза зелёные, блестящие, как лягушата»

-Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками? (Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её)

А как она пела? (Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно  знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза) оцените себя.

А как вы думаете, где кульминация рассказа? Задание №4 (Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход) Оцените себя.

Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, думаем, не все были на стороне Женьки)

Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда  удаётся защитить слабого? (Думаем, не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному») А что такое авторитет? Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даёт такое толкование(1.Общепризнанное значение, влияние. общее уважение.

2.Лицо, пользующееся влиянием, признанием.)

Нашлись бы в нашем классе ребята, которые защитили бы «слабого»? (Ребята называют  несколько человек)

А Светы Сергеевой класс был ли дружным? (Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала»)

Что же помогло героине выстоять? Задание №5 (Она была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце  подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал)

А как рассказчик относится к пению Светы? (Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом…)оцените себя.

Внимательно прочитайте последнее предложение. Какие приемы использует автор, чтобы передать пение Светы? « Думал о том , что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.»(Сравнение, умолчание )допишите средства , задание №3

Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать  всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.)


А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? (На память приходит сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» (вот выдержки из сказки) ,а Костин М. прочитает нам стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь» ( слайд №4)

Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою – глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой Эфир бездонный

С ярко Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный,
Отраженный красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!

Всё гармонично в природе. Глядя на лебедя, нельзя не восхититься его прелестью. Не может быть красота и грация жестока и зла. Только часто люди не хотят замечать это причин много. Только это не снимает с него вину…. За внешней неказистостью ,как и в рассказе , так и в стихотворении Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», не видят или не хотят видеть прекрасную добрую душу.

Что объединяет рассказы Елены Габовой и Владимира Крупина? Карта №2( Задание № 1Подростковая жестокость, невнимание к людям, несправедливость взрослых и одноклассников)оцените себя.
А теперь познакомимся с творчеством Владимира Крупина.( Презентация «Владимир Крупин»)

5) Аналитическая беседа по рассказу Владимира Крупина «А ты улыбайся!»

Чем интересен рассказ? Задание №2 (Мал по объёму, но событие, которое происходит в рассказе, совсем простое: мальчишки, играя в футбол, избивают друг друга.)

Учитель:  Автор обращается к современной молодёжи, к их нравственным и духовным ценностям. Владимир Николаевич имеет особый неподражаемый дар: не описывать картину в подробностях, а расположить её так, что она сама начинает играть и рассказывать. Его трудно с кем-то перепутать.

«Это какая-то особая манера повествования – живая, бойкая, воодушевлённая, образная, в которой русский язык «играет», как порою весело и азартно «играет» преломляющееся в облаках солнце», – так о его рассказах писал Валентин Распутин. Ваши впечатления после прочтения рассказа?
(Рассказ интересен тем, что повествуется о нас, подростках. Мы порой не замечаем, как бываем жестоки. Главные герои не играют в футбол, а дерутся. Маленькие дети потом копируют их. Старшим детям нужно всегда помнить: за вами следят малыши, и они хотят походить на вас.)
Что больше всего удивило рассказчика?
(Мальчишки играли зло, азартно, использовали силовые приёмы, приговаривая: «А ты улыбайся!» И тот, кого били, улыбался и отвечал тем же.)

Что же на самом деле творилось на поле?
Настоящая драка: мальчишки били не по мячу, а по ногам, по спине, отпихивали руками, кричали: «Силовой приём!» оцените себя.

6) Поисковая работа в группах с извлечением художественно-выразительных средств языка и стилистических фигур. Задание №3
(Несколько раз употребляется одно предложение: «А ты улыбайся!» Лексический повтор отличается мощным эмоциональным зарядом: выделяется ключевое понятие, которое несёт основной смысл, это же противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. Такого не должно быть!)
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, заставляет задуматься нас (Но что это было?) И основной вопрос, который задаёт автор: «Что делать с подростковой жестокостью? Как остановить насилие среди детей?»
Ребята выделяют эпитеты, метафоры, сравнения.

А какая часть речи несёт основную нагрузку в произведении?
Думаем, что это глаголы.
Как называется прием, который использует автор?
Это градация-последовательность в расположении ряда слов по степени нарастания их смыслового и эмоционального значение. (Подросток вспыхнул, одёрнулся, ударил,  влепил мяч.)
– Мы говорили с вами, что манера повествования у Владимира Крупина бойкая, живая. А почему? (Скорее всего, это разговорная лексика (влепливать, шарахивать, потянулся народ) помогает увидеть реальную картину на футбольном поле.)оцените себя.

7) Обсуждение финала рассказа.
Давайте прочитаем финал рассказа и прокомментируем его. Какова основная мысль? Задание №4
(Маленькие дети, глядя на мальчишек, расстреливали снежками вылепленных  из снега и папу, и маму, и  себя, и всю родню. После прочтения этого рассказа чувствуешь боль за всех: и за старших, и за младших детей, и за их родителей.)оцените себя.

III Обобщение по теме и заключение

Можно ли было остановить жестокие действия мальчишек или одноклассников Светы Сергеевой? (Можно, но это сделать могли только взрослые мальчишки, у которых есть авторитет. О причине жестокости детей говорит Владимир Крупин: «Насмотрелись телевизора».)

Дают ли Елена Габова и Владимир Крупин готовые рецепты поведения человека в коллективе? Чему они учат? (Конечно, нет. Но они учат нас быть внимательными друг к другу, уметь постоять не только за себя, но и  учить « слабого» защищаться, быть самим собой в любой ситуации.)

Вы выделили основные проблемы в рассказах Елены Габовой и Владимира Крупина, как бы вы решили их в своём классе?( вернёмся к заданию №1– схема «Фишбоун» заполним.)

Мы озвучили все проблемы.

Проблемы ( слайд №5)

  1. Подростковая жестокость

  2. Решения
    – смотреть добрые передачи
    – на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков в активную жизнь класса

2. Проблема одиночества – привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику;

3. Бездушие и безразличие учителей к судьбе детей

4. Зависть девочек–– больше читать рассказов о доброте, об истинной красоте человека

Учитель: Каждый раз, глядя на «униженного», помните, что на его месте может быть    самый близкий вам человек. Чем больше будете  делать добра людям, тем легче вам будет жить в обществе, зло будет прятаться, не «высовываться», оно растворится в добре.

Что каждый для себя возьмёт с урока?
(Быть внимательным к людям, уважать одноклассников, стремиться к знаниям, нужно хорошо учиться,  быть целеустремлённым, развивать свой талант, быть всегда человеком.)
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы запомнили навсегда два высказывания (слайд №6)

Поставьте оценки за урок. Листочки сдайте.

А теперь вместо заключения я предлагаю сыграть в игру . Прослушав отрывок из песни , соотнесите его с героями и назовите понятие, которое лежит в основе её слов.

  1. мир, улыбка

2 дом, тепло

3 взаимовыручка, смелость

4 сила.

5 Любовь и т.д.

6

7

8

Понятия, которые вы себе записали можно назвать одним общим словом, без которого нельзя быть человеком. Что это за слово?

Правильно, ЛЮБОВЬ, ПОМОЩЬ, ДОБРОТА. ( Эпиграф)

Домашнее задание. (Слайд №6 ) Карту вложить в тетрадь.

Написать творческую работу, взяв за основу 3 высказывания великих людей.., по изученным рассказам. (можно взять эпиграф.)

«Знания должны увеличиваться с добротой». (Фазиль Искандер)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»  (Блез Паскаль)











Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в IX классе

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией. Аттестационная работа состоит из трех частей:

1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;

2 часть – чтение и анализ предложенного текста и выполнение тестовых заданий;

3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (учащимся предлагается выбрать один из вариантов творческого задания: с.2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, с.2.2. – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста).

 

Чтобы написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, учащиеся должны четко представлять, о чем писать, как подбирать материал по теме сочинения, в каком порядке выполнять работу. Для этого нужно повторить структуру текста-рассуждения, средства связи его частей; формировать умение создавать текст-рассуждение на определенную лингвистическую тему; через восприятие текста подвести учащихся к размышления о важном и вечном в жизни человека.

 

1. Чтение задания.

Ознакомьтесь с мнениями Ильи и Романа о роли орфографии в письменной речи.

Илья: «В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии». Роман: «Правил орфографии очень много. Все их запомнить трудно. Можно писать с орфографическими ошибками, все равно смысл сказанного будет понятен».

Помогите Илье доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна орфография?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте данный ниже текст М.Пришвина. Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные принципы русской орфографии.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Илье, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ильи.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

 

2. Чтение текста.

М. Пришвин «Дедушкин валенок»// Русский язык в школе. – 2008, №4 – с.6. Определение темы, формулировка тезиса.

 

Сочинение учащегося 9 класса

Зачем нужна орфография?

Знание языка – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Поэтому я полностью согласен с мнением Ильи.

Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но ведь существуют простые принципы русской орфографии, усвоив которые Вы не будете испытывать затруднений. В тексте «Дедушкин валенок» М.Пришвина написания слов «хорошо», «проходил» основаны на морфологическом принципе, а, например, «фельдшер» и «пушинка» - пишутся в соответствии с традиционным.

Словом, нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать, в первую очередь, самого себя.



 

Сочинение учащегося 9 класса

Зачем нужна орфография?

Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.

Вы, наверное, говорите себе: «Зачем нужна эта орфография? Неужели без нее никак нельзя?» Орфография нужна для того, чтобы человек правильно понял значение прочитанного слова. Так, например, в рассказе М.Пришвина «Дедушкин валенок» слово «пора» (25) можно написать в соответствии с произношением – «пара», допустив при этом орфографическую ошибку. Тогда смысл слова изменится.

Для правильного написания слов достаточно знать элементарные правила. Кто-то может сказать, что правил слишком много. Но ведь в русском языке существуют простые принципы орфографии, усвоив которые Вы не будете затрудняться: морфологический, фонетический, традиционный и дифференцирующий.

Например, слова «жизнь» и «пушинка» пишутся по традиционному принципу, а, «поглядит» и «проходились» - в соответствии с морфологическим - самым распространенным.

Таким образом, орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись.

























Просмотр содержимого документа
«Карта урока»

Карта урока №1

Ф.И.__________________________________________________дата__________________________

Тема урока______________________________________________________________________________

Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми-

давайте жить как люди!

Владимир Башунов

Цель урока____________________________________________________________________________





Задание №1 «Фишбоун»

Проблемы

Решения













_____баллов





Задание №2 Главная героиня

семья



условия



внешность



пение



___________баллов







Задание №3 Художественные приёмы и средства выразительности языка


Примеры

Метафора



Эпитет



Антитеза



Сравнение



Умолчание



олицетворение



____________баллов





Задание№4 Композиция рассказа

Завязка



Развитие действия



Кульминация



Развязка



____баллов







Задание №5 Черты героини (Светы Соколовой) , которые помогли ей выдержать и идти твёрдо к своей цели.



_____________баллов









Карта №2

Задание №1 Проблемы , поставленные автором:

1.

2.

3.

Задание №2 Чем интересен рассказ? 1.

2.

3.

Задание №3 Художественные средства языка и стилистические фигуры.


примеры

Метафора



Эпитет



Лексический повтор



Риторические вопросы и восклицания



градация



Разговорная лексика



Сравнение



Задание №4 Какова основная мысль рассказа?



Оцени свою работу.

Поставь оценку: «5»- баллов

«4»- баллов

«3»- баллов

Оценка за урок______________



Домашнее задание: Написать творческую работу по изученным рассказам. В основе которой было бы высказывание одного из великих людей.

  1. См. эпиграф

  2. Знания должны увеличиваться с добротой (Фазиль Искандер)

  3. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях (Блез Паскаль)





























Оцени свою работу.

Поставь оценку: «5»- 15 баллов

«4»- 14-11 баллов

«3»- 10-7 баллов

Оценка за урок___________







Задание №7 Домашняя творческая работа



Напишите творческую работу по изученным рассказам, в основе которой было бы высказывание одного из великих.

  1. См. эпиграф

  2. «Знания должны увеличиваться с добротой» (Фазиль Искандер)

  3. «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль)











Просмотр содержимого документа
«план-конспект»

Тема урока «Человеком надо быть всегда"

(по рассказам Е.В. Габовой "Не пускайте рыжую на озеро" и В.Н. Крупина "А ты улыбайся!")


«Всё начинается с любви. Мы родились   на свет людьми – давайте жить как люди!»

Владимир Башунов

Цель урока: создать условия для анализа произведений Е.В.Габовой и В.Н. Крупина

Задачи:

  • Образовательные – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой и В.Н. Крупина с целью анализа художественных средств выразительности рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «А ты улыбайся»

  • Развивающие – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;

  • Воспитательные –  создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков подростков, осознание того, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим людям.

Оснащение урока: мультимедиа проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

Учитель: Мы с вами прочитали рассказы Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н. Крупина «А ты улыбайся!»

Какие основные проблемы поднимают авторы этих рассказов, запишите их в таблице их на фишбоун. (Задание №1) Работа в парах.(1мин) Озвучивать пока не надо.

II. Основная часть урока

1) Учитель: Мир детства всегда интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Но сначала слово о писателе.

2) Сообщение Д. Карманова о Е.В.Габовой.(кратко) ( Презентация «Портрет Е.Габовой»)

Ученик: Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России.

3) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро»

Хорошо, спасибо ! Теперь обратимся непосредственно к самому рассказу.

-Какой вы представили главную героиню рассказа? Задание №2 Заполняем. (Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание) Оцените себя.

Какой художественный прием использует автор, чтобы описать внешность девушки? (Задание №3) Все средства можете не найти, заполняем в ходе урока. Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством» «голос высокий- высокий» « голос раздавался далеко по озеру»,гипербола- «её весь мир слышит» , сравнение- «Волосы грубые и толстые, словно яркая медная проволока», коса напоминала трос» . «глаза зелёные, блестящие, как лягушата»

-Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками? (Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её)

А как она пела? (Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно  знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза) оцените себя.

А как вы думаете, где кульминация рассказа? Задание №4 (Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход) Оцените себя.

Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, думаем, не все были на стороне Женьки)

Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда  удаётся защитить слабого? (Думаем, не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному») А что такое авторитет? Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даёт такое толкование(1.Общепризнанное значение, влияние. общее уважение.

2.Лицо, пользующееся влиянием, признанием.)

Нашлись бы в нашем классе ребята, которые защитили бы «слабого»? (Ребята называют  несколько человек)

А Светы Сергеевой класс был ли дружным? (Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала»)

Что же помогло героине выстоять? Задание №5 (Она была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце  подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал)

А как рассказчик относится к пению Светы? (Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом…)оцените себя.

Внимательно прочитайте последнее предложение. Какие приемы использует автор, чтобы передать пение Светы? « Думал о том , что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.»(Сравнение, умолчание )допишите средства , задание №3

Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать  всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.)


А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? (На память приходит сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» (вот выдержки из сказки) ,а Костин М. прочитает нам стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь» ( слайд №4)

Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою – глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой Эфир бездонный

С ярко Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный,
Отраженный красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!

Всё гармонично в природе. Глядя на лебедя, нельзя не восхититься его прелестью. Не может быть красота и грация жестока и зла. Только часто люди не хотят замечать это причин много. Только это не снимает с него вину…. За внешней неказистостью ,как и в рассказе , так и в стихотворении Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», не видят или не хотят видеть прекрасную добрую душу.

Что объединяет рассказы Елены Габовой и Владимира Крупина? Карта №2( Задание № 1Подростковая жестокость, невнимание к людям, несправедливость взрослых и одноклассников)оцените себя.
А теперь познакомимся с творчеством Владимира Крупина.( Презентация «Владимир Крупин»)

5) Аналитическая беседа по рассказу Владимира Крупина «А ты улыбайся!»

Чем интересен рассказ? Задание №2 (Мал по объёму, но событие, которое происходит в рассказе, совсем простое: мальчишки, играя в футбол, избивают друг друга.)

Учитель:  Автор обращается к современной молодёжи, к их нравственным и духовным ценностям. Владимир Николаевич имеет особый неподражаемый дар: не описывать картину в подробностях, а расположить её так, что она сама начинает играть и рассказывать. Его трудно с кем-то перепутать.

«Это какая-то особая манера повествования – живая, бойкая, воодушевлённая, образная, в которой русский язык «играет», как порою весело и азартно «играет» преломляющееся в облаках солнце», – так о его рассказах писал Валентин Распутин. Ваши впечатления после прочтения рассказа?
(Рассказ интересен тем, что повествуется о нас, подростках. Мы порой не замечаем, как бываем жестоки. Главные герои не играют в футбол, а дерутся. Маленькие дети потом копируют их. Старшим детям нужно всегда помнить: за вами следят малыши, и они хотят походить на вас.)
Что больше всего удивило рассказчика?
(Мальчишки играли зло, азартно, использовали силовые приёмы, приговаривая: «А ты улыбайся!» И тот, кого били, улыбался и отвечал тем же.)

Что же на самом деле творилось на поле?
Настоящая драка: мальчишки били не по мячу, а по ногам, по спине, отпихивали руками, кричали: «Силовой приём!» оцените себя.

6) Поисковая работа в группах с извлечением художественно-выразительных средств языка и стилистических фигур. Задание №3
(Несколько раз употребляется одно предложение: «А ты улыбайся!» Лексический повтор отличается мощным эмоциональным зарядом: выделяется ключевое понятие, которое несёт основной смысл, это же противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. Такого не должно быть!)
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, заставляет задуматься нас (Но что это было?) И основной вопрос, который задаёт автор: «Что делать с подростковой жестокостью? Как остановить насилие среди детей?»
Ребята выделяют эпитеты, метафоры, сравнения.

А какая часть речи несёт основную нагрузку в произведении?
Думаем, что это глаголы.
Как называется прием, который использует автор?
Это градация-последовательность в расположении ряда слов по степени нарастания их смыслового и эмоционального значение. (Подросток вспыхнул, одёрнулся, ударил,  влепил мяч.)
– Мы говорили с вами, что манера повествования у Владимира Крупина бойкая, живая. А почему? (Скорее всего, это разговорная лексика (влепливать, шарахивать, потянулся народ) помогает увидеть реальную картину на футбольном поле.)оцените себя.

7) Обсуждение финала рассказа.
Давайте прочитаем финал рассказа и прокомментируем его. Какова основная мысль? Задание №4
(Маленькие дети, глядя на мальчишек, расстреливали снежками вылепленных  из снега и папу, и маму, и  себя, и всю родню. После прочтения этого рассказа чувствуешь боль за всех: и за старших, и за младших детей, и за их родителей.)оцените себя.

III Обобщение по теме и заключение

Можно ли было остановить жестокие действия мальчишек или одноклассников Светы Сергеевой? (Можно, но это сделать могли только взрослые мальчишки, у которых есть авторитет. О причине жестокости детей говорит Владимир Крупин: «Насмотрелись телевизора».)

Дают ли Елена Габова и Владимир Крупин готовые рецепты поведения человека в коллективе? Чему они учат? (Конечно, нет. Но они учат нас быть внимательными друг к другу, уметь постоять не только за себя, но и  учить « слабого» защищаться, быть самим собой в любой ситуации.)

Вы выделили основные проблемы в рассказах Елены Габовой и Владимира Крупина, как бы вы решили их в своём классе?( вернёмся к заданию №1– схема «Фишбоун» заполним.)

Мы озвучили все проблемы.

Проблемы ( слайд №5)

  1. Подростковая жестокость

  2. Решения
    – смотреть добрые передачи
    – на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков в активную жизнь класса

2. Проблема одиночества – привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику;

3. Бездушие и безразличие учителей к судьбе детей

4. Зависть девочек–– больше читать рассказов о доброте, об истинной красоте человека

Учитель: Каждый раз, глядя на «униженного», помните, что на его месте может быть    самый близкий вам человек. Чем больше будете  делать добра людям, тем легче вам будет жить в обществе, зло будет прятаться, не «высовываться», оно растворится в добре.

Что каждый для себя возьмёт с урока?
(Быть внимательным к людям, уважать одноклассников, стремиться к знаниям, нужно хорошо учиться,  быть целеустремлённым, развивать свой талант, быть всегда человеком.)
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы запомнили навсегда два высказывания (слайд №6)

Поставьте оценки за урок. Листочки сдайте.

А теперь вместо заключения я предлагаю сыграть в игру . Прослушав отрывок из песни , соотнесите его с героями и назовите понятие, которое лежит в основе её слов.

  1. мир, улыбка

2 дом, тепло

3 взаимовыручка, смелость

4 сила.

5 Любовь и т.д.

6

7

8

Понятия, которые вы себе записали можно назвать одним общим словом, без которого нельзя быть человеком. Что это за слово?

Правильно, ЛЮБОВЬ, ПОМОЩЬ, ДОБРОТА. ( Эпиграф)

Домашнее задание. (Слайд №6 ) Карту вложить в тетрадь.

Написать творческую работу, взяв за основу 3 высказывания великих людей.., по изученным рассказам. (можно взять эпиграф.)

«Знания должны увеличиваться с добротой». (Фазиль Искандер)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»  (Блез Паскаль)











Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в IX классе

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией. Аттестационная работа состоит из трех частей:

1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;

2 часть – чтение и анализ предложенного текста и выполнение тестовых заданий;

3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (учащимся предлагается выбрать один из вариантов творческого задания: с.2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, с.2.2. – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста).

 

Чтобы написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, учащиеся должны четко представлять, о чем писать, как подбирать материал по теме сочинения, в каком порядке выполнять работу. Для этого нужно повторить структуру текста-рассуждения, средства связи его частей; формировать умение создавать текст-рассуждение на определенную лингвистическую тему; через восприятие текста подвести учащихся к размышления о важном и вечном в жизни человека.

 

1. Чтение задания.

Ознакомьтесь с мнениями Ильи и Романа о роли орфографии в письменной речи.

Илья: «В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии». Роман: «Правил орфографии очень много. Все их запомнить трудно. Можно писать с орфографическими ошибками, все равно смысл сказанного будет понятен».

Помогите Илье доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна орфография?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте данный ниже текст М.Пришвина. Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные принципы русской орфографии.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Илье, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ильи.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

 

2. Чтение текста.

М. Пришвин «Дедушкин валенок»// Русский язык в школе. – 2008, №4 – с.6. Определение темы, формулировка тезиса.

 

Сочинение учащегося 9 класса

Зачем нужна орфография?

Знание языка – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Поэтому я полностью согласен с мнением Ильи.

Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но ведь существуют простые принципы русской орфографии, усвоив которые Вы не будете испытывать затруднений. В тексте «Дедушкин валенок» М.Пришвина написания слов «хорошо», «проходил» основаны на морфологическом принципе, а, например, «фельдшер» и «пушинка» - пишутся в соответствии с традиционным.

Словом, нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать, в первую очередь, самого себя.



 

Сочинение учащегося 9 класса

Зачем нужна орфография?

Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.

Вы, наверное, говорите себе: «Зачем нужна эта орфография? Неужели без нее никак нельзя?» Орфография нужна для того, чтобы человек правильно понял значение прочитанного слова. Так, например, в рассказе М.Пришвина «Дедушкин валенок» слово «пора» (25) можно написать в соответствии с произношением – «пара», допустив при этом орфографическую ошибку. Тогда смысл слова изменится.

Для правильного написания слов достаточно знать элементарные правила. Кто-то может сказать, что правил слишком много. Но ведь в русском языке существуют простые принципы орфографии, усвоив которые Вы не будете затрудняться: морфологический, фонетический, традиционный и дифференцирующий.

Например, слова «жизнь» и «пушинка» пишутся по традиционному принципу, а, «поглядит» и «проходились» - в соответствии с морфологическим - самым распространенным.

Таким образом, орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись.

























Просмотр содержимого презентации
«в.крупин -портрет»

Владимир Николаевич Крупин.  Родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области в крестьянской семье. После окончания школы работал в районной газете, трудился в качестве грузчика, слесаря, а после армии поступил в педагогический институт (МОПИ им. Н. К. Крупской) на факультет русского языка и литературы. Педагогической деятельности Владимир Крупин предпочел работу на центральном телевидении и в различных художественных издательствах. Первой пробой пера писателя были стихи, но известен он стал благодаря рассказам как представитель деревенской прозы.

Владимир Николаевич Крупин.

Родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области в крестьянской семье. После окончания школы работал в районной газете, трудился в качестве грузчика, слесаря, а после армии поступил в педагогический институт (МОПИ им. Н. К. Крупской) на факультет русского языка и литературы. Педагогической деятельности Владимир Крупин предпочел работу на центральном телевидении и в различных художественных издательствах. Первой пробой пера писателя были стихи, но известен он стал благодаря рассказам как представитель деревенской прозы.

Уже первый сборник рассказов «Зерна» (1974) принес ему известность. В нем представлены рассказы, где простым языком рассказывается о непростой судьбе жителей села. «Ямщицкая повесть» рассказывает о вятской деревне времен Гражданской войны. Мировую известность получила повесть «Живая вода» (1980), переведенная на многие языки. Здесь в ироничной манере переосмысливает писатель легенду о живой воде. Открытый в одной из деревень источник помогает людям избавиться от пагубных привычек. В произведении автор выражает надежду на возрождение русских богатырей при помощи этого чудодейственного средства. Еще одно крупное произведение жанра деревенской прозы - «Вятская тетрадь», сборник рассказов о «малой родине» писателя. Обращается Владимир Крупин и к другим темам. Повесть «На днях или раньше» (1977) посвящена проблемам семьи, «От рубля и выше» (1981) - проблемам художественного творчества, «Прости, прощай» (1986) - воспоминание о студенческих годах.

Уже первый сборник рассказов «Зерна» (1974) принес ему известность. В нем представлены рассказы, где простым языком рассказывается о непростой судьбе жителей села. «Ямщицкая повесть» рассказывает о вятской деревне времен Гражданской войны. Мировую известность получила повесть «Живая вода» (1980), переведенная на многие языки. Здесь в ироничной манере переосмысливает писатель легенду о живой воде. Открытый в одной из деревень источник помогает людям избавиться от пагубных привычек. В произведении автор выражает надежду на возрождение русских богатырей при помощи этого чудодейственного средства. Еще одно крупное произведение жанра деревенской прозы - «Вятская тетрадь», сборник рассказов о «малой родине» писателя. Обращается Владимир Крупин и к другим темам. Повесть «На днях или раньше» (1977) посвящена проблемам семьи, «От рубля и выше» (1981) - проблемам художественного творчества, «Прости, прощай» (1986) - воспоминание о студенческих годах.

В последние годы в творчестве писателя доминирует тема Православия и надежда на то, что именно Православная вера спасет страну. Эта идея присутствует в повестях «Великорецкая купель» (1990), «Крестный ход», «Последние времена» (обе - 1994), «Слава Богу за все. Путевые раздумья» (1995). C 1994 года писатель преподает в Московской Духовной академии.

В последние годы в творчестве писателя доминирует тема Православия и надежда на то, что именно Православная вера спасет страну. Эта идея присутствует в повестях «Великорецкая купель» (1990), «Крестный ход», «Последние времена» (обе - 1994), «Слава Богу за все. Путевые раздумья» (1995). C 1994 года писатель преподает в Московской Духовной академии.

Основные сочинения:   Зёрна, 1974 (сборник рассказов)  До вечерней звезды, 1977 (сборник рассказов)  Живая вода // «Новый мир», 1980, ¹8  Вербное воскресенье, 1981  Сороковой день // «Наш современник», 1981, ¹11  Живая вода, 1982 (сборник повестей)  Во всю ивановскую, 1985  Дорога домой, 1985  Вятская тетрадь, 1987 (сборник)  Прости, прощай..., 1988  Детский церковный календарь, 2002  Русские святые, 2002  Повести последнего времени, 2003  Освящение престола. Будни сельского храма. Записки прихожанина, 2005 (три повести)  Незакатный свет. Записки паломника, 2007  Дымка, 2007 (сборник рассказов)  От застолья до похмелья. Русский взгляд на глобализм, 2007 (сборник рассказов)  Афон. История и современность Святой Горы, 2008 (религиозная публицистика)  Святая Земля. Там, где прошли стопы Его, 2009 (религиозная публицистика)  Скоро утро, но еще ночь, 2009  Босиком по небу. Книга о детях для детей и взрослых, 2009.

Основные сочинения: Зёрна, 1974 (сборник рассказов) До вечерней звезды, 1977 (сборник рассказов) Живая вода // «Новый мир», 1980, ¹8 Вербное воскресенье, 1981 Сороковой день // «Наш современник», 1981, ¹11 Живая вода, 1982 (сборник повестей) Во всю ивановскую, 1985 Дорога домой, 1985 Вятская тетрадь, 1987 (сборник) Прости, прощай..., 1988 Детский церковный календарь, 2002 Русские святые, 2002 Повести последнего времени, 2003 Освящение престола. Будни сельского храма. Записки прихожанина, 2005 (три повести) Незакатный свет. Записки паломника, 2007 Дымка, 2007 (сборник рассказов) От застолья до похмелья. Русский взгляд на глобализм, 2007 (сборник рассказов) Афон. История и современность Святой Горы, 2008 (религиозная публицистика) Святая Земля. Там, где прошли стопы Его, 2009 (религиозная публицистика) Скоро утро, но еще ночь, 2009 Босиком по небу. Книга о детях для детей и взрослых, 2009.

Просмотр содержимого презентации
«габова-портрет»

Елена Васильевна Габова.  Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре. Она внучка известного коми писателя Николая Попова (Жугыля). Окончила сыктывкарскую школу № 1 и заочно в 1976 году сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК). Работала в газете «Молодежь Севера», на телевидении, в театральном обществе. С конца 1960-х годов начинает публиковаться в республиканской и всесоюзной печати. Елена Габова дебютировала как поэт в 1967 году, опубликовав стихотворение «Ветер» в журнале «Пионер». Позже ее рассказы и повести печатаются в журналах «Юность», «Костер», «Слово», «Наш современник», «Путеводная звезда» и др. Е.В.Габова также известна и как переводчик с коми на русский язык: перевела повесть В.Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской», рассказы и повести Алексея Попова, Елены Козловой, сказки Геннадия Юшкова.

Елена Васильевна Габова. 

Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре. Она внучка известного коми писателя Николая Попова (Жугыля). Окончила сыктывкарскую школу № 1 и заочно в 1976 году сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК).

Работала в газете «Молодежь Севера», на телевидении, в театральном обществе. С конца 1960-х годов начинает публиковаться в республиканской и всесоюзной печати. Елена Габова дебютировала как поэт в 1967 году, опубликовав стихотворение «Ветер» в журнале «Пионер». Позже ее рассказы и повести печатаются в журналах «Юность», «Костер», «Слово», «Наш современник», «Путеводная звезда» и др. Е.В.Габова также известна и как переводчик с коми на русский язык: перевела повесть В.Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской», рассказы и повести Алексея Попова, Елены Козловой, сказки Геннадия Юшкова.

В 1983 году Е.В. Габова приняла участие во Всероссийском семинаре молодых писателей, проходившем в местечке Лемью под Сыктывкаром под руководством С.Залыгина, и Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве (1984). С 1989 года она - член Союза писателей СССР, с 1992 - литературный консультант Союза писателей Коми.

Е.В. Габовой присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.

Ее пьесы-сказки «Венок тундры» и «В стране Дождевании» ставились Воркутинским театром кукол, а по книге «Гришуня на планете Лохматиков» в Сыктывкаре поставлен музыкальный спектакль. Это история о том, как смешной мальчишка-двоечник попадает на планету еще более ленивых, чем он, человечков – лохматиков. Как отмечает сама Е.В. Габова, «книжка немного дидактична, но немного дидактики для детей все-таки нужно. Тем более, что она сопряжена с фантастикой. Дети читают эту книжку, и в них это дидактическое потихоньку, ненавязчиво откладывается».

Сегодня Е.В. Габова – автор более десяти книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Токио. Ее произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, венгерский, норвежский, языки народов России. Две книги («Шалун Антон и сыщики-девчонки», «Гришуня на планете Лохматиков») вышли в Японии в издательстве «Gakken». Елена Габова чаще всего пишет о первой любви, о просыпающихся желаниях и о том, как порой взрослые не хотят понимать, что творится в душе подростков. Мир в ее повестях и рассказах узнаваем, романтичен, наполнен тонким психологизмом.

В 2007 году Елена Габова признана самым читаемым писателем Коми по итогам конкурса «Жемчужина Севера», проводившегося в честь 170-летия Национальной библиотеки Коми. Свою популярность писательница не утрачивает на протяжении многих лет. Своеобразным подтверждением тому стала Международная литературная премия Владислава Крапивина, которой Елена Васильевна удостоилась за две свои книги -сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего» и «Не вставай с левой ноги», «исповедующие доброту, совестливость и уважение к людям» (2006). По словам самой писательницы, это «рассказы и повести про подростков, про жизнь современных ребят, про любовь. Это и какие-то сложные, тупиковые ситуации…»

В 2007 году Елена Габова признана самым читаемым писателем Коми по итогам конкурса «Жемчужина Севера», проводившегося в честь 170-летия Национальной библиотеки Коми. Свою популярность писательница не утрачивает на протяжении многих лет.

Своеобразным подтверждением тому стала Международная литературная премия Владислава Крапивина, которой Елена Васильевна удостоилась за две свои книги -сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего» и «Не вставай с левой ноги», «исповедующие доброту, совестливость и уважение к людям» (2006). По словам самой писательницы, это «рассказы и повести про подростков, про жизнь современных ребят, про любовь. Это и какие-то сложные, тупиковые ситуации…»

В 2008 году Е.В. Габова стала финалистом национальной детской премии «Заветная мечта» за книгу «Зануда Дёма» в номинации «Лучшее произведение о современной жизни детей и подростков, об их взаимоотношениях с миром взрослых». За рассказы и повести для детей Е.В. Габова награждена Государственной премией Республики Коми в области литературы.

В 2008 году Е.В. Габова стала финалистом национальной детской премии «Заветная мечта» за книгу «Зануда Дёма» в номинации «Лучшее произведение о современной жизни детей и подростков, об их взаимоотношениях с миром взрослых».

За рассказы и повести для детей Е.В. Габова награждена Государственной премией Республики Коми в области литературы.

Произведения Елены Габовой Гришуня на планете Лохматиков. – Коми кн. изд-во, 1983.. Невидимка в лагере. – Коми кн. изд-во, 1987. Двойка по поведению. – М.: Мол. гвардия, 1989. Тайкина тайна. – Коми кн. изд-во, 1991. Вареная сосулька. – Коми кн. изд-во, 1993. Никто не видел Рыжего. – Коми кн. изд-во, 2000. Не вставайте с левой ноги. – Коми кн. изд-во, 2004. Зануда Дёма. – М.: Эском, 2007. Жизнь и фантазии Сени Ёлкина. – М.: Эском, 2007. И отец мой и мама моя // Путеводная звезда. – 2007. - № 11. Любовь на семи ветрах. – Сыктывкар: Анбур., 2008. Дети древней земли. – Сыктывкар: Кола, 2008.

Произведения Елены Габовой

Гришуня на планете Лохматиков. – Коми кн. изд-во, 1983..

Невидимка в лагере. – Коми кн. изд-во, 1987.

Двойка по поведению. – М.: Мол. гвардия, 1989.

Тайкина тайна. – Коми кн. изд-во, 1991.

Вареная сосулька. – Коми кн. изд-во, 1993.

Никто не видел Рыжего. – Коми кн. изд-во, 2000.

Не вставайте с левой ноги. – Коми кн. изд-во, 2004.

Зануда Дёма. – М.: Эском, 2007.

Жизнь и фантазии Сени Ёлкина. – М.: Эском, 2007.

И отец мой и мама моя // Путеводная звезда. – 2007. - № 11.

Любовь на семи ветрах. – Сыктывкар: Анбур., 2008.

Дети древней земли. – Сыктывкар: Кола, 2008.

Просмотр содержимого презентации
«????????? ???? ???? ??????╗»

«Человеком надо быть всегда»(по рассказам Е.В.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н.Крупина « А ты улыбайся!») « Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми-давайте жить как люди» (Владимир Башунов)

«Человеком надо быть всегда»(по рассказам Е.В.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н.Крупина « А ты улыбайся!»)

« Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми-давайте жить как люди»

(Владимир Башунов)

Цель урока: создать условия для анализа произведений Е.В.Габовой и В.Н.Крупина
  • Цель урока: создать условия для анализа произведений Е.В.Габовой и В.Н.Крупина
Задание №1 « Фишбоун» Проблемы Решения

Задание №1 « Фишбоун»

Проблемы

Решения

Белый лебедь Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны. Под тобою – глубь немая, Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая В бездне воздуха и света. Над тобой Эфир бездонный С ярко Утренней Звездою. Ты скользишь, преображенный, Отраженный красотою. Символ нежности бесстрастной, Недосказанной, несмелой,  Призрак женственно-прекрасный Лебедь чистый, лебедь белый! (К.Бальмонт)

Белый лебедь

Белый лебедь, лебедь чистый,

Сны твои всегда безмолвны,

Безмятежно-серебристый,

Ты скользишь, рождая волны.

Под тобою – глубь немая,

Без привета, без ответа,

Но скользишь ты, утопая

В бездне воздуха и света.

Над тобой Эфир бездонный

С ярко Утренней Звездою.

Ты скользишь, преображенный,

Отраженный красотою.

Символ нежности бесстрастной,

Недосказанной, несмелой,

Призрак женственно-прекрасный

Лебедь чистый, лебедь белый!

(К.Бальмонт)

Проблемы Решения 1 Подростковая жестокость Смотреть добрые передачи, вовлекать подростков в активную жизнь класса ,школы 2 Проблема одиночества Обрести друзей, работа в классе 3 Бездушие и безразличие к судьбе таких детей. Читать литературу о доброте, об истинной красоте человека 4 Зависть девочек 5

Проблемы

Решения

1 Подростковая жестокость

Смотреть добрые передачи, вовлекать подростков в активную жизнь класса ,школы

2 Проблема одиночества

Обрести друзей, работа в классе

3 Бездушие и безразличие к судьбе таких детей.

Читать литературу о доброте, об истинной красоте человека

4 Зависть девочек

5

Домашнее задание. Написать творческую работу, взяв за основу 3 высказывания великих людей, по изученным рассказам.

Домашнее задание. Написать творческую работу, взяв за основу 3 высказывания великих людей, по изученным рассказам.

  • «Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми-давайте жить как люди!»
  • «Знания должны увеличиваться с добротой».(Фазиль Искандер)
  • «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».(Блез Паскаль)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок по теме «Человеком надо быть всегда"

Автор: Ноур Ирина Борисовна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект обобщающего урока по окружающему миру 2-го класса  по теме «Человек разумный – часть природы» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-obobshchaiushchiegho-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-gho-klassa-po-tiemie-chieloviek-razumnyi-chast-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "187090"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426451506"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока обществознания на тему "Что значит быть честным?" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-na-tiemu-chto-znachit-byt-chiestnym"
    ["file_id"] => string(6) "242242"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445426014"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Урок самопознания в 6 классе"
    ["seo_title"] => string(26) "uroksamopoznaniiav6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "304992"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457858722"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Урок "Истоки" по теме : "Добрый человек в доброте проживёт век." "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-istoki-po-tiemie-dobryi-chieloviek-v-dobrotie-prozhiviot-viek"
    ["file_id"] => string(6) "204571"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429693684"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Ю.Ярмолаев"Проговорился""
    ["seo_title"] => string(26) "iu_iarmolaev_progovorilsia"
    ["file_id"] => string(6) "602189"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1647246127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства