Литературное чтение. Тема: Ю. Ермолаев. «Проговорился»
Основная цель темы: Знакомство детей с произведением Ю. Ермолаевым «Проговорился».
УУД:
Познавательные: формировать умения определять главную мысль рассказа, умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам характеризовать героев.
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью, проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение, согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога
Личностные: прививать интерес к чтению, к книге; содействовать осознанию основной идеи произведения: «Вежливым человек должен быть всегда».
Ресурсы урока (средства обучения): учебник Литературное чтение, 3 класс 2 часть, Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
Этапы усвоения. | Этапы урока. |
1.Организационный момент | - Внимание! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Все на месте? Все в порядке? Книга, ручка и тетрадь? Все ли правильно стоят? А теперь присядем на свои места и пожелаем друг другу хорошего настроения своей улыбкой…
|
2.Подготовка к восприятию | Игра «Доскажи словечко». В забавные рифмы со мной поиграйте, Я начинаю, а вы продолжайте: Сегодня дятел без очков, Не видит дятел… (червячков) Тает снег, бегут ручьи, В гости к нам спешат… (грачи). От важности слегка надут, Гуляет по двору… (индюк). На кур он смотрит с высока, Не замечает … (петуха). Слетелись к кормушке разные птички, Среди них есть и … (синички) -Давайте с вами выполним речевую разминку «Каша» Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз. . Проверка домашнего задания - Я подготовила для вас карточки с отрывками рассказов. Ваша задача прочитать их и вспомнить название и автора произведения. Вытягивают карточки с заданиями -Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочитать запись по карточке и определить о каком из трех авторов пойдет речь на сегодняшнем уроке? Карточка - Этот человек был хорошим актером. Во время Великой Отечественной войны сражался с фашистскими захватчиками. В данном перечне: «Акула», «Прыжок», «Береза», «Проговорился» – есть одно произведение этого писателя. Какое из перечисленных произведений принадлежит его перу? Дайте обоснованный ответ и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель. Запись на доске: Познакомиться… Учиться правильно… Проанализировать… Речь идет о Юрии Ивановиче Ермолаеве, потому что Л.Н. Толстой и С.А. Есенин не были актерами. В сражениях Великой Отечественной войны они не могли участвовать, так как жили в другое время) Определяют тему урока. (Юрий Иванович написал произведение «Проговорился», а рассказы «Акула», «Прыжок» принадлежат Л.Н. Толстому. Стихотворение «Береза» – С.А. Есенину. Значит тема сегодняшнего урока: Ю.И. Ермолаев «Проговорился») Ставят цель урока. Познакомиться со сведениями из биографии. Учиться правильно и выразительно читать его произведение. Проанализировать новое произведение |
3.Восприятие и осмысление | Познакомимся еще с одним автором рассказов для детей, Юрием Ивановичем Ермолаевым. -Нашу работу над произведением я бы хотела начать с рассказа о самом писателе. -Подготовленный ученик рассказывает о творчестве Ю. И. Ермолаева, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. – Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. - Свои произведения Ермолаев называл «грустными шутками, забавность которых таит в себе много важного и поучительного». Дети любят писателя за его чувство юмора, умение по - доброму посмеяться над своим героем. Читая его рассказы, можно получить много полезных советов о том, как нужно поступать. -Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился». - Когда так говорят: «проговорился»? (когда знают какую-то тайну, секрет, про этот секрет надо молчать, а человек случайно эту тайну рассказал, или как еще говорят выдал). -Рассмотрите иллюстрацию. -Что вы знаете о них? (живут в тёплых странах, встречаются в зоопарках, в парке птиц много разновидностей попугаев, имеют яркую окраску, дома чаще всего встречаются волнистые попугайчики) - Всегда у людей вызывают особый интерес попугаи, которые умеют разговаривать. - И каждый человек, который завёл попугая, мечтает о том, что он у него будет говорить. - Давайте узнаем, кто же и о чем проговорился в данном рассказе. (Учитель начинает читать текст, далее продолжают ученики, которых выберет учитель) |
4. Закрепление | Анализ текста - Кто герои рассказа? - Чему Ирочка учила попугая? - Как Ирочка отвечала бабушке на её просьбы? Найдите и прочитайте - С каким настроением Ирочка шла в школу? - Как ребята догадались о непослушании Иры? - Чем проговорился попугай? - Как вы думает, почему получилась такая неприятность? - Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему? - А можно назвать Иру доброй? Подведение итога: - Нравится ли вам Ирочка? - Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная. - Дадим характеристику попугаю. Какой он? Ловкий, умный, повторяет всё за девочкой. - Ребята, а бабушка Ирочки, такая же как Ира или она по другому себя ведёт? Расскажите о бабушке Ирочки. Она какая? Добрая жалела внучку. - Кто из героев вам больше всего понравился и почему? Работа в парах На листочках написать какие слова, подходят к этому рассказу. Подведение итога: - Ребята, вы предложили самые разные слова и все они точно подходят к рассказу. Так давайте же с вами обобщим и ответим на вопрос - Какова же проблема у Иры? - Связана ли она с теми ассоциациями, которые мы подобрали к рассказу? |
-Что хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил? ( Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания) - Какой совет автора можно прочитать между строк?( Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».) - Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что необходимо быть вежливыми всегда и во всем? (Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их) - Итак, какова идея текста? Подведение итога. - Ребята, придумайте продолжение рассказа, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно. На выполнение у вас 2 минуты. - Проверяем! - Как здорово у вас получилось | |
5. Итог урока | -Что нового узнали? - С каким произведением познакомились сегодня на уроке? -Что получилось в вашей работе на уроке? - Что не получилось? -Какой урок получила Ира? - С каким произведением мы сегодня познакомились? - А у вас были такие случаи? Как должны поступать воспитанные ? Рефлексия. Закончите предложения: Я узнал… Я запомнил…Я смог…. |
Домашнее задание | Чтение произведения. с. 179-181 и выполнение задания в ТПО |