kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ю.Ярмолаев"Проговорился"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное  чтение. Тема:  Ю. Ермолаев. «Проговорился»

Основная цель темы: Знакомство детей с произведением Ю. Ермолаевым «Проговорился».

УУД:

Познавательные: формировать умения  определять главную мысль рассказа, умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам характеризовать героев.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью, проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога

Личностные: прививать   интерес к чтению, к книге; содействовать осознанию основной идеи произведения: «Вежливым человек должен быть всегда».

Ресурсы урока (средства обучения): учебник Литературное чтение, 3 класс 2  часть, Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.

Этапы усвоения.

Этапы урока.

1.Организационный момент

- Внимание! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Все на месте? Все в порядке? Книга, ручка и тетрадь?

Все ли правильно стоят? А теперь присядем на свои места и пожелаем друг другу хорошего настроения своей улыбкой…

 

2.Подготовка к восприятию

Игра «Доскажи словечко».

В забавные рифмы со мной поиграйте,

Я начинаю, а вы продолжайте:

Сегодня дятел без очков,

Не видит дятел… (червячков)

Тает снег, бегут ручьи,

В гости к нам спешат… (грачи).

От важности слегка надут,

Гуляет по двору… (индюк).

На кур он смотрит с высока,

Не замечает … (петуха).

Слетелись к кормушке разные птички,

Среди них есть и … (синички)

-Давайте с вами выполним речевую разминку «Каша»

Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

. Проверка домашнего задания

- Я подготовила для вас карточки с отрывками рассказов. Ваша задача прочитать их и вспомнить название и автора произведения.

Вытягивают карточки с заданиями

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочитать запись по карточке и определить о каком из трех авторов пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Карточка - Этот человек был хорошим актером. Во время Великой Отечественной войны сражался с фашистскими захватчиками. В данном перечне: «Акула», «Прыжок», «Береза», «Проговорился» – есть одно произведение этого писателя.

Какое из перечисленных произведений принадлежит его перу? Дайте обоснованный ответ и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.

Запись на доске:

Познакомиться…

Учиться правильно…

Проанализировать…

Речь идет о Юрии Ивановиче Ермолаеве, потому что Л.Н. Толстой и С.А. Есенин не были актерами. В сражениях Великой Отечественной войны они не могли участвовать, так как жили в другое время)

Определяют тему урока. (Юрий Иванович написал произведение «Проговорился», а рассказы «Акула», «Прыжок» принадлежат Л.Н. Толстому. Стихотворение «Береза» – С.А. Есенину. Значит тема сегодняшнего урока: Ю.И. Ермолаев «Проговорился»)

Ставят цель урока. Познакомиться со сведениями из биографии. Учиться правильно и выразительно читать его произведение. Проанализировать новое произведение

3.Восприятие и осмысление

 Познакомимся еще с одним автором рассказов для детей, Юрием Ивановичем Ермолаевым.

 -Нашу работу над произведением я бы хотела начать с рассказа о самом писателе.

-Подготовленный ученик рассказывает о творчестве Ю. И. Ермолаева, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

– Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

- Свои произведения Ермолаев называл «грустными шутками, забавность которых таит в себе много важного и поучительного». Дети любят писателя за его чувство юмора, умение по - доброму посмеяться над своим героем. Читая его рассказы, можно получить много полезных советов о том, как нужно поступать.

-Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом произведении? (о том, что кто-то проговорился)

- Когда так говорят: «проговорился»? (когда знают какую-то тайну, секрет, про этот секрет надо молчать, а человек случайно эту тайну рассказал, или как еще говорят выдал).
Откройте свои учебники на стр 180.

-Рассмотрите иллюстрацию.
-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ? (о девочке и о попугае, которого ей купили)
-Ребята, а у кого из вас дома есть попугай?

-Что вы знаете о них? (живут в тёплых странах, встречаются в зоопарках, в парке птиц много разновидностей попугаев, имеют яркую окраску, дома чаще всего встречаются волнистые попугайчики)
-Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию.   Существует 316 видов попугаев.  27 видов попугаев занесены в Красную книгу.  

- Всегда у людей вызывают особый интерес попугаи, которые умеют разговаривать.

- И каждый человек, который завёл попугая, мечтает о том, что он у него будет говорить.  

- Давайте узнаем, кто же и о чем проговорился в данном рассказе.

(Учитель начинает читать текст, далее продолжают ученики, которых выберет учитель)

4. Закрепление

Анализ текста

- Кто герои рассказа?

- Чему Ирочка учила попугая?

- Как Ирочка отвечала бабушке на её просьбы? Найдите и прочитайте

- С каким настроением Ирочка шла в школу?

- Как ребята догадались о непослушании Иры?

- Чем проговорился попугай?

- Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

- Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

- А можно назвать Иру доброй?

Подведение итога:

- Нравится ли вам Ирочка?

- Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная.

- Дадим характеристику попугаю. Какой он? Ловкий, умный, повторяет всё за девочкой.

- Ребята, а бабушка Ирочки, такая же как Ира или она по другому себя ведёт? Расскажите о бабушке Ирочки. Она какая? Добрая жалела внучку.

- Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

Работа в парах

На листочках написать какие слова, подходят к этому рассказу.

Подведение итога:

- Ребята, вы предложили самые разные слова и все они точно подходят к рассказу. Так давайте же с вами обобщим и ответим на вопрос 

- Какова же проблема у Иры?

- Связана ли она с теми ассоциациями, которые мы подобрали к рассказу?

то хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил? ( Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания)

- Какой совет автора можно прочитать между строк?( Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».)

- Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что необходимо быть вежливыми всегда и во всем? (Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их)

- Итак, какова идея текста?

Подведение итога.

- Ребята,  придумайте продолжение рассказа, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно. На выполнение у вас 2 минуты.

- Проверяем!

- Как здорово у вас получилось

5. Итог урока 

-Что нового узнали?

- С каким произведением познакомились сегодня на уроке?

-Что получилось в вашей работе на уроке?

- Что не получилось?

-Какой урок получила Ира?

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- А у вас были такие случаи? Как должны поступать воспитанные ?

Рефлексия.

Закончите предложения:  Я узнал… Я запомнил…Я смог…. 

Домашнее задание

Чтение произведения. с. 179-181 и выполнение  задания в ТПО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ю.Ярмолаев"Проговорился"»

Литературное чтение. Тема: Ю. Ермолаев. «Проговорился»

Основная цель темы: Знакомство детей с произведением Ю. Ермолаевым «Проговорился».

УУД:

Познавательные: формировать умения определять главную мысль рассказа, умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам характеризовать героев.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью, проверять результат выполнения учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога

Личностные: прививать интерес к чтению, к книге; содействовать осознанию основной идеи произведения: «Вежливым человек должен быть всегда».

Ресурсы урока (средства обучения): учебник Литературное чтение, 3 класс 2 часть, Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.



Этапы усвоения.

Этапы урока.

1.Организационный момент

- Внимание!!! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Все на месте? Все в порядке??? Книга, ручка и тетрадь???

Все ли правильно стоят??? А теперь присядем на свои места и пожелаем друг другу хорошего настроения своей улыбкой…

2.Подготовка к восприятию

Игра «Доскажи словечко».

В забавные рифмы со мной поиграйте,

Я начинаю, а вы продолжайте:

Сегодня дятел без очков,

Не видит дятел… (червячков)

Тает снег, бегут ручьи,

В гости к нам спешат… (грачи).

От важности слегка надут,

Гуляет по двору… (индюк).

На кур он смотрит с высока,

Не замечает … (петуха).

Слетелись к кормушке разные птички,

Среди них есть и … (синички)

-Давайте с вами выполним речевую разминку «Каша»

Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

. Проверка домашнего задания

- Я подготовила для вас карточки с отрывками рассказов. Ваша задача прочитать их и вспомнить название и автора произведения.

Вытягивают карточки с заданиями

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочитать запись по карточке и определить о каком из трех авторов пойдет речь на сегодняшнем уроке???

Карточка - Этот человек был хорошим актером. Во время Великой Отечественной войны сражался с фашистскими захватчиками. В данном перечне: «Акула», «Прыжок», «Береза», «Проговорился» – есть одно произведение этого писателя.

Какое из перечисленных произведений принадлежит его перу? Дайте обоснованный ответ и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.

Запись на доске:

Познакомиться…

Учиться правильно…

Проанализировать…

Речь идет о Юрии Ивановиче Ермолаеве, потому что Л.Н. Толстой и С.А. Есенин не были актерами. В сражениях Великой Отечественной войны они не могли участвовать, так как жили в другое время)

Определяют тему урока. (Юрий Иванович написал произведение «Проговорился», а рассказы «Акула», «Прыжок» принадлежат Л.Н. Толстому. Стихотворение «Береза» – С.А. Есенину. Значит тема сегодняшнего урока: Ю.И. Ермолаев «Проговорился»)

Ставят цель урока. Познакомиться со сведениями из биографии. Учиться правильно и выразительно читать его произведение. Проанализировать новое произведение


3.Восприятие и осмысление

Познакомимся еще с одним автором рассказов для детей, Юрием Ивановичем Ермолаевым.


-Нашу работу над произведением я бы хотела начать с рассказа о самом писателе.

-Подготовленный ученик рассказывает о творчестве Ю. И. Ермолаева, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

– Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

- Свои произведения Ермолаев называл «грустными шутками, забавность которых таит в себе много важного и поучительного». Дети любят писателя за его чувство юмора, умение по - доброму посмеяться над своим героем. Читая его рассказы, можно получить много полезных советов о том, как нужно поступать.

-Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом произведении? (о том, что кто-то проговорился)

- Когда так говорят: «проговорился»? (когда знают какую-то тайну, секрет, про этот секрет надо молчать, а человек случайно эту тайну рассказал, или как еще говорят выдал).
Откройте свои учебники на стр 180.

-Рассмотрите иллюстрацию.
-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ? (о девочке и о попугае, которого ей купили)
-Ребята, а у кого из вас дома есть попугай?

-Что вы знаете о них? (живут в тёплых странах, встречаются в зоопарках, в парке птиц много разновидностей попугаев, имеют яркую окраску, дома чаще всего встречаются волнистые попугайчики)
-Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию.   Существует 316 видов попугаев.  27 видов попугаев занесены в Красную книгу.  

- Всегда у людей вызывают особый интерес попугаи, которые умеют разговаривать.

- И каждый человек, который завёл попугая, мечтает о том, что он у него будет говорить.  

- Давайте узнаем, кто же и о чем проговорился в данном рассказе.

(Учитель начинает читать текст, далее продолжают ученики, которых выберет учитель)



4. Закрепление

Анализ текста

- Кто герои рассказа?

- Чему Ирочка учила попугая?

- Как Ирочка отвечала бабушке на её просьбы? Найдите и прочитайте

- С каким настроением Ирочка шла в школу?

- Как ребята догадались о непослушании Иры?

- Чем проговорился попугай?

- Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

- Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

- А можно назвать Иру доброй?

Подведение итога:

- Нравится ли вам Ирочка?

- Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная.

- Дадим характеристику попугаю. Какой он? Ловкий, умный, повторяет всё за девочкой.

- Ребята, а бабушка Ирочки, такая же как Ира или она по другому себя ведёт? Расскажите о бабушке Ирочки. Она какая? Добрая жалела внучку.

- Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

Работа в парах

На листочках написать какие слова, подходят к этому рассказу.

Подведение итога:

- Ребята, вы предложили самые разные слова и все они точно подходят к рассказу. Так давайте же с вами обобщим и ответим на вопрос

- Какова же проблема у Иры?

- Связана ли она с теми ассоциациями, которые мы подобрали к рассказу?

то хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил? ( Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания)

- Какой совет автора можно прочитать между строк?( Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».)

- Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что необходимо быть вежливыми всегда и во всем? (Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их)

- Итак, какова идея текста?

Подведение итога.

- Ребята, придумайте продолжение рассказа, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно. На выполнение у вас 2 минуты.

- Проверяем!

- Как здорово у вас получилось

5. Итог урока

-Что нового узнали?

- С каким произведением познакомились сегодня на уроке?

-Что получилось в вашей работе на уроке?

- Что не получилось???

-Какой урок получила Ира?

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- А у вас были такие случаи? Как должны поступать воспитанные ?

Рефлексия.


Закончите предложения: Я узнал… Я запомнил…Я смог….


Домашнее задание

Чтение произведения . с. 179-181 и выполнение задания в ТПО







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ю.Ярмолаев"Проговорился"

Автор: Конева Зинаида Степановна

Дата: 14.03.2022

Номер свидетельства: 602189


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства