kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Данная разработка урока соответствует ФГОС. Тема урока выбрана в соответствии с рабочей программой. Урок включает задания,углубляющие понятия языковой антонимии, расширяющие кругозор школьников. Используются групповые формы работы, способствующие социализации обучающихся, креативности мышления, формирующие нестандартный подход к языковым явлениям. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Антонимы"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА





ФИО: Шининова Тамара Араевна


Место работы: МБОУ «СОШ с.Восток» МО «Енотаевский район»


Должность: учитель русского языка и литературы


Предмет: русский язык


Класс: 5


Тема урока: «Антонимы»


Базовый учебник: Русский язык 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелева - М., Издательский центр «Вентана-Граф»,2012


  1. Программа: Русский язык 5-9 кл. общеобразовательных учреждений, Л.О.Савчук, Программа под редакцией Е.Я.Шмелевой – М., Издательский центр «Вентана-Граф»,2013

  2. Цель урока: сформировать понятие об антонимах

  3. Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «антонимы», рассмотреть место антонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии антонимов, антонимических парах, акцентировать внимание на терминологии,

выразительности речи;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к лексическим запа-

сам языка

Развивающие: развивать речь, лингвистическое чутье, логическое мышление, память учащихся, пополнять их словар-

ный запас, развивать творческие способности

11. Тип урока: урок открытия нового знания

12. Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная, коллективная

13. Техническое оборудование урока:

ПК;

мультимедийный проектор


14. Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов в речи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам;

Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;

Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию.

15.





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Время


Деятельность учителя


Действия ученика

Планируемые результаты


1

2

3

4

5


1

Организационный момент.

2

Создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

- Добрый день, ребята. Давайте послушаем замечательную песню. Мне она очень нравится. В ней очень много задора, правильных мыслей. Думаю, она поднимет вам настроение, подскажет, как надо действовать, нацелит на удачу. СЛАЙД 1.

Барбарики «Дружба-это не работа…»


www.audiopoisk.com/track/barbariki/mp3/drujba-eto-ne-rabota/‎




Настраиваются на работу, заинтересовываются.

Самооценка готовности к уроку.(Л) Положительное отношение к уроку. (Л)


Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. (Л)

Учебно- познавательный интерес к данному уроку. (П)

2

Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.














































5



























Обеспечивает мотивацию к учебно-познавательной деятельности и принятие учащимися цели урока, актуализирует опорные знания и умения. Создает условия для познавательной деятельности учащихся. Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала.

– А теперь, ребята, внимание! Мы должны определиться с вами, чем будем заниматься ближайшие 45 минут. Да и нужно ли это нам? Для ответа надо всего лишь посмотреть на то, что я вам приготовила… и конечно, ответить на вопросы.

СЛАЙДЫ 2-6.

- Сделайте же вывод. Что будет предметом

нашего разговора? Сформулируйте тему урока.

-Запишем дату и тему урока.

-На прошлом уроке мы говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы.

СЛАЙД 7.

-Какая часть слова вам знакома? В каких словах она встречалась? Что она обозначает?

Предлагает учащимся сформулировать цель урока.

-Итак, слова называются антонимами. И сегодня на уроке мы узнаем, в чем особенность антонимов, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и правильно употреблять их в речи, работать со словарями.


Вспоминают определения основных лексических понятий.













Выстраивают логическую цепь рассуждения, перерабатывают и систематизируют предложенный материал, делают вывод.

Формулируют тему урока.







Отвечают на вопросы учителя.


Опознают и анализируют единицы языка.


Формулируют цель урока.


Проявление познавательной активности. (М)


Повторение определений лексических понятий (П)





Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. (М)


Самостоятельная формулировка темы урока. (Л)







Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. (М)

Развитие умения анализировать. (М)


Самостоятельная формулировка цели урока. (Л)

3

Изучение нового материала. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.







10






















Нацеливает учащихся на работу с учебником.

-Очень важную информацию вы найдете в учебнике на стр.262-263. Ознакомьтесь.

-Что нового узнали об антонимах?

Проводит аналитическую работу с понятием «антонимы» в ходе беседы.

  1. Анализ термина.

Определение «Антонимы»

СЛАЙДЫ 7,8.

/Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения./

2.Обобщение и систематизация информации. СЛАЙД 9 – 11.

Предлагает выполнить упражнения на опознание, выявление антонимов и антонимических пар в тексте.

Работа с пословицами и загадками – СЛАЙДЫ 10, 11.

-Антонимы издавна используются как выразительное средство в УНТ, обогащая речь народа.

Учитель развивает творческие способности детей, нацеливая на создание рифмованных строчек с использованием антонимических пар. СЛАЙД 12.

Применяет коллективную, парную и индивидуальную формы работы с учащимися.



Извлекают необходимую информацию из учебника.





Учащиеся записывают термин и его определения в тетрадь.

Анализируют состав слова «антоним» (словообразовательный, этимологический разбор)





Выполняют задания на опознание, выявление антонимов и антонимических пар. Работают коллективно и в парах. Записывают ответы в тетради.


Работают с пословицами, загадками.





Выполняют творческое задание с использованием антонимов, отдельные учащиеся выполняют дополнительное задание усложненного характера.

Проявление познавательной инициативы. (Л)





Проведение различных видов анализа слова. (П)









Опознавание и анализ лексической единицы языка. (П)

Способность участвовать в речевом общении, владение различными видами диалога. (М)


Осознание эстетической ценности русского языка, понимание его как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. (Л)



ФИЗМИНУТКА

3

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки. Учитель проводит зарядку.

СЛАЙД 13.

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. Повторяют движения за учителем.



Умение взаимодействовать в группе. (Л)

4

Практикум


10

Организация работы учащихся. Формирование коммуникативных умений.

Выполнение тренировочных упражнений.

1.Учитель активизирует работу учащихся, предлагая вспомнить и записать пословицы и поговорки с антонимическими парами. СЛАЙД 14.

2.Учитель расширяет речевую практику учащихся использованием антонимов. Работа с учебником - №№ 64,65.


Взаимопроверка в паре и коллективная проверка выполненных заданий.


Осмысливают изученный материал.



Практикуются в употреблении антонимов в речи. Работают в группах.

Самостоятельно работают с учебником, выполняют различные упражнения по более широкому применению антонимов (подбирают антонимы к прилагательным, находят антонимические пары, выявляют признаки, по которым противопоставляются друг другу значения слов). Проверяют в паре и коллективно.

Умение сотрудничать в группе. (М)


Применение приобретенных знаний, умений и навыков для анализа языковых явлений. (М)

Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение единицы языка – антонимов, их признаков и особенностей употребления. (П)

5

Проверка полученных результатов. Коррекция полученных знаний.







8














Оценивание успешности познавательной деятельности учащихся.

Коррекция знаний.

1.СЛАЙДЫ 15,16.

Учитель развивает способность учащихся оценивать речь с точки зрения ее содержания, умение находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их.

2.Подбор синонимов и антонимов.

Сопоставление и сравнение языковых средств. СЛАЙД 17.

- Какие учебные действия и знания необходимы для успешного выполнения задания?

Закрепляют и осмысливают изученный материал.

Оценивают письменную речь с точки зрения характерных признаков изученной единицы языка и содержания речи, находят и исправляют ошибки.

Учатся концентрировать внимание, делать акцент на важном. Сопоставляют и сравнивают синонимы и антонимы. Еще раз обращают внимание на такой признак этих единиц, как принадлежность к одной части речи.

Адекватное понимание основной и дополнительной информации; способность к преобразованию информации; умение находить речевые ошибки, недочеты и исправлять их. (М)

Коммуникативно целесообразное взаимодействие в группе. (М)

6

Рефлексия по достигнутым образовательным результатам. Подведение итогов. Оценивание.


5

Организует обсуждение обобщающего вывода.

-Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли. СЛАЙД 18.

Мотивирует учащихся к участию в рефлексии. СЛАЙД 19.

Участвуют в беседе по обсуждению обобщающего вывода, оценивают свои результаты работы на уроке.

Фиксируют материал,

изученный на уроке,

выявляют недостаток знаний и умений для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллектив-

ной деятельности.

Участие в рефлексии

  • Я узнал…

  • Было интересно

  • Особенно понравилось…

  • Вызвало затруднение…


Осознание важности изучения антонимов. (П)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. (Л)

Понимание личной ответственности за результаты деятельности. (Л)

Оценивание своей деятельности на уроке. (М)

Рефлексия способов и условий действия. (М)


7

Домашнее задание.

2

Объявление домашнего задания. Параграф 10.

Придумать и записать загадки с использованием антонимов. СЛАЙД 20.


Записывают домашнее задание.


Применение знаний, полученных на уроке, при выполнении домашнего задания. (П)


Перечень используемых на уроке ЭОР


Ресурсы Гиперссылка на интернет-ресурсы



Музыка www.audiopoisk.com/track/barbariki/mp3/drujba-eto-ne



Презентация




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Антонимы"

Автор: Шининова Тамара Араевна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Краткосрочный открытый урок по русскому языку на тему "Антонимы"   5 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "kratkosrochnyi-otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-antonimy-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "279992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453307478"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока на тему "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt_uroka_na_tiemu_antonimy_2"
    ["file_id"] => string(6) "439951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511257987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства