13. Техническое оборудование урока:
№ | Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Действия ученика | Планируемые результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | Организационный момент. | 2 | Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. - Добрый день, ребята. Давайте послушаем замечательную песню. Мне она очень нравится. В ней очень много задора, правильных мыслей. Думаю, она поднимет вам настроение, подскажет, как надо действовать, нацелит на удачу. СЛАЙД 1. Барбарики «Дружба-это не работа…» www.audiopoisk.com/track/barbariki/mp3/drujba-eto-ne-rabota/ | Настраиваются на работу, заинтересовываются. | Самооценка готовности к уроку.(Л) Положительное отношение к уроку. (Л) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. (Л) Учебно- познавательный интерес к данному уроку. (П) |
2 | Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.
| 5 | Обеспечивает мотивацию к учебно-познавательной деятельности и принятие учащимися цели урока, актуализирует опорные знания и умения. Создает условия для познавательной деятельности учащихся. Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала. – А теперь, ребята, внимание! Мы должны определиться с вами, чем будем заниматься ближайшие 45 минут. Да и нужно ли это нам? Для ответа надо всего лишь посмотреть на то, что я вам приготовила… и конечно, ответить на вопросы. СЛАЙДЫ 2-6. - Сделайте же вывод. Что будет предметом нашего разговора? Сформулируйте тему урока. -Запишем дату и тему урока. -На прошлом уроке мы говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение – это антонимы. СЛАЙД 7. -Какая часть слова вам знакома? В каких словах она встречалась? Что она обозначает? Предлагает учащимся сформулировать цель урока. -Итак, слова называются антонимами. И сегодня на уроке мы узнаем, в чем особенность антонимов, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить антонимы в тексте и правильно употреблять их в речи, работать со словарями. | Вспоминают определения основных лексических понятий. Выстраивают логическую цепь рассуждения, перерабатывают и систематизируют предложенный материал, делают вывод. Формулируют тему урока. Отвечают на вопросы учителя. Опознают и анализируют единицы языка. Формулируют цель урока. | Проявление познавательной активности. (М) Повторение определений лексических понятий (П) Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. (М) Самостоятельная формулировка темы урока. (Л) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. (М) Развитие умения анализировать. (М) Самостоятельная формулировка цели урока. (Л) |
3 | Изучение нового материала. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. | 10 | Нацеливает учащихся на работу с учебником. -Очень важную информацию вы найдете в учебнике на стр.262-263. Ознакомьтесь. -Что нового узнали об антонимах? Проводит аналитическую работу с понятием «антонимы» в ходе беседы. Анализ термина. Определение «Антонимы» СЛАЙДЫ 7,8. /Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения./ 2.Обобщение и систематизация информации. СЛАЙД 9 – 11. Предлагает выполнить упражнения на опознание, выявление антонимов и антонимических пар в тексте. Работа с пословицами и загадками – СЛАЙДЫ 10, 11. -Антонимы издавна используются как выразительное средство в УНТ, обогащая речь народа. Учитель развивает творческие способности детей, нацеливая на создание рифмованных строчек с использованием антонимических пар. СЛАЙД 12. Применяет коллективную, парную и индивидуальную формы работы с учащимися. | Извлекают необходимую информацию из учебника. Учащиеся записывают термин и его определения в тетрадь. Анализируют состав слова «антоним» (словообразовательный, этимологический разбор) Выполняют задания на опознание, выявление антонимов и антонимических пар. Работают коллективно и в парах. Записывают ответы в тетради. Работают с пословицами, загадками. Выполняют творческое задание с использованием антонимов, отдельные учащиеся выполняют дополнительное задание усложненного характера. | Проявление познавательной инициативы. (Л) Проведение различных видов анализа слова. (П) Опознавание и анализ лексической единицы языка. (П) Способность участвовать в речевом общении, владение различными видами диалога. (М) Осознание эстетической ценности русского языка, понимание его как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. (Л) |
| ФИЗМИНУТКА | 3 | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки. Учитель проводит зарядку. СЛАЙД 13. | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. Повторяют движения за учителем. | Умение взаимодействовать в группе. (Л) |
4 | Практикум | 10 | Организация работы учащихся. Формирование коммуникативных умений. Выполнение тренировочных упражнений. 1.Учитель активизирует работу учащихся, предлагая вспомнить и записать пословицы и поговорки с антонимическими парами. СЛАЙД 14. 2.Учитель расширяет речевую практику учащихся использованием антонимов. Работа с учебником - №№ 64,65. Взаимопроверка в паре и коллективная проверка выполненных заданий. | Осмысливают изученный материал. Практикуются в употреблении антонимов в речи. Работают в группах. Самостоятельно работают с учебником, выполняют различные упражнения по более широкому применению антонимов (подбирают антонимы к прилагательным, находят антонимические пары, выявляют признаки, по которым противопоставляются друг другу значения слов). Проверяют в паре и коллективно. | Умение сотрудничать в группе. (М) Применение приобретенных знаний, умений и навыков для анализа языковых явлений. (М) Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение единицы языка – антонимов, их признаков и особенностей употребления. (П) |
5 | Проверка полученных результатов. Коррекция полученных знаний. | 8 | Оценивание успешности познавательной деятельности учащихся. Коррекция знаний. 1.СЛАЙДЫ 15,16. Учитель развивает способность учащихся оценивать речь с точки зрения ее содержания, умение находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их. 2.Подбор синонимов и антонимов. Сопоставление и сравнение языковых средств. СЛАЙД 17. - Какие учебные действия и знания необходимы для успешного выполнения задания? | Закрепляют и осмысливают изученный материал. Оценивают письменную речь с точки зрения характерных признаков изученной единицы языка и содержания речи, находят и исправляют ошибки. Учатся концентрировать внимание, делать акцент на важном. Сопоставляют и сравнивают синонимы и антонимы. Еще раз обращают внимание на такой признак этих единиц, как принадлежность к одной части речи. | Адекватное понимание основной и дополнительной информации; способность к преобразованию информации; умение находить речевые ошибки, недочеты и исправлять их. (М) Коммуникативно целесообразное взаимодействие в группе. (М) |
6 | Рефлексия по достигнутым образовательным результатам. Подведение итогов. Оценивание. | 5 | Организует обсуждение обобщающего вывода. -Давайте подведем итог нашего урока и обобщим знания об антонимах и их роли. СЛАЙД 18. Мотивирует учащихся к участию в рефлексии. СЛАЙД 19. | Участвуют в беседе по обсуждению обобщающего вывода, оценивают свои результаты работы на уроке. Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток знаний и умений для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллектив- ной деятельности. Участие в рефлексии Я узнал… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… | Осознание важности изучения антонимов. (П) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. (Л) Понимание личной ответственности за результаты деятельности. (Л) Оценивание своей деятельности на уроке. (М) Рефлексия способов и условий действия. (М) |
7 | Домашнее задание. | 2 | Объявление домашнего задания. Параграф 10. Придумать и записать загадки с использованием антонимов. СЛАЙД 20. | Записывают домашнее задание. | Применение знаний, полученных на уроке, при выполнении домашнего задания. (П) |