Тема. Антонимы.
Цели:
1. Познакомить с антонимами, их ролью в языке.
2. Формировать умение подбирать антонимы, находить их в тексте,
употреблять в своей речи.
3. Развивать речь детей, творческое мышление, расширять кругозор,
память.
4. Воспитывать умение слушать друг друга, высказывать свое мнение.
Ход урока
Работа с Интерактивной доской
I.Организационный момент.
1.Приветствие гостям.
Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу и подарим улыбку нашим гостям.. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной.
2. Психологический настрой.
Я в школе на уроке
Я, как, разведчик, всё замечу
Голова мыслит ясно
Я узнаю новое о словах.
Работаю.
II. Организация ситуации успеха.
1) Запись даты. Классной работы
- А теперь откройте тетради и запишите красиво и без ошибок дату:
IIIСоздание проблемной ситуации
-Из чего состоят казахский, русский, английский и другие языки?
(Любой язык состоит из слов.Каждое слово имеет значение и что-то обозначает)
- Как называется наука изучающая слова?
(лексика)
(Вывешиваются карточки «Знаем» «Узнаем» « Узнали» и под ними по ходу выполнения заданий ответы)
Знаем Узнаем Узнали
Лексика
Для того, чтобы узнать чем мы будем заниматься и что мы уже знаем нам надо выполнить несколько заданий.
ЗАДАНИЕ. №1
Кран, Ручка, Хвост.—Что это за слова? Какое имеют значения? Приведите примеры.
(кран водопроводный - стоп кран)
(ручка дверная - шариковая)
(хвост белки – самолёта)
Вывод: правило стр.229 - Многозначные слова..
ЗАДАНИЕ. №2
Золотые часы - золотые руки
Железная решётка - железная дисциплина
- Какое значение имеют эти слова ? Объясни. Какие из этих словосочетаний употребляются в прямом, а какие в переносном значении?
Вывод: Значение одного слова переносится на другое если предметы, их признаки,
действия имеют сходство.
ЗАДАНИЕ. №3
Толстый – жирный (плов, словарь)
Пожилой – старый (конь, человек)
Что можем сказать о значении этих слов? (они звучат и пишутся по разному но значение разное)
Физминутка.
Учитель. Как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке ?
Что нового вы узнаете о словах?
Дети. Будем изучать новые слова – которые имеют противоположные
значения
III. Работа по учебнику
1 Чтение правила вслух учителем страница 237.
2 Хоровое проговаривание детьми правила.
3 Сообщение друг другу (привести пример) – опрос детей.
Закрепление Игра «Магнит».
Учитель. Потренируемся подбирать антонимы. Для этого проведем игру магнит.
- Левая часть магнита (знак плюс), притягивает добрые слова
- Правая часть магнита (знак минус), притягивает слова с противоположным
значением.
+ -
В конверте лежат слова
Хорошо слабый
Весело плохо
Белый грустно
Сильный черный
.
Учитель. Какие слова подбирали в этой игре?
А как называются эти слова?
IV. Работа в тетрадях
Оформление тетрадей.
Чтение задания к упражнению 756 на стр. 238 (устный разбор).
Самостоятельная запись учащимися в тетрадь по вариантам
I вариант – 1-2 предложение
II вариант – 3-4 предложение
Взаимопроверка.I. приехал – уехал II. жар - холод (Интерактивная доска) упал – встал налево – направо
Физпауза.
Раз подняться, подтянуться
Два согнуться ,разогнуться
Левый, правый бок погладим
Вверх хлопок, вниз хлопок
А теперь бесшумно сядем
И продолжим свой урок.
Работа по развитию речи (Интерактивная доска)
Прочитай пословицы, найди и вставь слова, противоположные по смыслу Объясни смысл пословиц.
Ученье –свет ,а не ученье –тьма
Корень учения горек, да плод его сладок,
Знай больше, а говори меньше.
V. Работа по карточкам (разно уровневое задание)
Каждый ученик получает карточку. Задание каждой карточки (по цвету) учитель читает вслух..
Самопроверка. На отдельном листе ключ к ответу.
Учитель. Чему вы учились выполняя эти задания?
Дети. Подбирать антонимы.
VI. Обобщение (коллективно - индивидуальная работа)
Игра «Подскажи словечко»
А вот прощальная игра… Скажу тебе я слово трус
Нам книгу закрывать пора Ответишь ты….(храбрец)
Мы все надеемся, что с ней Теперь начало я скажу
Ты стал немножечко умней Ну, отвечай…(конец)
Узнал ты много слов смешных
И если ты запомнил их
Не зря твой день потрачен
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко
А ты ответишь …. (низко)
Скажу я слово далеко
А ты ответишь … (близко)
Скажу я слово потолок
А ты ответишь … (пол)
Скажу я слово потерял
И скажешь ты… (нашел)
Учитель. Какие слова вы подбирали в этом стихотворении?
Дети. Слова – антонимы.
Рефлексия
Учитель. Что нового сегодня на уроке мы узнали в стране «Лексика»?
Какие слова называются антонимами?
Игра «Наоборот» (Интерактивная доска)
-Подбери антонимы.
Широкий - Узкий
Твёрдый - Мягкий
Старый - Новый
Скучный - Интересный
Бесполезный - Ценный
Неряшливый- Аккуратный
Если правильно выполнили задание, то по первым буквам подобранных слов, сможете прочитать слово. (Умница)