Тема. Антонимы.
  Цели:
  1. Познакомить с антонимами, их ролью в языке. 
  2. Формировать умение подбирать антонимы, находить их в тексте, 
  употреблять в своей речи. 
  3. Развивать речь детей, творческое мышление, расширять кругозор, 
  память. 
  4. Воспитывать умение слушать друг друга, высказывать свое мнение. 
  Ход урока
  Работа с Интерактивной доской
  I.Организационный момент.  
  1.Приветствие гостям.
  Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу и подарим улыбку нашим гостям.. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной. 
  2. Психологический настрой.
  Я в школе на уроке 
  Я, как, разведчик, всё замечу 
  Голова мыслит ясно
  Я узнаю новое о словах. 
  Работаю.
 II. Организация ситуации успеха.
 1) Запись даты. Классной работы
 - А теперь откройте тетради и запишите красиво и без ошибок дату:
  IIIСоздание проблемной ситуации
  -Из чего состоят казахский, русский, английский и другие языки?
 (Любой язык состоит из слов.Каждое слово имеет значение и что-то обозначает)
 - Как называется наука изучающая слова?
 (лексика)
 (Вывешиваются карточки «Знаем» «Узнаем» « Узнали» и под ними по ходу выполнения заданий ответы) 
  Знаем Узнаем Узнали
 Лексика
 
 
 Для того, чтобы узнать чем мы будем заниматься и что мы уже знаем нам надо выполнить несколько заданий.
  ЗАДАНИЕ. №1
 Кран, Ручка, Хвост.—Что это за слова? Какое имеют значения? Приведите примеры.
 (кран водопроводный - стоп кран)
 (ручка дверная - шариковая)
 (хвост белки – самолёта)
 Вывод: правило стр.229 - Многозначные слова..
 ЗАДАНИЕ. №2
 Золотые часы - золотые руки
 Железная решётка - железная дисциплина 
 - Какое значение имеют эти слова ? Объясни. Какие из этих словосочетаний употребляются в прямом, а какие в переносном значении? 
  Вывод: Значение одного слова переносится на другое если предметы, их признаки,
  действия имеют сходство.
  
 
  ЗАДАНИЕ. №3
  Толстый – жирный (плов, словарь)
  Пожилой – старый (конь, человек)
  Что можем сказать о значении этих слов? (они звучат и пишутся по разному но значение разное)
 Физминутка.
  Учитель. Как вы думаете, что будем делать сегодня на уроке ?
  Что нового вы узнаете о словах?
  Дети. Будем изучать новые слова – которые имеют противоположные
  значения
 III. Работа по учебнику
  1 Чтение правила вслух учителем страница 237.
  2 Хоровое проговаривание детьми правила.
  3 Сообщение друг другу (привести пример) – опрос детей.
  
 
  Закрепление Игра «Магнит».
 Учитель. Потренируемся подбирать антонимы. Для этого проведем игру магнит.
  - Левая часть магнита (знак плюс), притягивает добрые слова
  - Правая часть магнита (знак минус), притягивает слова с противоположным
  значением.
  
  + -  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  В конверте лежат слова
  Хорошо слабый 
  Весело плохо
  Белый грустно
  Сильный черный
  .  
 Учитель. Какие слова подбирали в этой игре?
  А как называются эти слова?
  
 
 IV. Работа в тетрадях
 Оформление тетрадей.
  -  Чтение задания к упражнению 756 на стр. 238 (устный разбор).  
-  Самостоятельная запись учащимися в тетрадь по вариантам 
 I вариант – 1-2 предложение 
  II вариант – 3-4 предложение 
 Взаимопроверка.I. приехал – уехал II. жар - холод (Интерактивная доска) упал – встал налево – направо
 
 
 Физпауза.
  Раз подняться, подтянуться
  Два согнуться ,разогнуться  
  Левый, правый бок погладим
  Вверх хлопок, вниз хлопок
  А теперь бесшумно сядем
  И продолжим свой урок.
  
 
  Работа по развитию речи (Интерактивная доска)
 Прочитай пословицы, найди и вставь слова, противоположные по смыслу Объясни смысл пословиц.
 Ученье –свет ,а не ученье –тьма 
  Корень учения горек, да плод его сладок,
  Знай больше, а говори меньше.
 
 
 V. Работа по карточкам (разно уровневое задание)
 Каждый ученик получает карточку. Задание каждой карточки (по цвету) учитель читает вслух..
  Самопроверка. На отдельном листе ключ к ответу.
  
 
  Учитель. Чему вы учились выполняя эти задания?
  Дети.  Подбирать антонимы.
  
 
  VI. Обобщение (коллективно - индивидуальная работа)
  Игра «Подскажи словечко»
  А вот прощальная игра… Скажу тебе я слово трус
  Нам книгу закрывать пора Ответишь ты….(храбрец)
  Мы все надеемся, что с ней Теперь начало я скажу
  Ты стал немножечко умней Ну, отвечай…(конец)
  Узнал ты много слов смешных
  И если ты запомнил их 
  Не зря твой день потрачен
  И нам с тобой пришел черед 
  Сыграть в игру «Наоборот»
  Скажу я слово высоко
  А ты ответишь …. (низко)
  Скажу я слово далеко
  А ты ответишь … (близко)
  Скажу я слово потолок
  А ты ответишь … (пол)
  Скажу я слово потерял
  И скажешь ты… (нашел)
 Учитель. Какие слова вы подбирали в этом стихотворении?
  Дети. Слова – антонимы.
 Рефлексия
 Учитель. Что нового сегодня на уроке мы узнали в стране «Лексика»?
  Какие слова называются антонимами?
 
 
 Игра «Наоборот» (Интерактивная доска)
 -Подбери антонимы.
 
 
 Широкий - Узкий
 Твёрдый - Мягкий
 Старый - Новый
 Скучный - Интересный
 Бесполезный - Ценный
 Неряшливый- Аккуратный
 
 
 Если правильно выполнили задание, то по первым буквам подобранных слов, сможете прочитать слово. (Умница)