Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе
«Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»
Цели:
• совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;
Задачи:
1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на изучение нового материала и подготовку к ГИА;
образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.
воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник, компьютерные презентации, карточки с заданиями.
Ход урока.
I. Оргмомент (метафора на формирование чувства уверенности в себе)
- Ребята, вам вскоре предстоит сдавать первый в вашей жизни большой экзамен - ГИА. Но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы. Ведь все в ваших руках.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?" И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках..."
-Ребята, все в ваших руках!
II - Проверим, готовы ли мы к работе. Работа по карточкам (фронтальный опрос по теории)
III. Работа с текстом о книгах
- А теперь поработаем с текстом, который лежит перед вами.
(1) Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым, М.Горьким?
(3) Встретиться с ними не так уж трудно.
(4) Я могу вам дать их точный адрес.
(5) Он очень короткий: библиотека.
(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.
(10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
-Докажите, что это текст.(Текст — это группа предложений, объединенных одной темой с помощью языковых средств. Текст всегда состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение текстом не является. Любой текст — это высказывание на определенную тему (она бывает названа в заголовке), в нем есть начало и конец, часто он разделён на смысловые части (абзацы). Предложения в тексте всегда взаимосвязаны, каждое последующее предложение строится на основе предыдущего. Для связи предложений в тексте применяются различные лексические и синтаксические средства языка. Текст всегда оформляется в каком-либо стиле (разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом или художественном)
- Тема (о книгах)
- Проблема (Роль книги в жизни человека.)
- Идея (авторская позиция) (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и научит «понимать и любить людей»)
- Стиль и тип речи (Публицистический, рассуждение)
- Как вы это определили? (Публицистический текст не только описывает факты, но и отражает мнение, настроения автора, содержит его комментарии и размышления. Публицист стремится писать о том, что интересно для большинства людей, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его читателей. В публицистических текстах всегда подымаются актуальные проблемы, речь автора страстная и образная, текст острый и яркий. Автор, сообщая факты, формирует общественное мнение, активно воздействует на разум и чувства человека. Публицист не только рассказывает о положении дел в обществе, но и убеждает читателя в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Он стремится доказать правильность своей позиции. Среди средств выразительности часто применяются слова с положительной или отрицательной окраской, риторические вопросы, восклицания)
Найдите в тексте:
а) односоставное безличное предложение (3);
б) СПП с придаточным определительным (7,9), местоименно-определительным (6);
в) СПП с придаточным изъяснительным (10).
Способы связи предложений в тексте: личное местоимение (книга - она), лексический повтор (книга, книгой)
Объясните постановку тире в предложении (11). (если приложение стоит последним словом в предложении, то перед ним ставится тире)
- Мы продолжим работу с этим текстом на следующих уроках. Нам предстоит найти лексические и синтаксические средства выразительности и определить их роль в тексте, а затем написать сочинение-рассуждение по данной проблеме.
IV. Объяснение новой темы.
Работа над «слепой» схемой «Виды предложений»
Виды сложноподчиненных предложений.
Объявление темы - «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени»
Чтение правила в учебнике и упражнения для наблюдений - стр. 80
Теория со слайдов
Анализ предложений. Синтаксический разбор. Выйдя из лесу, мы сразу увидели дорогу.
-Верно ли, что предложение простое? Чем оно осложнено?
Обстоятельство времени преобразуйте в придаточное времени. Как только мы вышли из лесу, сразу увидели дорогу.
Подберите синонимы к союзу КАК ТОЛЬКО (когда, едва)
Работа с учебником - самостоятельно упр. 124 по вариантам (предложение 1-4 - 1 вариант, предложение 5-7 - 2 вариант)
Закрепление.
Анализ предложений.
Мы не знали, где остановимся на ночлег. ( изъяснительное)
Б) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок, (определителительное)
Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть. ( обстоятельственное места)
Вывод: одно и то же союзное слово может присоединять разные типы придаточных предложений.
Графический диктант
В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
Сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском больше нет.
На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
Как измерить то, что страна пережила.
Нет истины там, где нет любви.
Когда вы продумываете поведение героев произведения, оцените их поступки.
Работа над заданиями ОГЭ. Определить тип орфограммы, распределить слова по видам орфограмм, добавить свои примеры.
Прижавшись, собираемся, правленные, наклонимся, прихрамывая, бездонном, реликвии, приходили, завидовали, кружок, отчаянные, выбирайте, пригорюнившись, пустынном, обессиленно, пребывания, изумлённо, решаемые, варенные вкрутую, взбирались, прикасаясь
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание (по выбору):
1.с помощью сложноподчиненных предложений описать местоположение нашего города Почепа;
2. Упр. 125, правило
3.Найти лексические и синтаксические средства выразительности в тексте о книгах и определить их роль в тексте; подготовиться к сочинению-рассуждению сочинение-рассуждение по данной проблеме, сформулировать задания ОГЭ типа 15.2 и 15.3