kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку в 4 классе. "Однокоренные слова и формы одного и того же слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с отличительными признаками однокоренных (родственных) слов и  форм одного и того же слова.

Задачи:

         1)  Уточнить представление об однокоренных словах.

         2)   Познакомить с  отличительными признаками однокоренных (родственных) слов и форм одного и того же слова

3) Учить ставить учебные задачи на основе соотношения того, что известно учащимся, и того, что неизвестно.

         4) Развивать умение работать в паре, умение слушать друг друга высказывать свое мнение.

         5) Учить осознанно оценивать свои знания и умения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 4 классе. "Однокоренные слова и формы одного и того же слова" »

Урок по русскому языку в 4 классе.

Составила: Дубовская Т.Ю.

Тема урока: Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Цель:

Знакомство с отличительными признаками однокоренных (родственных) слов и форм одного и того же слова.

Задачи:

1) Уточнить представление об однокоренных словах.

2) Познакомить с отличительными признаками однокоренных (родственных) слов и форм одного и того же слова

3) Учить ставить учебные задачи на основе соотношения того, что известно учащимся, и того, что неизвестно.

4) Развивать умение работать в паре, умение слушать друг друга высказывать свое мнение.

5) Учить осознанно оценивать свои знания и умения.

Оборудование:

для учителя: учебник, карточки, таблица,

для ученика: учебник, карточки, сигнальные карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Проверьте готовность к уроку, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной, чтобы вы узнали для себя что-то новое.

2. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

- Ребята, прочитайте тему нашего урока.

Тема нашего урока: Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

- Я предлагаю вместе выбрать задачи, которые необходимы и помогут нам разобраться с новой темой.


Повторить сведения об однокоренных словах.

Выявить отличия однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Составить таблицу сравнения однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Повторить орфограмму «Безударная гласная в корне слова».

Развивать умение разбирать слово по составу.

Учиться общаться с товарищем в паре.

Учиться оценивать свой результат.

Учиться определять лицо местоимения.


Итак, задачи поставлены. Приступим к их выполнению.

  1. Изучение нового материала.

На карточке №1 слова. Их нужно распределить на группы, каждому корню нужно найти свою семью. Работа в рабочей тетради. (Число. Правильная посадка, расположение тетради)

рис, гриб, рисование, нарисовал, грибы, вода, водить, подводник, зарисовка

Проверка задания. Как вы распределили слова?

К 1 группе- гриб, грибы,

Ко второй- рисование, нарисовал, рисунок

К третьей- вода, подводник

Почему слова рис и водить не включили в группы?


Обратимся ко 2 группе слов. Что можно о ней сказать?

Давайте вспомним признаки однокоренных (родственных) слов и вспоминая, будем сразу заполнять таблицу.

  1. Одинаковый (общий) корень

  2. В корне заключено одно и то же значение

Нас интересует состав слова. Разберем слова по составу. Обязательно выделите основу. Напоминаю, что основа слова - часть слова без окончания.

Что можно сказать об основе? Одинаковая ли она у однокоренных слов?

Перед нами еще один признак однокоренных слов:

  1. Разные основы

Скажите, пожалуйста, а лексическое значение всего слова, а не корня в отдельности совпадает или нет?

Например- рисунок - что обозначает?(предмет) , а нарисовал? - (действие)

Таким образом, у однокоренных слов

  1. лексическое значение однокоренных слов разное

Вывод (обобщение учителя) :

Однокоренные (родственные) слова – это слова, у которых:

1.Одинаковый (общий) корень

2.В корне заключено одно и то же значение

3.Разные основы

4.Лексическое значение однокоренных слов разное


Обратимся к первой группе слов. Выделите у слов первой группы окончание, корень и основу слова.


Проверка. Что у вас получилось?

Что об этих словах можно сказать?

Они однокоренные? Обратите внимание на признаки однокоренных слов? (нет)

Про такие слова мы говорим, что это формы слов.

Я предлагаю сравнить их с однокоренными.

Обращаемся к таблице.

  1. Что мы можем сказать о корне? (он одинаковый), а значит и значение его также одинаковое.

  2. Теперь обращаемся к основе. Что мы можем сказать? (основа одинаковая, слова различаются окончаниями)

  3. А как же лексическое значение слова в целом? (оно одинаковое)


Вывод (обобщение учителя) :

Не все слова, имеющие одинаковый корень, будут однокоренными. Кроме них в русском языке есть понятие - формы слова- это слова, которые имеют

1.Одинаковый (общий) корень

2.В корне заключено одно и то же значение, НО

3.Разные основы

4.Лексическое значение однокоренных слов разное


ФМ Игра: «Не ошибись»

- Я буду читать пары слов, а вы определите какие это слова – однокоренные или формы слова, или совершенно разные слова. Если однокоренные - хлопаем в ладоши, если формы слов -

Лес-лесник, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дома, дом-дым, пять-пятно, царь-цари.


Вернемся к задачам урока.

Какие задачи можно считать выполненными?

Повторить сведения об однокоренных словах.

Выявить отличия однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Составить таблицу сравнения однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Развивать умение разбирать слово по составу

Какие еще задачи у нас заявлены?

Повторить орфограмму «Безударная гласная в корне слова».

Учиться общаться с товарищем в паре.

Учиться оценивать свой результат.


  1. Закрепление материала. (Работа в парах).

Итак, приступим к решению данных задач.

Для выполнения некоторых из этих задач предлагаю воспользоваться упражнением учебника. Стр. 123. Упр. 529.


Прочитайте.

В каких частях слова пропущены буквы? ( в корне и приставке)

Как правильно написать безударную гласную в приставке?

А в корне? Еще раз прочитаем об этом правило!


Ребята, работая в паре, из данного упражнения вы должны выписать в тетрадь слова с безударными гласными в корне, подчеркнуть их, а рядом через тире записать проверочное слово. Помним о своей посадке, расположении тетради и не забываем правила работы в парах:


Проверка. Оценка своей работы. Если все верно- !

Если нет- ?


  1. Самостоятельная работа

На карточке № 2 :

В каждой строчке подчеркнуть лишнее слово.

1. маленький, малыш, маляр .

2. гроза, грозный, гроздь.

3. лётчик, летчики, лето.

В какой строчке даны однокоренные слова. Запиши. № строки-

А в какой формы слова? № строки -


Проверка. Оцените– знаки ? или !


5.Рефлексия.

Итак, обращаемся к задачам. Какие задачи у нас остались?

Учиться оценивать свой результат.


Да, мы справились почти со всеми поставленными задачами.

Теперь нам предстоит, я считаю, разобраться с самой сложной задачей:

- Учиться оценивать свой результат.

Перед вами критерии, с помощью которых вы должны оценить себя:

Карточка № 3

- умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

- умение правильно разбирать слова по составу (выделять окончание, корень, основу)

- умение правильно подбирать проверочное слово для проверки безударной гласной

- умение работать в паре




Для того, чтобы оценить себя, можно использовать начало фраз: (на доске).

- Я хорошо умею…

- Я знаю…

- Я умею…

- Мне еще надо поработать над…

- Мне еще надо поучиться…

- Мне трудно…



  1. Домашнее задание: Упр. 526


  1. Итог урока.

Итак, какой была тема нашего сегодняшнего урока?

Проверьте, все ли задачи мы выполнили?

Вы очень хорошо потрудились. Молодцы!

































Карточка №1.

Слова распределить на группы, каждому корню нужно найти свою семью.

Рис, гриб, рисование, нарисовал, грибы, вода,

водить, подводник, зарисовка.

__________________________________________________________________

Карточка № 2 .

В каждой строчке подчеркнуть лишнее слово.

1. маленький, малыш, маляр .

2. гроза, грозный, гроздь.

3. лётчик, летчики, лето.

В какой строке даны однокоренные слова. Запиши № строки (строк) -…

А в какой строке формы слова? Запиши № строки (строк) -…

___________________________________________________________________

Карточка № 3.

Критерии оценки.

- умение различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

- умение правильно разбирать слова по составу (выделять окончание, корень, основу)

- умение правильно подбирать проверочное слово для проверки безударной гласной

- умение работать в паре


Для того чтобы оценить себя, можно использовать начало фраз:

- Я хорошо умею…

- Я знаю…

- Я умею…

- Мне еще надо поработать над…

- Мне еще надо поучиться…

- Мне трудно…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку в 4 классе. "Однокоренные слова и формы одного и того же слова"

Автор: Дубовская Татьяна Юрьевна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212475

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Тема: «Состав слова» (2-й класс)"
    ["seo_title"] => string(28) "tiema-sostav-slova-2-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "314922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459789108"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Корень как часть слова""
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-korien-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "250146"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447045108"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока русского языка "Основа слова" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-osnova-slova"
    ["file_id"] => string(6) "148903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873792"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока русского языка  на тему "Однокоренные слова и форма одного и того же слова""
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-odnokoriennyie-slova-i-forma-odnogho-i-togho-zhie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "251983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447320575"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства