kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Состав слова» (2-й класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Состав слова» (2-й класс)

Цель урока: проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; умение разбирать слова по составу; развитие речи, внимания, памяти, самостоятельности; воспитание аккуратности, трудолюбия, интереса к изучению русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите голо­вы на столы и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

II. Сообщение темы урока

У. Урок русского языка мы проведем в форме игры «Сча­стливый случай». Продолжим учиться красиво писать, бу­дем думать и рассуждать. Сегодня встретятся три команды друзей-товарищей. Наша задача - выявить команду-побе­дительницу и лучших знатоков в каждой из них. За пра­вильный ответ дается жетон. Итак, начнем, но сначала да­дим командам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете. Расскажите о них.

Дети вспоминают. И в результате команды получают на­звания. Первая команда - «Приставка», вторая - «Суф­фикс», третья - «Окончание».

III.    Минутка чистописания

У. Давайте сделаем небольшую разминку. Отгадайте, ка­кая буква похожа на лесной шалашик.

Д. Буква л.

У. Дайте характеристику этому звуку.

Д. Буква л обозначает [л], он согласный, звонкий, непар­ным может быть твердым или мягким.

У. Будем писать строчную букву л с элементами скоро­писи. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладоши и говорят:

- Вышли пальцы погулять.

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:

правого большого пальца:

  • Этот пальчик самый сильный;
    левого большого пальца:
  • Самый толстый и большой;
    правого указательного пальца:

   - Этот пальчик для того.;
левого указательного пальца:

- Чтоб показывать его;

правого среднего пальца:

   - Этот пальчик самый длинный;
левого среднего пальца:

   - И стоит он в середине;
правого безымянного пальца:

   - Этот пальчик безымянный;
левого безымянного пальца:

   - Он избалованный самый;
правого мизинца:

   - А мизинчик хоть и мал;
левого мизинца:

Очень ловок и удал.

У. Встряхнем пальчики и вспомним правила письма.

IV. Обобщение по теме

1-й гейм: «Найдите друзей»

У. Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.

Первая команда: Лень,.

Вторая команда: Боль, .

Третья команда: Соль, .

Проверка задания осуществляется с помощью доказатель­ства. За правильный ответ выдается жетон.

2-й гейм:  «Проверка домашнего задания». Во время проверки выдаются жетоны.

Физкультминутка-игра «Не ошибись, пожалуйста»

У. Я буду подавать команды, но выполнять их надо толь­ко тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста».

  1. Встаньте, пожалуйста!
  2. Поднимите руки.
  3. Будьте добры, похлопайте.
  4. Потопайте, попрыгайте, пожалуйста.
  5. Тихонько сядьте.
  6. Тихонько сядьте, пожалуйста.

3-й гейм: «Спешите видеть»

У. Это зрительный диктант, но сначала вставьте в пред­ложения подходящие по смыслу слова:

Жили-были серый.

И его..

Серый. был очень тих

И. тоже.

И ребенок был у них

Очень тихий..

Слова для справок: еж, ежик, ежиха.

У. А теперь найдите однокоренные слова.

Во время проверки выдаются жетоны.

4-й гейм: «Кто больше?»

У. Задание заключается в том, что­бы как можно больше слов написать за одну минуту.(цветочки)

  1. вариант. При помощи приста­вок от корня ход образовать и записать новые слова. Приставки выделить.
  2. вариант. От заданных слов при помощи суффиксов образовать и запи­сать новые слова. Суффиксы выделить.

Во время проверки выдаются жетоны.

У. Что общего и чем различаются приставка и суффикс?

5-й гейм: «Это мы все проходи­ли» — игра «Грамматическое домино»

Во время игры используются кар­точки двух видов: на одних написаны вопросы, на других - ответы. В каж­дой команде имеются по две такие кар­точки.

Команды задают друг другу вопросы.

Первая команда задает вопросы второй.

  1.  Что вы знаете о родственных словах? (Родственные
    слова имеют общую часть. Они близки по смыслу.)
  2.  Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова — корень.)

Вторая команда задает вопросы третьей.

  1. Что называется корнем? (Корнем называется общая
    часть всех родственных слов.)
  2. Что называется окончанием? (Окончанием называет­ся изменяемая часть слова. Окончание служит для связи
    слов в предложении.)

Третья команда задает вопросы первой.

  1. Что такое приставка? (Приставка  - часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова.)
  2. Что такое суффикс? (Суффикс  - часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.)

Во время проверки жетоны выдаются и тем ученикам, кто задает вопросы, и тем, кто отвечает.

Заключение.

Мы повторили всё, что вы знаете о частях слова. А сейчас, в завершение, попробуем составить слова из частей разных слов.

Детям раздаются карточки со словами.

V. Подведение итога урока

1.  В каждой команде подсчитываются полученные жетоны.
Команде, занявшей 1-е место, класс хором говорит:

«Молодцы».

Команде, занявшей 2-е место, класс хором желает:     «Так держать!»

Команде, занявшей 3-е место, класс советует:

«Не вешать нос!»

2.  Выявление и награждение победителей в каждой команде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Состав слова» (2-й класс)»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Состав слова» (2-й класс)

Цель урока: проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; умение разбирать слова по составу; развитие речи, внимания, памяти, самостоятельности; воспитание аккуратности, трудолюбия, интереса к изучению русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите голо­вы на столы и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

II. Сообщение темы урока

У. Урок русского языка мы проведем в форме игры «Сча­стливый случай». Продолжим учиться красиво писать, бу­дем думать и рассуждать. Сегодня встретятся три команды друзей-товарищей. Наша задача - выявить команду-побе­дительницу и лучших знатоков в каждой из них. За пра­вильный ответ дается жетон. Итак, начнем, но сначала да­дим командам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете. Расскажите о них.

Дети вспоминают. И в результате команды получают на­звания. Первая команда - «Приставка», вторая - «Суф­фикс», третья - «Окончание».

III. Минутка чистописания

У. Давайте сделаем небольшую разминку. Отгадайте, ка­кая буква похожа на лесной шалашик.

Д. Буква л.

У. Дайте характеристику этому звуку.

Д. Буква л обозначает [л], он согласный, звонкий, непар­ным может быть твердым или мягким.

У. Будем писать строчную букву л с элементами скоро­писи. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладоши и говорят:

- Вышли пальцы погулять.

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:

правого большого пальца:

  • Этот пальчик самый сильный;
    левого большого пальца:

  • Самый толстый и большой;
    правого указательного пальца:

- Этот пальчик для того...;
левого указательного пальца:

- Чтоб показывать его;

правого среднего пальца:

- Этот пальчик самый длинный;
левого среднего пальца:

- И стоит он в середине;
правого безымянного пальца:

- Этот пальчик безымянный;
левого безымянного пальца:

- Он избалованный самый;
правого мизинца:

- А мизинчик хоть и мал;
левого мизинца:

Очень ловок и удал.

У. Встряхнем пальчики и вспомним правила письма.

IV. Обобщение по теме

1-й гейм: «Найдите друзей»

У. Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.

Первая команда: Лень, ...

Вторая команда: Боль, ...

Третья команда: Соль, ...

Проверка задания осуществляется с помощью доказатель­ства. За правильный ответ выдается жетон.

2-й гейм: «Проверка домашнего задания». Во время проверки выдаются жетоны.

Физкультминутка-игра «Не ошибись, пожалуйста»

У. Я буду подавать команды, но выполнять их надо толь­ко тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста».

  1. Встаньте, пожалуйста!

  2. Поднимите руки.

  3. Будьте добры, похлопайте.

  4. Потопайте, попрыгайте, пожалуйста.

  5. Тихонько сядьте.

  6. Тихонько сядьте, пожалуйста.

3-й гейм: «Спешите видеть»

У. Это зрительный диктант, но сначала вставьте в пред­ложения подходящие по смыслу слова:

Жили-были серый ...

И его ... .

Серый ... был очень тих

И ... тоже.

И ребенок был у них

Очень тихий ... .

Слова для справок: еж, ежик, ежиха.

У. А теперь найдите однокоренные слова.

Во время проверки выдаются жетоны.

4-й гейм: «Кто больше?»

У. Задание заключается в том, что­бы как можно больше слов написать за одну минуту.(цветочки)

  1. вариант. При помощи приста­вок от корня ход образовать и записать новые слова. Приставки выделить.

  2. вариант. От заданных слов при помощи суффиксов образовать и запи­сать новые слова. Суффиксы выделить.

Во время проверки выдаются жетоны.

У. Что общего и чем различаются приставка и суффикс?

5-й гейм: «Это мы все проходи­ли» — игра «Грамматическое домино»

Во время игры используются кар­точки двух видов: на одних написаны вопросы, на других - ответы. В каж­дой команде имеются по две такие кар­точки.

Команды задают друг другу вопросы.

Первая команда задает вопросы второй.

  1. Что вы знаете о родственных словах? (Родственные
    слова имеют общую часть. Они близки по смыслу.)

  2. Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова — корень.)

Вторая команда задает вопросы третьей.

  1. Что называется корнем? (Корнем называется общая
    часть всех родственных слов.)

  2. Что называется окончанием? (Окончанием называет­ся изменяемая часть слова. Окончание служит для связи
    слов в предложении.)

Третья команда задает вопросы первой.

  1. Что такое приставка? (Приставка - - часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова.)

  2. Что такое суффикс? (Суффикс - - часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.)

Во время проверки жетоны выдаются и тем ученикам, кто задает вопросы, и тем, кто отвечает.

Заключение.

Мы повторили всё, что вы знаете о частях слова. А сейчас, в завершение, попробуем составить слова из частей разных слов.

Детям раздаются карточки со словами.

V. Подведение итога урока

1. В каждой команде подсчитываются полученные жетоны.
Команде, занявшей 1-е место, класс хором говорит:

«Молодцы».

Команде, занявшей 2-е место, класс хором желает: «Так держать!»

Команде, занявшей 3-е место, класс советует:

«Не вешать нос!»

2. Выявление и награждение победителей в каждой команде.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Состав слова» (2-й класс)

Автор: Бикмухаметова Маргарита Владимировна

Дата: 04.04.2016

Номер свидетельства: 314922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме: Состав слова. "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "234161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443361183"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проверочная работа по русскому языку для 5 класса на тему "Состав слова. Словообразование" "
    ["seo_title"] => string(94) "provierochnaia-rabota-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-na-tiemu-sostav-slova-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "232211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442768863"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект по русскому языку во 2 классе по теме " Состав слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444554296"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Состав слова. Закрепление. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sostav-slova-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "125229"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414937876"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства