УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Состав слова» (2-й класс)
Цель урока: проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; умение разбирать слова по составу; развитие речи, внимания, памяти, самостоятельности; воспитание аккуратности, трудолюбия, интереса к изучению русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
II. Сообщение темы урока
У. Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». Продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать. Сегодня встретятся три команды друзей-товарищей. Наша задача - выявить команду-победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный ответ дается жетон. Итак, начнем, но сначала дадим командам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете. Расскажите о них.
Дети вспоминают. И в результате команды получают названия. Первая команда - «Приставка», вторая - «Суффикс», третья - «Окончание».
III. Минутка чистописания
У. Давайте сделаем небольшую разминку. Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик.
Д. Буква л.
У. Дайте характеристику этому звуку.
Д. Буква л обозначает [л], он согласный, звонкий, непарным может быть твердым или мягким.
У. Будем писать строчную букву л с элементами скорописи. Но сначала подготовим пальчики к работе.
Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладоши и говорят:
- Вышли пальцы погулять.
Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:
правого большого пальца:
- Этот пальчик самый сильный;
левого большого пальца: - Самый толстый и большой;
правого указательного пальца:
- Этот пальчик для того.;
левого указательного пальца:
- Чтоб показывать его;
правого среднего пальца:
- Этот пальчик самый длинный;
левого среднего пальца:
- И стоит он в середине;
правого безымянного пальца:
- Этот пальчик безымянный;
левого безымянного пальца:
- Он избалованный самый;
правого мизинца:
- А мизинчик хоть и мал;
левого мизинца:
— Очень ловок и удал.
У. Встряхнем пальчики и вспомним правила письма.
IV. Обобщение по теме
1-й гейм: «Найдите друзей»
У. Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.
Первая команда: Лень,.
Вторая команда: Боль, .
Третья команда: Соль, .
Проверка задания осуществляется с помощью доказательства. За правильный ответ выдается жетон.
2-й гейм: «Проверка домашнего задания». Во время проверки выдаются жетоны.
Физкультминутка-игра «Не ошибись, пожалуйста»
У. Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слово «пожалуйста».
- Встаньте, пожалуйста!
- Поднимите руки.
- Будьте добры, похлопайте.
- Потопайте, попрыгайте, пожалуйста.
- Тихонько сядьте.
- Тихонько сядьте, пожалуйста.
3-й гейм: «Спешите видеть»
У. Это зрительный диктант, но сначала вставьте в предложения подходящие по смыслу слова:
Жили-были серый.
И его..
Серый. был очень тих
И. тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий..
Слова для справок: еж, ежик, ежиха.
У. А теперь найдите однокоренные слова.
Во время проверки выдаются жетоны.
4-й гейм: «Кто больше?»
У. Задание заключается в том, чтобы как можно больше слов написать за одну минуту.(цветочки)
- вариант. При помощи приставок от корня ход образовать и записать новые слова. Приставки выделить.
- вариант. От заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить.
Во время проверки выдаются жетоны.
У. Что общего и чем различаются приставка и суффикс?
5-й гейм: «Это мы все проходили» — игра «Грамматическое домино»
Во время игры используются карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других - ответы. В каждой команде имеются по две такие карточки.
Команды задают друг другу вопросы.
Первая команда задает вопросы второй.
- Что вы знаете о родственных словах? (Родственные
слова имеют общую часть. Они близки по смыслу.) - Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова — корень.)
Вторая команда задает вопросы третьей.
- Что называется корнем? (Корнем называется общая
часть всех родственных слов.) - Что называется окончанием? (Окончанием называется изменяемая часть слова. Окончание служит для связи
слов в предложении.)
Третья команда задает вопросы первой.
- Что такое приставка? (Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем. При помощи приставок образуются новые слова.)
- Что такое суффикс? (Суффикс - часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.)
Во время проверки жетоны выдаются и тем ученикам, кто задает вопросы, и тем, кто отвечает.
Заключение.
Мы повторили всё, что вы знаете о частях слова. А сейчас, в завершение, попробуем составить слова из частей разных слов.
Детям раздаются карточки со словами.
V. Подведение итога урока
1. В каждой команде подсчитываются полученные жетоны.
Команде, занявшей 1-е место, класс хором говорит:
«Молодцы».
Команде, занявшей 2-е место, класс хором желает: «Так держать!»
Команде, занявшей 3-е место, класс советует:
«Не вешать нос!»
2. Выявление и награждение победителей в каждой команде.