Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 1 классе "Парные твердые и мягкие согласные звуки" »
МОУ « Николаевская средняя школа»
1 класс
Выполнил:
учитель начальных классов
Т е т ю ш к и н а Е. С.
Саранск
Тема.Парные твёрдые и мягкие согласные звуки.
Цель урока: познакомить учащихся с парными согласными звуками по твёрдости и мягкости.
Образовательные задачи:
- уметь различать гласные, которые обозначают твёрдость согласных звуков и гласные, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме;
- уметь находить в словах (подчеркивать) буквы, обозначающие мягкие или твёрдые согласные звуки;
- закрепить умения формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.
Развивающие задачи:
- развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление;
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);
- развивать внимание, память, восприятие.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение сотрудничать друг с другом и с учителем;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- помогать товарищу в трудную минуту.
Оборудование:
1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык: учебник для 1 класса (1-4)- М.: АСТ: Астрель, 2009
2. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Рабочая тетрадь №1: к учебнику «Русский язык» для 1 класса (1-4) - М.: АСТ: Астрель, 2009
3. Карточки с заданиями.
4. Карточки с изображением настроения.
5. Сигнальные фонарики.
6. Компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинается урок!
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь знания открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- С каким настроением вы сегодня пришли на урок русского языка?
(Дети сигнализируют карточками с изображением настроения).
- Я очень рада, что некоторые из вас пришли на урок с весёлым, приподнятым настроением, а другие настроены поработать серьёзно. Главное, нет грустных.
Мне бы хотелось, чтобы и сейчас, и, особенно, после урока на ваших лицах светились радостные улыбки, говорящие о том, что урок прошёл не зря.
-Я вижу, что к уроку вы готовы, не только потому что у вас имеются все необходимые принадлежности, но и потому, что я вижу ваши умные глазки, которые говорят, что вы хотите активно работать, отвечать, и получать новые знания. Желаю удачи!
- А сейчас открываем тетради с печатной основой на с.34, записываем число и классная работа. Не забывайте следить за своей тетрадью, она должна лежать под наклоном, и за своей осанкой.
2. Минутка чистописания.
- Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания. Посмотрите в тетрадь, на экран, правописание каких букв мы сегодня повторим?
Слайд 1.
( Заглавные буквы К, Б, Н, Ю, В, Д.)
- Что у них общего?
(Общий элемент петелька).
- Правильно, но у всех ли букв она одинаковая?
(У букв К и Б она завязывается чуть выше верхней линейки рабочей строки.
У букв Н и Ю – на верхней линейке рабочей строки.
У буквы В – в середине междустрочного пространства.
У буквы Д – внизу).
- На следующей линейке напишите их также красиво, соблюдая заданную ширину букв и интервал между ними.
- А сейчас ваше любимое задание: в слове малина допущено несколько графических ошибок, вы должны их найти и отметить кружочками в тетради.
-Сколько графических ошибок вы нашли? (8 ошибок).
-Давайте посмотрим на экран и каждый проверит себя: так ли вы отметили ошибки? Сигнализируйте фонариками.
3. Актуализация знаний и мотивация.
-Я предлагаю вам поработать в парах.
-У меня на экране, у вас на карточках записаны парами слова в столбик.
- Прочитайте слова парами, посоветуйтесь и скажите, чем различаются слова
каждого столбика, каждой пары: первое от второго?
Слайд 2.
рад лук сэр мыл нос
ряд люк сер мил нёс
(1. Буквами гласных звуков.
2. Значением слов.
3. Буквами первых согласных звуков.)
- Назовите первые согласные звуки в каждой паре.
(Учитель записывает их на доске:
р л с м н
р л с м н
-Давайте сравним эти звуки в каждой паре, что можно сказать о них?
(Один согласный звук твёрдый, второй- мягкий, и так в каждой паре ).
4. Постановка учебной проблемы.
- Какой же возникает вопрос?
(Почему один звук в паре твёрдый, а второй – мягкий?)
Слайд 3.
-Какова же будет тема урока?
(Парные твёрдые и мягкие согласные звуки.)
Слайд 4.
- Молодцы ! Действительно мы сегодня будем работать по этой теме урока.
5. «Открытие» учащимися нового знания.
Возвращаемся к слайду 2.
- Перечитайте слова из первой строки и ещё раз назовите первые выделенные согласные звуки.
( р л с м н )
-Какие это звуки, скажите ещё раз? (Твёрдые звуки).
- Перечитайте слова второй строки и назовите первые выделенные согласные звуки. ( р л с м н )
- Какие это звуки? ( Мягкие звуки).
- А теперь понаблюдайте за буквами гласных звуков, которые стоят после выделенных букв в каждой строке, что вы можете сказать о них?
( Буквы а, о, у, ы, э – обозначают твёрдость согласных звуков на письме.
Буквы я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость согласных звуков на письме.)
Слайд 5.
- Молодцы, ребята, все эти выводы, открытия по новому материалу вы сделали сами на основе наблюдений, выполнения практических заданий.
- А давайте проверим совпадает ли наше мнение, наши открытия, предположения по этой теме с мнением автора учебника?
Прочитайте правило в учебнике на с. 34.
(Дети читают правило в учебнике и сигнализируют фонариком).
-Ответили вы на вопрос, который у вас возник в начале урока?
Возвращаемся к слайду 3.
(Дети сигнализируют фонариком).
-Что вы увидели ещё в правиле, о чём мы не говорили?
(Написаны все пары по твёрдости-мягкости).
- Назовите по учебнику все парные твёрдые и мягкие согласные звуки.
- Приведите примеры пары слов, в которых встречаются парные твёрдые и мягкие согласные звуки в начале слова.
- Вы несколько раз перечитывали слова, что вы ещё заметили?
(Над словом люк знак , который обозначает: посмотри значение этого слова в толковом словарике в конце учебника на с. 93).
- А кто сам сможет объяснить значение этого слова? (Ответы детей)
(Если не могут объяснить, то читают значение этого слова в словарике.
Люк – закрывающееся отверстие.)
Физкультминутка.
- А сейчас немного отдохнём: закроем глазки и послушаем спокойную музыку (1- 2 мин).
Слайд 6. ( Весенняя иллюстрация).
- Вы слышите журчание ручья, пение капели – это бывает весной, когда тает снег, всё оживает, просыпается, наполняется энергией, и я думаю вы тоже отдохнули, получили заряд бодрости и душевного спокойствия. Откройте глаза и помассируйте мочку уха.
6. Первичное закрепление нового материала.
- А теперь мы будем находить твёрдые и мягкие согласные звуки в словах.
- Ребята, к нам на урок пришел гость. Отгадайте кто, и он покажется.
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
На окошке стужён.
(Колобок). Слайд 7.
- Прыг с окошка колобок и покатился по дорожке, а навстречу ему … (Заяц).
Слайд 8. (Иллюстрация: встреча колобка с зайцем).
Заяц: колобок, колобок помоги мне выполнить задание, а не то я тебя съем.
- Поможем, ребята, колобку? (Да).
- А вот и задание. В учебнике на с. 34 упр.№2.
-Послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «На лугу».
(Читает учитель).
-Понравилось вам стихотворение?
(Дети сигнализируют фонариками).
- Обратите внимание на иллюстрацию рядом со стихотворением. Что там изобразил художник?
(Он изобразил луг, извилистую тропинку, вокруг неё цветы и травы).
-Задание: списать всё стихотворение, во втором предложении подчеркнуть одной чертой слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
- Прочитайте ещё раз второе предложение.
(Дети выполняют задание в тетради с печатной основой на с. 35).
-Какие слова вы подчеркнули? ( Куда, вокруг, да, по, травы).
- Правильно. Кто также выполнил задание сигнализируйте фонариком.
- Распрощался колобок с зайцем и покатился дальше.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Катится колобок по дорожке дальше, а навстречу ему … (Волк).
Слайд 9. (Иллюстрация: встреча колобка с волком).
Волк: колобок, колобок, выполни моё задание, а не то я тебя съем.
- Загрустил колобок, ведь он в школе не учился, грамматику не знает. Давайте, ребята, поможем колобку.
- А вот и задание в тетради с печатной основой на с. 34 №1.
- Как выполняется это задание? (В парах).
(Учитель читает задание:
В.-1. Вписывают в клетки гласные буквы, показатели мягкости предшествующих согласных звуков.
- Кто допустил ошибки и ему нужно ещё потренироваться
Значит, есть нам ещё над чем поработать на уроке.
- Помогли вы колобку, отпустил его волк. Спасибо, вам, ребята.
- Покатился колобок дальше, а навстречу ему … (Медведь).
Слайд 11. (Иллюстрация: встреча колобка с медведем).
А медведь лес валил, устал и говорит: « Ну, колобок, проведи со мной зарядку, сними с меня усталость, а не то я тебя съем. А колобок не расстроился, он мастер проводить зарядку и говорит: «Готовься, медведь!» И вам тоже предлагает отдохнуть.
Физкультминутка.
А вы, наверное, тоже устали?
Ну тогда все дружно встали.
И на месте зашагали
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись
Как пружинки все присели
И за парты тихо сели.
Отпустил медведь колобка.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Покатился колобок по дорожке дальше. Катится, катится, а навстречу ему …
(Лиса).
Слайд 12. (Иллюстрация: встреча колобка с лисой).
- Рыжая плутовка говорит: колобок, колобок выполни моё задание, а не то я тебя съем.
- Поможем колобку?
- Вы знаете, ребята, что лиса очень хитрая и приготовила для нашего колобка задание посложней - интеллектуальный марафон.
Задание в тетради с печатной основой на с. 34 № 2.
- Подчеркните в каждом ряду слов слоги с мягкими согласными звуками, составьте из них слово и запишите его. И также со словами второго ряда.
-Какие слоги вы подчеркнули в словах первого ряда? Проверьте. Какое слово вы записали?
- Какие слоги вы подчеркнули в словах второго ряда? Проверьте. Какое слово вы записали?
Слайд 13.
колесо победа диван лебеди
капель замена камнипельмени
- Кто так выполнил задание сигнализируйте фонариком.
-Молодцы, ребята! Вы и с заданием лисы справились. Жаль лисичке отпускать колобка, да деваться некуда.
- С вашей помощью, ребята, колобок справился и с последним заданием. И он вам очень благодарен за это. И покатился колобок дальше, но теперь уже без всяких препятствий.
Слайд 14. (Иллюстрация: прощание с колобком).
9. Итог урока.
- А мы с вами подведем итог нашего урока.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Назовите гласные, обозначающие твёрдость согласных звуков на письме.
( а, о, у, ы, э).
- Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных звуков на письме.
( я, ё, ю, е, и).
10. Рефлексия.
- Оцените свою работу в классе с помощью сигнальных карточек:
красный цвет- вы поняли тему урока, правильно выполняли задания, активно
работали на уроке.
синий цвет – вы поняли тему урока, но немного сомневались при выполнении заданий, допустили небольшие ошибки.
Значит, нам есть ещё над чем поработать на следующем уроке.
- Я поздравляю каждого из вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний вверх. Молодцы!
- А теперь после напряженной работы, покажите какое у вас настроение?
( Дети сигнализируют карточками с изображением настроения).
- Я рада, что и к концу урока у вас хорошее настроение. Значит, урок прошёл не зря.