kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку в 1 классе "Парные твердые и мягкие согласные звуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Парные твёрдые и мягкие согласные звуки.

 

Цель урока: познакомить учащихся с парными согласными звуками по  твёрдости и мягкости.

 

Образовательные задачи:

- уметь различать гласные, которые обозначают твёрдость согласных звуков          и гласные, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме;

- уметь находить в словах (подчеркивать) буквы, обозначающие мягкие или твёрдые согласные звуки;

- закрепить умения формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.

 

 Развивающие задачи:

- развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление;

- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);

- развивать внимание, память, восприятие.

 

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение сотрудничать друг с другом и с учителем;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- помогать товарищу в трудную минуту.

 

Оборудование:

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык: учебник для 1 класса (1-4)- М.: АСТ: Астрель, 2009

2. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Рабочая тетрадь №1: к учебнику «Русский язык» для 1 класса (1-4) - М.: АСТ: Астрель, 2009

3. Карточки с заданиями.

4. Карточки с изображением настроения.

5. Сигнальные фонарики.

6. Компьютер.

 

 

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

 

Прозвенел звонок

Начинается урок!

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь знания открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 1 классе "Парные твердые и мягкие согласные звуки" »

МОУ « Николаевская средняя школа»















1 класс








Выполнил:

учитель начальных классов

Т е т ю ш к и н а Е. С.






Саранск


Тема. Парные твёрдые и мягкие согласные звуки.


Цель урока: познакомить учащихся с парными согласными звуками по твёрдости и мягкости.


Образовательные задачи:

- уметь различать гласные, которые обозначают твёрдость согласных звуков и гласные, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме;

- уметь находить в словах (подчеркивать) буквы, обозначающие мягкие или твёрдые согласные звуки;

- закрепить умения формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.


Развивающие задачи:

- развивать связную устную и письменную речь, логическое мышление;

- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение);

- развивать внимание, память, восприятие.


Воспитательные задачи:

- воспитывать умение сотрудничать друг с другом и с учителем;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- помогать товарищу в трудную минуту.


Оборудование:

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык: учебник для 1 класса (1-4)- М.: АСТ: Астрель, 2009

2. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Рабочая тетрадь №1: к учебнику «Русский язык» для 1 класса (1-4) - М.: АСТ: Астрель, 2009

3. Карточки с заданиями.

4. Карточки с изображением настроения.

5. Сигнальные фонарики.

6. Компьютер.



Ход урока.


1. Организационный момент.


Прозвенел звонок

Начинается урок!

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь знания открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- С каким настроением вы сегодня пришли на урок русского языка?

(Дети сигнализируют карточками с изображением настроения).


- Я очень рада, что некоторые из вас пришли на урок с весёлым, приподнятым настроением, а другие настроены поработать серьёзно. Главное, нет грустных.

Мне бы хотелось, чтобы и сейчас, и, особенно, после урока на ваших лицах светились радостные улыбки, говорящие о том, что урок прошёл не зря.


-Я вижу, что к уроку вы готовы, не только потому что у вас имеются все необходимые принадлежности, но и потому, что я вижу ваши умные глазки, которые говорят, что вы хотите активно работать, отвечать, и получать новые знания. Желаю удачи!


- А сейчас открываем тетради с печатной основой на с.34, записываем число и классная работа. Не забывайте следить за своей тетрадью, она должна лежать под наклоном, и за своей осанкой.


2. Минутка чистописания.


- Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания. Посмотрите в тетрадь, на экран, правописание каких букв мы сегодня повторим?

Слайд 1.

( Заглавные буквы К, Б, Н, Ю, В, Д.)

- Что у них общего?

(Общий элемент петелька).

- Правильно, но у всех ли букв она одинаковая?

(У букв К и Б она завязывается чуть выше верхней линейки рабочей строки.

У букв Н и Ю – на верхней линейке рабочей строки.

У буквы В – в середине междустрочного пространства.

У буквы Д – внизу).


- На следующей линейке напишите их также красиво, соблюдая заданную ширину букв и интервал между ними.

- А сейчас ваше любимое задание: в слове малина допущено несколько графических ошибок, вы должны их найти и отметить кружочками в тетради.

-Сколько графических ошибок вы нашли? (8 ошибок).

-Давайте посмотрим на экран и каждый проверит себя: так ли вы отметили ошибки? Сигнализируйте фонариками.


3. Актуализация знаний и мотивация.


-Я предлагаю вам поработать в парах.

-У меня на экране, у вас на карточках записаны парами слова в столбик.

- Прочитайте слова парами, посоветуйтесь и скажите, чем различаются слова

каждого столбика, каждой пары: первое от второго?

Слайд 2.

рад лук сэр мыл нос

ряд люк сер мил нёс


(1. Буквами гласных звуков.

2. Значением слов.

3. Буквами первых согласных звуков.)


- Назовите первые согласные звуки в каждой паре.

(Учитель записывает их на доске:

р л с м н

р л с м н


-Давайте сравним эти звуки в каждой паре, что можно сказать о них?

(Один согласный звук твёрдый, второй- мягкий, и так в каждой паре ).


4. Постановка учебной проблемы.


- Какой же возникает вопрос?

(Почему один звук в паре твёрдый, а второй – мягкий?)

Слайд 3.


-Какова же будет тема урока?

(Парные твёрдые и мягкие согласные звуки.)

Слайд 4.


- Молодцы ! Действительно мы сегодня будем работать по этой теме урока.


5. «Открытие» учащимися нового знания.


Возвращаемся к слайду 2.

- Перечитайте слова из первой строки и ещё раз назовите первые выделенные согласные звуки.

( р л с м н )

-Какие это звуки, скажите ещё раз? (Твёрдые звуки).

- Перечитайте слова второй строки и назовите первые выделенные согласные звуки. ( р л с м н )

- Какие это звуки? ( Мягкие звуки).


- А теперь понаблюдайте за буквами гласных звуков, которые стоят после выделенных букв в каждой строке, что вы можете сказать о них?

( Буквы а, о, у, ы, э – обозначают твёрдость согласных звуков на письме.

Буквы я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость согласных звуков на письме.)

Слайд 5.

- Молодцы, ребята, все эти выводы, открытия по новому материалу вы сделали сами на основе наблюдений, выполнения практических заданий.


- А давайте проверим совпадает ли наше мнение, наши открытия, предположения по этой теме с мнением автора учебника?

Прочитайте правило в учебнике на с. 34.

(Дети читают правило в учебнике и сигнализируют фонариком).


-Ответили вы на вопрос, который у вас возник в начале урока?

Возвращаемся к слайду 3.

(Дети сигнализируют фонариком).


-Что вы увидели ещё в правиле, о чём мы не говорили?

(Написаны все пары по твёрдости-мягкости).

- Назовите по учебнику все парные твёрдые и мягкие согласные звуки.


- Приведите примеры пары слов, в которых встречаются парные твёрдые и мягкие согласные звуки в начале слова.

(Пол – пил ,кот – кит, лапа – липа, был – бил, выл – вил, ток – тюк, мыло – мело, сало – сила(село), фокус – фикус, рука – река, нора – Нюра)


- Молодцы, ребята!


Возвращаемся к слайду 2.


- Вы несколько раз перечитывали слова, что вы ещё заметили?

(Над словом люк знак , который обозначает: посмотри значение этого слова в толковом словарике в конце учебника на с. 93).

- А кто сам сможет объяснить значение этого слова? (Ответы детей)

(Если не могут объяснить, то читают значение этого слова в словарике.

Люк – закрывающееся отверстие.)


Физкультминутка.


- А сейчас немного отдохнём: закроем глазки и послушаем спокойную музыку (1- 2 мин).

Слайд 6. ( Весенняя иллюстрация).


- Вы слышите журчание ручья, пение капели – это бывает весной, когда тает снег, всё оживает, просыпается, наполняется энергией, и я думаю вы тоже отдохнули, получили заряд бодрости и душевного спокойствия. Откройте глаза и помассируйте мочку уха.


6. Первичное закрепление нового материала.


- А теперь мы будем находить твёрдые и мягкие согласные звуки в словах.

- Ребята, к нам на урок пришел гость. Отгадайте кто, и он покажется.

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

На окошке стужён.

(Колобок). Слайд 7.


- Прыг с окошка колобок и покатился по дорожке, а навстречу ему … (Заяц).

Слайд 8. (Иллюстрация: встреча колобка с зайцем).


Заяц: колобок, колобок помоги мне выполнить задание, а не то я тебя съем.

- Поможем, ребята, колобку? (Да).


- А вот и задание. В учебнике на с. 34 упр.№2.

-Послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «На лугу».

(Читает учитель).

-Понравилось вам стихотворение?

(Дети сигнализируют фонариками).

- Обратите внимание на иллюстрацию рядом со стихотворением. Что там изобразил художник?

(Он изобразил луг, извилистую тропинку, вокруг неё цветы и травы).


-Задание: списать всё стихотворение, во втором предложении подчеркнуть одной чертой слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

- Прочитайте ещё раз второе предложение.

(Дети выполняют задание в тетради с печатной основой на с. 35).


-Какие слова вы подчеркнули? ( Куда, вокруг, да, по, травы).

- Правильно. Кто также выполнил задание сигнализируйте фонариком.


- Распрощался колобок с зайцем и покатился дальше.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


- Катится колобок по дорожке дальше, а навстречу ему … (Волк).

Слайд 9. (Иллюстрация: встреча колобка с волком).


Волк: колобок, колобок, выполни моё задание, а не то я тебя съем.

- Загрустил колобок, ведь он в школе не учился, грамматику не знает. Давайте, ребята, поможем колобку.

- А вот и задание в тетради с печатной основой на с. 34 №1.

- Как выполняется это задание? (В парах).

(Учитель читает задание:

В.-1. Вписывают в клетки гласные буквы, показатели мягкости предшествующих согласных звуков.

В.-2. Вписывают гласные буквы, показатели твёрдости предшествующих

согласных звуков.)

- Проверьте, как вы выполнили задание по эталону.

Слайд 10.

В-1.

лейка плёнка лепка (липка)

мишка пилка мельница


В- 2.

лапка планка лапка

мышка полка мыльница

ошка) (палка)


- Оцените свою работу сами по шкале на полях.

- Кто не допустил ошибок

- Кто немного сомневался при выполнении задания

- Кто допустил ошибки и ему нужно ещё потренироваться

Значит, есть нам ещё над чем поработать на уроке.


- Помогли вы колобку, отпустил его волк. Спасибо, вам, ребята.

- Покатился колобок дальше, а навстречу ему … (Медведь).

Слайд 11. (Иллюстрация: встреча колобка с медведем).


А медведь лес валил, устал и говорит: « Ну, колобок, проведи со мной зарядку, сними с меня усталость, а не то я тебя съем. А колобок не расстроился, он мастер проводить зарядку и говорит: «Готовься, медведь!» И вам тоже предлагает отдохнуть.


Физкультминутка.


А вы, наверное, тоже устали?

Ну тогда все дружно встали.

И на месте зашагали

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись

Как пружинки все присели

И за парты тихо сели.


Отпустил медведь колобка.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Покатился колобок по дорожке дальше. Катится, катится, а навстречу ему …

(Лиса).

Слайд 12. (Иллюстрация: встреча колобка с лисой).


- Рыжая плутовка говорит: колобок, колобок выполни моё задание, а не то я тебя съем.

- Поможем колобку?

- Вы знаете, ребята, что лиса очень хитрая и приготовила для нашего колобка задание посложней - интеллектуальный марафон.

Задание в тетради с печатной основой на с. 34 № 2.


- Подчеркните в каждом ряду слов слоги с мягкими согласными звуками, составьте из них слово и запишите его. И также со словами второго ряда.


-Какие слоги вы подчеркнули в словах первого ряда? Проверьте. Какое слово вы записали?

- Какие слоги вы подчеркнули в словах второго ряда? Проверьте. Какое слово вы записали?

Слайд 13.

колесо победа диван лебеди

капель замена камни пельмени


- Кто так выполнил задание сигнализируйте фонариком.


-Молодцы, ребята! Вы и с заданием лисы справились. Жаль лисичке отпускать колобка, да деваться некуда.

- С вашей помощью, ребята, колобок справился и с последним заданием. И он вам очень благодарен за это. И покатился колобок дальше, но теперь уже без всяких препятствий.

Слайд 14. (Иллюстрация: прощание с колобком).


9. Итог урока.


- А мы с вами подведем итог нашего урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Назовите гласные, обозначающие твёрдость согласных звуков на письме.

( а, о, у, ы, э).

- Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных звуков на письме.

( я, ё, ю, е, и).


10. Рефлексия.


- Оцените свою работу в классе с помощью сигнальных карточек:

красный цвет- вы поняли тему урока, правильно выполняли задания, активно

работали на уроке.

синий цвет – вы поняли тему урока, но немного сомневались при выполнении заданий, допустили небольшие ошибки.

Значит, нам есть ещё над чем поработать на следующем уроке.


- Я поздравляю каждого из вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний вверх. Молодцы!

- А теперь после напряженной работы, покажите какое у вас настроение?

( Дети сигнализируют карточками с изображением настроения).

- Я рада, что и к концу урока у вас хорошее настроение. Значит, урок прошёл не зря.


Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок.

Постарались всё понять.

Учились знания открывать.

Ответы полные давали

И на уроке не зевали.


- Спасибо всем за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку в 1 классе "Парные твердые и мягкие согласные звуки"

Автор: Тетюшкина Елена Сергеевна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141333

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект урока по русскому языку  на тему" Парные и непарные согласные звуки.Запись звуков условными значками" "
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-parnyie-i-nieparnyie-soghlasnyie-zvuki-zapis-zvukov-uslovnymi-znachkami"
    ["file_id"] => string(6) "128320"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415469998"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разминка на уроках русского языка в 1-2 классах "
    ["seo_title"] => string(51) "razminka-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-1-2-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "108913"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403930957"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок русского языка по теме; "Правописание И, Ы после Ц""
    ["seo_title"] => string(50) "urokrusskoghoiazykapotiemiepravopisaniieiyposliets"
    ["file_id"] => string(6) "260298"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448915313"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-soghlasnyie-zvonkiie-i-ghlukhiie"
    ["file_id"] => string(6) "175299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424259573"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства