kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель:

Ø  помочь усвоить особенности проверочных и прове­ряемых слов и овладеть способами проверки;

Ø  развивать умение учащихся писать слова с безударной гласной в корне слова;

Ø  формировать способность активизации каждого ребенка в деятельности;

Ø  воспитывать взаимоуважение к ответам, терпимое отношение, прививать интерес к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова"»

Урок русского языка


Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель:

  • помочь усвоить особенности проверочных и прове­ряемых слов и овладеть способами проверки;

  • развивать умение учащихся писать слова с безударной гласной в корне слова;

  • формировать способность активизации каждого ребенка в деятельности;

  • воспитывать взаимоуважение к ответам, терпимое отношение, прививать интерес к предмету.

Ход урока

I. Чистописание.

Учитель: Откройте тетради. Отступите две строчки. Напишите «Двадцать второе октября. Классная работа».

Запишите следующие буквосочетания. Пишите красиво, соединения делайте правильно:

Аа Оо Ее Ии Яя Ыы Уу

Учитель: Что можете сказать про эти буквы?

Дети: Все кроме, двух последних могут быть безударными.

Учитель: Какие лишние?
Дети: Ы и У, даже если они в безударной позиции их не нужно проверять, так как у них нет пары.

Обратите внимание на доску. Здесь написано стихотворение. Прочитайте его. (Кто-то из детей читает стихотворение). Найдите слова с безударной гласной в корне и подберите проверочные слова.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Е. Трутнева

Дети: в слове дождём безударная гласная в корне О, проверочное слово дождь; в слове (под) ногами безударная гласная в корне О, проверочное слово ноги; в слове шелестят безударная гласная в корне Е, проверочное слово шелест, а букву Е во втором слоге проверить нельзя, ее нужно запомнить; в слове летят безударная гласная в корне Е, проверочное слово полёт.

Учитель: теперь запишите в тетрадь стихотворение Трутневой.

(пока весь класс записывает стихотворение раздаются индивидуальные карточки)

Те, кому я дала карточки выполняют задание по карточкам, остальные записывают стихотворение.

Кто написал – руку на локоть.

II. Словарная работа.

1. Грамматические загадки.

Учитель: отгадайте слова:

Чеснок – снок + мода + н = ? (Чемодан)

Д+ ель + финик – ик = ? (Дельфин)

2. Запишите эти слова, подчеркните опасные места, подберите однокоренные слова.

Чемодан – чемоданчик, чемоданный.

Дельфин – дельфинчик, дельфинарий.

Учитель: Какие буквы вы подчеркнули?

Дети: в слове чемодан – буквы Е и О, в слове дельфин – букву Е.

3. Составьте предложения с этими словами.

Учитель: Кто написал – руку на локоть.

(После того, как основная часть класса написала, учитель спрашивает 1-2 человек, затем под запись дается лучшее предложение, либо предложение учителся).

III. Сообщение темы и цели урока.

  • Какая орфограмма выделена в стихотворении Е. Трут­невой?

(безударная гласная).

  • Как вы догадались? В какой части слова находится орфо­грамма?

(в корне).

  • Сформулируйте тему урока.

(правописание безударной гласной в корне слова).

- Давайте запишем ее графически:



- Какие цели поставим перед собой?

  • Научиться пользоваться правилом написания безударных гласных в корне слова;

  • Научиться находить орфограмму в словах с безударными гласными в корне слова;

  • Научиться грамотно писать слова с безударными гласными в корне.

IV. Физкультминутка

«Вместе по лесу идём…»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

V. Создание проблемной ситуации.

- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в их правописании?

(Правило: чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне, нужно подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. Ночной – ночь, летит – полет…)


V. Работа по решению проблемной ситуации.

Объяснение нового материала.

а) наблюдение над словами с одной безударной гласной.

- Какие гласные требуют проверки?

(безударные)


- Откройте учебник на странице 75 упражнение 100.

(Выполняется коллективно по заданию учебника)

  • Почему важно уметь правильно ставить ударение в корне?

(чтобы видеть, где в слове безударная гласная, найти к ней проверочное слово и не сделать ошибки)


  • Выпишите из текста однокоренные слова. Какое из этих слов является проверочным?

(морская, море. Слово море является проверочным).

б) Наблюдение над словами с двумя безударными гласны­ми в корне.


- Переходим к упражнению 101 на странице 76.

(Выполняется коллективно по вопросам учеб­ника)

Один из учеников читает задание к упражнению.

Образец рассуждения (объясняет учитель):

Золотой - ударение падает на третий слог. В корне – золот - две безударные гласные о. Проверяю первую - золото, вторую -позолота. Обозначаю орфограмму.

- Приступайте к выполнению упражнения. Те, кто выполнил – руку на локоть.

- Что вы делали, чтобы правильно написать слова?

Дети: ставили ударение, выделяли корень, искали проверочное слово.

- Теперь обратите внимание на вопросы на странице 76. Ответив на них, мы составим алгоритм написания безударных гласных в корне.

(Составление алгоритма на доске):


  1. Прочитай слово.

  2. Поставь ударение.

  3. Выдели корень.

  4. Подчеркни безударные гласные в корне.

  5. Подбери к безударным гласным проверочные слова.

  6. Напиши слово.

  7. Обозначь орфограмму.

VI. Закрепление изученного материала.

- Теперь есть четкий алгоритм, с помощью которого мы сможем писать грамотно слова с безударной гласной в корне.

Откройте упр. 102 на странице 76.

(Более сильным ученикам раздаются индивидуальные карточки)

Те, кто получил карточки выполняют задание по карточкам, а остальные выполняют задание по учебнику.

(Выполняется задание коллективно по алгоритму)

  1. головы, головка – голова;

  2. лошадка, лошадь – лошадёнка;

  3. колос, колосья – колосок.)


- Откройте упр. 103 на странице 77.

(Выполняется коллективно под руководством учителя)

(холодок – холод, холодный; серебро – серебряный; скатерть – словарное слово; колотил – колотит, сковорода – словарное слово, полоса – полосы, полоска).

- Те, кто выполнил задание – руку на локоть.

VII. Итог урока.

- У кого еще возникают трудности в правильном написании слов с безударной гласной в корне?

- Давайте проверим, кто научился правильно писать слова с данной орфограммой. Я говорю слово, а вы должны показать ту букву, которая здесь стоит в безударной позиции:

Кольцо

Тропинка

- Итак, подведем итог урока.

- С каким правилом сегодня мы учились работать? Кто научился пользоваться этим правилом?

- Если в корне два безударных гласных звука, как проверить, какие буквы надо писать?

Домашнее задание: выполнить упр. 1, с. 84.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова"

Автор: Иванова Ольга Валериевна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Открытый урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_pravopisaniie_biezudarnykh_ghlasnykh_v_kornie_slo"
    ["file_id"] => string(6) "353935"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477934135"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Разработка урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotkaurokarusskoghoiazykapravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "266055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450089352"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Разработка урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotkaurokarusskoghoiazykapravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova1"
    ["file_id"] => string(6) "266056"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450089358"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка.Правописание безударных гласных в корне слова. "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "237119"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444234957"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства