Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова"»
Урок русского языка
Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова.
Цель:
помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки;
развивать умение учащихся писать слова с безударной гласной в корне слова;
формировать способность активизации каждого ребенка в деятельности;
воспитывать взаимоуважение к ответам, терпимое отношение, прививать интерес к предмету.
Ходурока
I. Чистописание.
Учитель: Откройте тетради. Отступите две строчки. Напишите «Двадцать второе октября. Классная работа».
Запишите следующие буквосочетания. Пишите красиво, соединения делайте правильно:
Аа Оо Ее Ии Яя Ыы Уу
Учитель: Что можете сказать про эти буквы?
Дети: Все кроме, двух последних могут быть безударными.
Учитель: Какие лишние? Дети: Ы и У, даже если они в безударной позиции их не нужно проверять, так как у них нет пары.
Обратите внимание на доску. Здесь написано стихотворение. Прочитайте его. (Кто-то из детей читает стихотворение). Найдите слова с безударной гласной в корне и подберите проверочные слова.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём.
Под ногамишелестят
И летят, летят, летят...
Е. Трутнева
Дети: в слове дождёмбезударная гласная в корне О, проверочное слово дождь; в слове (под) ногами безударная гласная в корне О, проверочное слово ноги; в слове шелестят безударная гласная в корне Е, проверочное слово шелест, а букву Е во втором слоге проверить нельзя, ее нужно запомнить; в слове летят безударная гласная в корне Е, проверочное слово полёт.
Учитель: теперь запишите в тетрадь стихотворение Трутневой.
(пока весь класс записывает стихотворение раздаются индивидуальные карточки)
Те, кому я дала карточки выполняют задание по карточкам, остальные записывают стихотворение.
Кто написал – руку на локоть.
II.Словарная работа.
1. Грамматические загадки.
Учитель: отгадайте слова:
Чеснок – снок + мода + н = ? (Чемодан)
Д+ ель + финик – ик = ? (Дельфин)
2. Запишите эти слова, подчеркните опасные места, подберите однокоренные слова.
Чемодан – чемоданчик, чемоданный.
Дельфин – дельфинчик, дельфинарий.
Учитель: Какие буквы вы подчеркнули?
Дети: в слове чемодан – буквы Е и О, в слове дельфин – букву Е.
3. Составьте предложения с этими словами.
Учитель: Кто написал – руку на локоть.
(После того, как основная часть класса написала, учитель спрашивает 1-2 человек, затем под запись дается лучшее предложение, либо предложение учителся).
III. Сообщение темы и цели урока.
Какая орфограмма выделена в стихотворении Е. Трутневой?
(безударная гласная).
Как вы догадались? В какой части слова находится орфограмма?
(в корне).
Сформулируйте тему урока.
(правописание безударной гласной в корне слова).
- Давайте запишем ее графически:
- Какие цели поставим перед собой?
Научиться пользоваться правилом написания безударных гласных в корне слова;
Научиться находить орфограмму в словах с безударными гласными в корне слова;
Научиться грамотно писать слова с безударными гласными в корне.
IV.Физкультминутка
«Вместе по лесу идём…» Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся.)
V. Создание проблемной ситуации.
- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в их правописании?
(Правило: чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне, нужно подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. Ночной – ночь, летит – полет…)
V. Работа по решению проблемной ситуации.
Объяснение нового материала.
а) наблюдение над словами с одной безударной гласной.
- Какие гласные требуют проверки?
(безударные)
- Откройте учебник на странице 75 упражнение 100.
(Выполняется коллективно по заданию учебника)
Почему важно уметь правильно ставить ударение в корне?
(чтобы видеть, где в слове безударная гласная, найти к ней проверочное слово и не сделать ошибки)
Выпишите из текста однокоренные слова. Какое из этих слов является проверочным?
(морская, море. Слово море является проверочным).
б) Наблюдение над словами с двумя безударными гласными в корне.
- Переходим к упражнению 101 на странице 76.
(Выполняется коллективно по вопросам учебника)
Один из учеников читает задание к упражнению.
Образец рассуждения (объясняет учитель):
Золотой - ударение падает на третий слог. В корне – золот - две безударные гласные о. Проверяю первую - золото, вторую -позолота. Обозначаю орфограмму.
- Приступайте к выполнению упражнения. Те, кто выполнил – руку на локоть.
- У кого еще возникают трудности в правильном написании слов с безударной гласной в корне?
- Давайте проверим, кто научился правильно писать слова с данной орфограммой. Я говорю слово, а вы должны показать ту букву, которая здесь стоит в безударной позиции:
Кольцо
Тропинка
- Итак, подведем итог урока.
- С каким правилом сегодня мы учились работать? Кто научился пользоваться этим правилом?
- Если в корне два безударных гласных звука, как проверить, какие буквы надо писать?