Цель: сформировать понятие о СПП; показать структуру СПП; закрепить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения; освоить связи придаточного предложения с главным, совершенствуя пунктуационные навыки; развивать умение самостоятельно делать выводы, активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: урок - изучение нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку " Понятие о СПП" »
Конспект урока по русскому языку «Понятие о СПП». 9 класс
Цель: сформировать понятие о СПП; показать структуру СПП; закрепить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения; освоить связи придаточного предложения с главным, совершенствуя пунктуационные навыки; развивать умение самостоятельно делать выводы, активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: урок - изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация хода урока с заданиями, карточки.
Ход урока
Орг.момент
Синтаксическая пятиминутка на повторение ( 3 учащихся выполняют задания у доски)
Задание:
Запишите сложные предложения. Определите, в каких примерах части сложного предложения равноправны, в каком одна часть зависит от другой. Выделите грамматические основы.
Карточка 1
Когда наступила зима, земля покрылась белым снегом.
Карточка 2
Наступила зима – земля покрылась белым снегом.
Карточка 3
Наступила зима, и покрыла землю белым снегом.
Вопрос к классу:
Можно ли назвать эти предложения синонимичными. Почему?
Задание классу:
Используя новое словарное слово, составьте устно: 1 вариант – ССП, 2 вариант – сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой.
Запись лучшего предложения 2 вариант – синтаксический разбор (1 ученик работает у доски).
Рассказ искусствоведа помог нам понять, как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.
Проверка (слайд 4)
Вопросы классу:
Как выражена зависимость одного предложения от другого? (Слайд5 )
Проверка (слайд 6).
Как это можно выразить в схеме? ( Слайд7 )
Проверка (слайд8 ).
б) Задание ( слайд9 ):
Запишите предложения. Определите место главного и придаточного предложений, графически обозначьте границы главного и придаточного.
Я живу в деревне, которая расположена неподалеку от города.
Кто словом скор, тот в делах спор.
Город, который мы посещали три года назад, очень изменился.
Проверка (слайд10)
Вопрос классу:
Где могут находиться придаточные предложения по отношению к главному? ( Слайд11 )
Проверка (слайд12 ).
в) Работа с учебником.
Откройте учебники. Прочитайте правило на стр. 48 -49.
Составьте и запишите схему – алгоритм, по которой сможете сформулировать правило.
(Работа в группах).
г) Работа с таблицей.
Задание (слайд 13):
Сопоставить предложения в таблице : какую роль в каждом из них играет слово «что»? Каким членом предложения, и какой частью речи является «что» во втором предложении?
Придаточное присоединено (слайд14 ):
Союзом
Я уже знал, что грохочут в горах камнепады. (В. Солоухин).
Союзным словом
Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А. Твардовский).
Вопрос классу (слайд15 ):
Какой можно сделать вывод о средствах связи главного и придаточного предложений?
Проверка (слайд16 )
5 Закрепление изученного материала.
Выполнить упражнение 66 с. 49 (устно)
Выполнить упражнение 67 с.49 (письменно)
Вопрос классу:
Что общего между ССП и СПП предложениями и чем они отличаются?
Задание «Закончи предложение» (слайд17 )
Придаточная часть может сообщать …
Проверка (слайд18 )
Придаточная часть может указывать на …
Проверка (слайд 19)
Задание:
Приведите примеры ССП: вариант I, - где придаточная часть может сообщать дополнительную информация о лице, названном в главной части; вариант II — придаточная часть может указывать на цель тех событий, о которых говорится в главной.
Например:
1. Человек, которого я встретил на улице, был какой-то странный
2. Я стал громко читать эти отрывки исключительно для того, чтобы обратить внимание учителей на беглость своего чтения.
6. Подведение итогов урока
Что нового вы узнали на уроке?
Какие предложения называются СПП?
Какое предложение является главным ,а какое — придаточным?
Где могут находиться придаточные предложения по отношению к главному?
7. Комментирование оценок.
8. Домашняя работа (слайды 20-21)
Используя СПП, написать сочинение — миниатюру на тему: « Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордостью»(К.Паустовский)