kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку " Понятие о СПП"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать понятие о СПП; показать структуру СПП; закрепить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения; освоить связи придаточного предложения с главным, совершенствуя пунктуационные навыки; развивать умение самостоятельно делать выводы, активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок - изучение нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку " Понятие о СПП" »

Конспект урока по русскому языку «Понятие о СПП». 9 класс

Цель: сформировать понятие о СПП; показать структуру СПП; закрепить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения; освоить связи придаточного предложения с главным, совершенствуя пунктуационные навыки; развивать умение самостоятельно делать выводы, активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок - изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация хода урока с заданиями, карточки.

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Синтаксическая пятиминутка на повторение ( 3 учащихся выполняют задания у доски)

Задание:

Запишите сложные предложения. Определите, в каких примерах части сложного предложения равноправны, в каком одна часть зависит от другой. Выделите грамматические основы.

Карточка 1

Когда наступила зима, земля покрылась белым снегом.

Карточка 2

Наступила зима – земля покрылась белым снегом.

Карточка 3

Наступила зима, и покрыла землю белым снегом.

Вопрос к классу:

Можно ли назвать эти предложения синонимичными. Почему?

Задание классу:

Используя новое словарное слово, составьте устно: 1 вариант – ССП, 2 вариант – сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой.

Запись лучшего предложения 2 вариант – синтаксический разбор (1 ученик работает у доски).

  1. Переход к новой теме.

Сегодня на уроке мы будем вести разговор о СПП.

Запись темы урока. (Слайд 1)

Сообщение цели урока. (Слайд 2)

  1. Объяснение нового материала.

а) Задание (слайд3):

Записать предложение. Подчеркнуть грамматические основы.

Рассказ искусствоведа помог нам понять, как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.

Проверка (слайд 4)

Вопросы классу:

Как выражена зависимость одного предложения от другого? (Слайд5 )

Проверка (слайд 6).

Как это можно выразить в схеме? ( Слайд7 )

Проверка (слайд8 ).

б) Задание ( слайд9 ):

Запишите предложения. Определите место главного и придаточного предложений, графически обозначьте границы главного и придаточного.

Я живу в деревне, которая расположена неподалеку от города.

Кто словом скор, тот в делах спор.

Город, который мы посещали три года назад, очень изменился.

Проверка (слайд10)

Вопрос классу:

Где могут находиться придаточные предложения по отношению к главному? ( Слайд11 )

Проверка (слайд12 ).

в) Работа с учебником.

Откройте учебники. Прочитайте правило на стр. 48 -49.

Составьте и запишите схему – алгоритм, по которой сможете сформулировать правило.

(Работа в группах).

г) Работа с таблицей.

Задание (слайд 13):

Сопоставить предложения в таблице : какую роль в каждом из них играет слово «что»? Каким членом предложения, и какой частью речи является «что» во втором предложении?

Придаточное присоединено (слайд14 ):

  1. Союзом

Я уже знал, что грохочут в горах камнепады. (В. Солоухин).

  1. Союзным словом

Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А. Твардовский).

Вопрос классу (слайд15 ):

Какой можно сделать вывод о средствах связи главного и придаточного предложений?

Проверка (слайд16 )

5 Закрепление изученного материала.

Выполнить упражнение 66 с. 49 (устно)

Выполнить упражнение 67 с.49 (письменно)

Вопрос классу:

Что общего между ССП и СПП предложениями и чем они отличаются?

Задание «Закончи предложение» (слайд17 )

  1. Придаточная часть может сообщать …

Проверка (слайд18 )

  1. Придаточная часть может указывать на …

Проверка (слайд 19)

Задание:

Приведите примеры ССП: вариант I, - где придаточная часть может сообщать дополнительную информация о лице, названном в главной части; вариант II — придаточная часть может указывать на цель тех событий, о которых говорится в главной.

Например:

1. Человек, которого я встретил на улице, был какой-то странный

2. Я стал громко читать эти отрывки исключительно для того, чтобы обратить внимание учителей на беглость своего чтения.

6. Подведение итогов урока

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Какие предложения называются СПП?

  • Какое предложение является главным ,а какое — придаточным?

  • Где могут находиться придаточные предложения по отношению к главному?

7. Комментирование оценок.

8. Домашняя работа (слайды 20-21)

Используя СПП, написать сочинение — миниатюру на тему: « Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордостью»(К.Паустовский)











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку " Понятие о СПП"

Автор: Османова Эльвина Диляверовна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Среднесрочное планирование уроков русского языка в 9 классе по разделу "
    ["seo_title"] => string(79) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-urokov-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-razdielu"
    ["file_id"] => string(6) "122054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414146364"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение". "
    ["seo_title"] => string(113) "urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-obosobliennyie-chlieny-priedlozhieniia-obosobliennoie-opriedielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "118422"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413132311"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему "Понятие сложноподчинённого предложения" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-poniatiie-slozhnopodchinionnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "209414"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431127369"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия" "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-usloviia"
    ["file_id"] => string(6) "107821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403457741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства