1. | Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Создать положительный настрой на учебную деятельность. Включить учащихся в деятельность по выявлению готовности к деятельности. | Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя. Кроссворд. Добрый день, ребята! Монгольская пословица гласит: «Звёзды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят». Это так? Что ж, приглашаю вас «ум украшать»! Кроссворд. По горизонтали: 1) Синоним к слову «подарить» с ПРЕ- (презентовать). 2) Сложное прилагательное от словосочетания «серые глаза». (сероглазый). 3) прилагательное-исключение с Н ( деревянный, стеклянный). По вертикали: 4) Глава государства (президент). 5) Место стоянки судов (пристань). Кто поможет проверить? Назовём способ образования слова «сероглазый». Составим и запишем интересное по структуре предложение, используя слова из кроссворда. | Волевая саморегуляция. «Решают» кроссворд. Отвечают устно. Записывают предложения, читают их, называя, чем оно интересно. | Самоконтроль, самооценка. 0 ошибок – 5 бал. 1 ош. – 4 балла 2 ош. – 3балла Самоконтроль, самооценка. 1 балл за пр-е. |
| | Уточнить тему, поставить цели. Организовать ситуацию, которая актуализирует необходимые для последующей работы знания. Развивать аналитические умения. | Слово учителя. Как называется раздел русского языка, изучающий способы образования слов? Словообразование – один из важнейших разделов русского языка, один из важнейших источников пополнения словарного запаса. Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними. Какие орфограммы мы изучили? В каком разделе русского языка изучаются орфограммы? Какова же тема нашего урока? Какие цели мы поставим? Оцените свои знания по этой теме и поставьте себе оценку. Кто поставил «5», «4», «3»? Давайте проверим себя. Составляем кластер. У кого оценки совпали? | Устные ответы учеников. Составление кластера. | Взаимопроверка и оценка. Верно – 5 б. 1-2ошибки- 4б. 3 ошибки -3 б. 4ошибки и более-1б. |
2. | Включение знаний в систему и повторение. Самостоятельная работа. | Самостоятельное выполнение учащимися заданий, освоение способов самоконтроля и рефлексивных способов деятельности. | Работа с цветовыми карточками Учащиеся получают цветовые карточки, на которых даны слова. Задание: образовать сложное прилагательное, записать, графически объясняя орфограмму. Кодовый диктант. На доске: 1. мужестве..ый 2. кожа..ый 3. семе..ой 4. бура..ый 5. лошади..ый 6. информацио..ый 7. стекля..ый 8. ветре..ый 9. серебря..ый 10. безветре..ый Проверяют по коду на доске. Сгруппировать в соответствии с орфограммой. (В парах) Пр..близиться, пр..остановить, пр..спокойно, пр..зирать, пр..рвать, пр..фронтовой, пр..бить, пр..крыть, пр..скверный, пр..расти, пр..града, пр..мета, пр..дать. Работа с текстом. Однажды я гулял по пр..морскому песча..ному берегу. Был жаркий, но ветре..ый летний день. Пр..пекало солнце, и поверхность моря сверкала серебря..ными искрами. Узкая/узкая дорожка пролегла средь кустов с неяркими жёлто/белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечно/зелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер пр..носил с моря мелкие водя..ные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких бело/грудых птичек. 1. Прочитайте текст. 2.Вставьте и объясните орфограммы. 3. Озаглавьте текст. 4.Найдите сложносочинённое предложение. Создайте схему. 5.Проведите морфемный анализ слов: песчаному, пролегла, жёлто-белыми. 6.Определите способ образования. Самостоятельная работа. 1. Тест ( два варианта) Вариант -1. 1.Сложные прилагательные, образованные из словосочетания, пишутся: А) слитно Б) раздельно В) через дефис 2.Укажите слова, которые пишутся через дефис: А) северо/западный Б) бледно/розовый В) кисло/молочный 3. Укажите, в каком слове или словах пишется НН: А) деревя..ый Б) гуси..ый В) агитацио..ый 4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: А) пр..гласить, пр..обрести, присмотреться Б) пр..сутствовать, пр..одолеть, пр..кратить В) пр..творить(дверь), пр..рода, пр..града 5. Укажите слова с пропущенной буквой Ы: А) под..тожить Б) без..мянный В) сверх..звестный Вариант – 2. 1. Сложные прилагательные могут писаться: А) через дефис Б) слитно В) раздельно 2. Укажите слова, которые пишутся слитно: А) бело/розовый Б) вагоно/ремонтный В) кисло/молочный 3. Укажите, в каком слове или словах пишется Н: А) карти..ый Б) оловя...ый В) серебря..ый 4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква: А) пр..открыть, пр..шить, пр..расти Б) пр..кратить, пр..интересный, пр..винтить В) пр..одолеть, пр..дворный, пр..ехать 5. Укажите слова с пропущенной буквой И: А) раз..скать Б) меж..институтский В) сверх..гривый Творческая работа. Создать текст, используя слова: Призадуматься, прихрамывать, колючая преграда, приключение, туманный, телефонный, большой-большой, тёмно-синий, юго-запад, низкорослые… | Записывают слова, комментируют написание, проверяют написанное. Осуществляют само и взаимоконтроль. Работают самостоятельно и в парах. Записывают номер слова и Н или НН. Записывают в 1-ый столбик слова с ПРЕ-, во 2-ой столбик – слова с ПРИ- Читают текст. Вставляют и объясняют орфограммы. Озаглавливают текст. Находят сложносочинённое предложение. Создают схему. Проводят морфемный анализ слов: песчаному, пролегла, жёлто-белыми. Определяот способ образования слов. Работают с тестом индивидуально. Создают текст. Чтение 3-4 работ. | Самоконтроль, самооценка. За правильное слово – 1б. Взаимопроверка и оценка. 0 ошибок -5б. 1-2 ошибки – 4б. 3-4 ошибки -3 б. 5 ошибок -1б. Самоконтроль, самооценка. 0 ошибок – 3б. С ошибками – 1б. Учительский контроль Взаимопроверка и оценка. 0 ошибок – 5 бал. 1 ош. – 4 балла 2 ош. – 3балла Учительский контроль. 5 баллов |