Урок русского языка в 6 классе
Словообразование. Орфография. Культура речи.
Тема урока: Морфемика и словообразование.
Цель этого урока: Повторить основные сведения по словообразованию, морфемике, полученные в V классе.
Тип урока: урок-путешествие.
Данный урок построен так, чтобы учащимся было интересно на уроке, но тем не менее он не переходит в игру.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи. Морфемика и словообразование"»
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Словообразование. Орфография. Культура речи. Морфемика и словообразование.
Цели урока:
- Повторить основные сведения по словообразованию и морфемике, полученные в V классе.
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
- Воспитывать орфографическую зоркость.
- Что изучает словообразование?
- В каком разделе науки о языке изучаются морфемы?
- На какие части делятся слова?
¬ ͡͡͡͡͡ ^ □
- С каким разделом языка тесно соприкасается наша тема?
Орфография
Карта путешествия
Ступенька
Приставка
- Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед _ _ _ и служит для образования слов.
Задание: подберите слова с приставками, противоположными по смыслу.
- Сложить, приплыть, прийти, присоединить, разобрать, застегнуть,, завязать, убежать, принести, убавить, закрыть, выиграть.
Корень
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова.
водоснабжение
водовоз
водолаз а
паводок
водоотвод
водоросль
водохранилище
водопой
заводь
паводок
подводный
водопровод
водопад
водичка
водяной
вода
Однокоренные слова к слову - вода
Словарное гнездо слова
«во/да»
Статья из
Школьного словообразовательного словаря русского языка
А.Н. Тихонова
Что помогло образовать столько однокоренных слов?
Школьный словообразовательный словарь русского языка
А.Н. Тихонова
Высокие горы
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Игра «Четвертый лишний»
- Вставить пропущенные буквы в словах, найти лишнее слово.
- I – Тр…ва, тр…вяной, тр…вушка, тр…винка.
- II – С…лома, с…ломинка, с…ломка, с…оломенный.
- III – Яг…да, яг…дный, яг…дка, яг…дник.
Проверь себя!
- I – Тр а ва , тр а вяной, тр а вушка, тр а винка.
- II – С о лома, с о ломинка, с о ломка, с о ломенный.
- III – Яг о да , яг о дный, яг о дка, яг о дник.
Физ. минутка
Основа – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово.
В основе слова заключено его лексическое значение.
Станция Тёмная башня
Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для ________.
Среди окончаний есть нулевые окончания.
Н.: Лес
Задание
I
II
Дерево, путешествие, читал, ошибка, умный.
Парта,
развитие, горел, ученик, красивый.
Продолжите фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Мне захотелось…
Домашнее задание:
§ 24, учить определения морфем с. 52.
Сочинить стихотворение или рассказ об одной из морфем.
Спасибо за внимание!
Источники:
- Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.;].
- Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. – М.: ВАКО, 2012.- Н.В. Егорова.
- Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: «Цитадель-Трейд», 2012. – А.Н. Тихонов.
- Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.;]. М.: Просвещение, 2014.