Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: «Образование сложных слов»»
Урок по русскому языку на тему: « Образование сложных слов».
Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием приёмов проблемного обучения и групповой работы
Дидактическое обоснование урока
Урок разработан в свете ФГОС НОО.
Система учебников: УМК «Школа 2100»
Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Образование сложных слов»
Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями.
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.
Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок.
Форма проведения урока: урок – путешествие с использованием системно - деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.
Метод обучения: исследовательский.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Методическое обоснование урока:
Цель как деятельность учеников по линиям развития:
а) предметная – дать представление о сложных словах;
б) метопредметная – формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ИКТ, пособий;
в) личностная – продолжить формирование интереса к содержанию предмета; знакомить детей с традиционной русской культурой, через художественное слово, игру, пословицы и поговорки.
Задачи урока.
Умение выделять сложные слова.
Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.
Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
Повышать мотивацию детей к познанию русского языка.
Воспитание культуры общения на уроке.
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты.
- формировать умения: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка, видеть в словах изученные орфограммы и правильно их писать, различать написание словарных слов, производить синтаксический разбор предложения;
- учить детей давать определения сложных слов;
- учить делать выводы и обобщения при изучении материала;
Метапредметные результаты.
- развивать умения отвечать на вопросы, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
- развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.
Формировать следующие УУД:
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель и тему урока после предварительного обсуждения;
обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы совместно с учителем;
работать по коллективно составленному плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
Познавательные УУД:
работать с текстовой информацией;
формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение оформлятьсвои мысли в устной и письменной речи;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе;
Личностные результаты:
формирование учебной мотивации; адекватной самооценки;
осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в парах, группах.
Компоненты современных образовательных технологий: технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Оборудование: учебник по русскому языку; карточки; мультимедийный проектор; магнитофон, презентация.
Сценарий урока.
Орг. момент.
Актуализация знаний учащихся.
- Отправляемся в путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, грамматическом государстве жили-были орфограммы. (Слайд 2) Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось:
гласные
парные
непроизносимые
- Вспомните полные названия орфограмм. (Слайд 2 )
- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?
- Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными? (Слайд 3)
- Назовите данную группу слов, одним словом. Кто такие птицы? Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.
- Распределите слова по группам в зависимости от орфограмм. Найдите в каждом слове корень. (Слайд 4)
Проверим, как выполнили задание. (Слайд 4)
- Где возникло затруднение? Сравним, как выделили корень ребята каждой группы. (Слайд 5)
ВЕРТИШЕЙКА ВЕРТИШЕЙКА
БУРЕВЕСТНИК БУРЕВЕСТНИК
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этих словах?)
4. Решение проблемы.
Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА. На слайде 6 картинка с изображением птицы.
- Как вы думаете, почему птицу так назвали? (Предположения детей)
- Вертишейка вьёт гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться её маленькими птенчиками, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею – вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, - что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй.
- Почему птица получила такое название?
На слайде 7 появляется запись ВЕРТИШЕЙКА – ВЕРТЕТЬ, ШЕЯ
- Какой корень в слове ВЕРТЕТЬ? Подберите однокоренные слова. (Слайд 7)
- Какой корень в слове ШЕЯ? Подберите однокоренные слова. (Слайд 7)
- Есть ли эти корни в слове ВЕРТИШЕЙКА?
- Так сколько корней в этом слове? Какое название вы бы дали таким словам.
- Такие слова в русском языке называют сложными. (Слайд 7)
- Как вы думаете, почему им дали такое название? (Слова получаются путём сложения двух корней)
4. Физминутка.
5. Первичное закрепление.
1) Работа в четвёрках. (Слайд 8)
- Попробуйте сами определить, сколько корней в слове БУРЕВЕСТНИК. Почему птица получила такое название? Докажите свою точку зрения.
(Рассказ о буревестнике подготовленного ученика)
Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать ее. Обычно люди говорят, что появление буревестника – к буре. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником.
2) - Составьте сложное слово – название птицы из данных корней. (Слайд 9)
- Почему птицу так назвали? Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе. (мухоловка – ловит мух) (Слайд 10)
6. Самостоятельная работа с проверкой. (Слайд 1)
На слайде стихотворение. Задание: списать стихотворение, найти в нём сложное слово, выделить корни.
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, -
Это птичка-невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
- Как поэт объясняет, почему птичка горихвостка получила такое название?
- С чем он сравнивает хвост птицы?
- Почему поэт сравнивает хвост птицы со спичкой. Найдите ответ на этот вопрос в самом стихотворении. Как вы можете объяснить слова автора «хвост горит»? (Слайд 12)
7. Итог урока. (Слайд 13)
- О каких словах узнали на уроке?
- Какие слова называются сложными?
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было трудным?
8. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке (Слайд 14)
На доске два скворечника, на партах у учащихся шаблоны птичек.
- Поселите свою птичку в тот скворечник, который соответствует вашему настроению после урока.