kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку на тему: «Образование сложных слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - дать представление о сложных словах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: «Образование сложных слов»»

Урок по русскому языку на тему: « Образование сложных слов».

Урок составлен на основе деятельностного подхода в обучении с использованием приёмов проблемного обучения и групповой работы

Дидактическое обоснование урока

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Система учебников: УМК «Школа 2100»

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Образование сложных слов»

Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями.

Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.

Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок.

Форма проведения урока: урок – путешествие с использованием системно - деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.

Метод обучения: исследовательский.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная.

Методическое обоснование урока:

Цель как деятельность учеников по линиям развития:

а) предметная – дать представление о сложных словах;

б) метопредметная – формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ИКТ, пособий;

в) личностная – продолжить формирование интереса к содержанию предмета; знакомить детей с традиционной русской культурой, через художественное слово, игру, пословицы и поговорки.

Задачи урока.

  • Умение выделять сложные слова.

  • Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.

  • Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

  • Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.

  • Повышать мотивацию детей к познанию русского языка.

  • Воспитание культуры общения на уроке.



Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты.

- формировать умения: произносить звуки речи в соответствии с нормами языка, видеть в словах изученные орфограммы и правильно их писать, различать написание словарных слов, производить синтаксический разбор предложения;

- учить детей давать определения сложных слов;

- учить делать выводы и обобщения при изучении материала;

Метапредметные результаты.

- развивать  умения отвечать на вопросы, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

- развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.



Формировать следующие УУД:

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель и тему урока после предварительного обсуждения;

  • обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы совместно с учителем;

  • работать по коллективно составленному плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

Познавательные УУД:

  • работать с текстовой информацией;

  • формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

Коммуникативные УУД:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе;

Личностные результаты:

  • формирование учебной мотивации; адекватной самооценки;

  • осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в парах, группах.



Компоненты современных образовательных технологий: технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.


Оборудование: учебник по русскому языку; карточки; мультимедийный проектор; магнитофон, презентация.

Сценарий урока.

  1. Орг. момент.


  1. Актуализация знаний учащихся.

- Отправляемся в путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, грамматическом государстве жили-были орфограммы. (Слайд 2) Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось:





гласные

парные

непроизносимые











- Вспомните полные названия орфограмм. (Слайд 2 )

- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

- Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными? (Слайд 3)

3. Постановка проблемы.

Работа в четвёрках.

( Даны слова: стриж, грачи, ворона, дрозд, сова, буревестник, вертишейка)

- Назовите данную группу слов, одним словом. Кто такие птицы? Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.

- Распределите слова по группам в зависимости от орфограмм. Найдите в каждом слове корень. (Слайд 4)

Проверим, как выполнили задание. (Слайд 4)

- Где возникло затруднение? Сравним, как выделили корень ребята каждой группы. (Слайд 5)



ВЕРТИШЕЙКА ВЕРТИШЕЙКА

БУРЕВЕСТНИК БУРЕВЕСТНИК

- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в этих словах?)

4. Решение проблемы.

Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА. На слайде 6 картинка с изображением птицы.

- Как вы думаете, почему птицу так назвали? (Предположения детей)

- Вертишейка вьёт гнездо в дупле. А если кто-нибудь захочет полакомиться её маленькими птенчиками, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею – вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, - что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй.

- Почему птица получила такое название?

На слайде 7 появляется запись ВЕРТИШЕЙКА – ВЕРТЕТЬ, ШЕЯ

- Какой корень в слове ВЕРТЕТЬ? Подберите однокоренные слова. (Слайд 7)

- Какой корень в слове ШЕЯ? Подберите однокоренные слова. (Слайд 7)

- Есть ли эти корни в слове ВЕРТИШЕЙКА?

- Так сколько корней в этом слове? Какое название вы бы дали таким словам.

- Такие слова в русском языке называют сложными. (Слайд 7)

- Как вы думаете, почему им дали такое название? (Слова получаются путём сложения двух корней)

4. Физминутка.

5. Первичное закрепление.

1) Работа в четвёрках. (Слайд 8)

- Попробуйте сами определить, сколько корней в слове БУРЕВЕСТНИК. Почему птица получила такое название? Докажите свою точку зрения.

(Рассказ о буревестнике подготовленного ученика)

Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать ее. Обычно люди говорят, что появление буревестника – к буре. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником.

2) - Составьте сложное слово – название птицы из данных корней. (Слайд 9)

- Почему птицу так назвали? Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе. (мухоловка – ловит мух) (Слайд 10)

6. Самостоятельная работа с проверкой. (Слайд 1)

На слайде стихотворение. Задание: списать стихотворение, найти в нём сложное слово, выделить корни.

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом, -

Это птичка-невеличка

Под кустом трясёт хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит –

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

- Как поэт объясняет, почему птичка горихвостка получила такое название?

- С чем он сравнивает хвост птицы?

- Почему поэт сравнивает хвост птицы со спичкой. Найдите ответ на этот вопрос в самом стихотворении. Как вы можете объяснить слова автора «хвост горит»? (Слайд 12)

7. Итог урока. (Слайд 13)

- О каких словах узнали на уроке?

- Какие слова называются сложными?

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным?

8. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке (Слайд 14)

На доске два скворечника, на партах у учащихся шаблоны птичек.

- Поселите свою птичку в тот скворечник, который соответствует вашему настроению после урока.

9. Домашнее задание










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по русскому языку на тему: «Образование сложных слов»

Автор: Индеева Юлия Васильевна

Дата: 09.06.2016

Номер свидетельства: 333776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация для урока русского языка по теме "Образование сложных слов""
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-obrazovaniie-slozhnykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "255600"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447951347"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок русского языка по теме "Образование сложных слов", 3 класс, система Л. В. Занкова "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-obrazovaniie-slozhnykh-slov-3-klass-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "134330"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416736850"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по русскому языку: "Образование сложных слов""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-obrazovaniie-slozhnykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "268568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450640521"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока русского языка "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "110730"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406530304"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) ""Образование  сложных слов"   Русский  язык  6 класс. "
    ["seo_title"] => string(49) "obrazovaniie-slozhnykh-slov-russkii-iazyk-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "165100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422766708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства