Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные"
Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные"
Тема : «Имена существительные
собственные и нарицательные»
Урок русского языка во 2 классе
Тип урока: комбинированный Задачи урока:
Ознакомить с новыми терминами - существительные собственные и нарицательные; использовать в речи собственные и нарицательные имена существительные;
Развивать умения различать смысловые значения слов и правильно употреблять заглавные и строчные буквы при написании имен существительных;
Воспитывать интерес учащихся к русскому языку; развивать навыки работы в группах, в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
7. Совместное «открытие» новых знаний. 8. Первичное закрепление новой темы. 9. Рефлексия. 10. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
2. Словарно–орфографическая работа. (слайд № 2)
- Найдите в этой записи два слова из словаря (корова, собака). - В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные). - Что вы еще можете сказать о данных словах? (На доске открываются таблички с этими словами. (Слайд 2) ( В этих словах три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная «о»). - Запишите в тетрадь слова «корова, собака». Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о». - Составьте предложение с этими словами, дав животным клички. - Как пишутся клички животных?
Все клички до одной Пишут с буквы прописной.
3. Актуализация знаний Учитель А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы? Ответы учащихся Ещё с заглавной буквы пишутся:
Имена, фамилии, отчества
Имена сказочных героев
Названия областей, городов,стран, рек, морей, океанов, гор…, то есть географические названия
Названия автомобилей
Названия журналов для детей
а) Работа в группах с таблицей (слайд 3)
Учитель
Распределите слова по этим группам.
Фамилия, имя отчество
Имена сказочных героев
Географические названия
Слова для справок: Италия , А. С. Пушкин , К.И. Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка, берёза, дуб, река, Томск.
б) Фронтальный опрос учащихся. Учитель. Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик. (слайд № 5) Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? Ответы учащихся. Написанием. Учитель. А ещё можно найти отличия? Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
Учитель. В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные. (Чтение детьми на слайде № 6 правила)
«Собственные имена существительные выделяют предмет из числа одинаковых и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные называют предметы в числе одинаковых и пишутся со строчной буквы».
Учитель. Значит, ребята, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов- это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы (слайд 7)
Постановка темы урока Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные) (Слайд №8)
Физкультминутка.
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо встать и хлопнуть в ладоши над головой.
5. Постановка проблемы Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что конверте вот такая запись. (слайд № 9)
КУДА: орел, ул. зеленая, 5 КОМУ:мишкиной соне.
- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя). - Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.) - Объясните почтальону, как пишутся имена собственные? - Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы? Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты. ( слайд № 9)
Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться. (слайд № 10)
Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири ! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.
Дети читают и исправляют ошибки. (слайд № 10)
6. Создание проблемной ситуации
Как бы вы написали слово дружок в предложении? Ответы учащихся. Учитель. Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!
Учитель Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.
7. Совместное «открытие» новых знаний. Обсуждение - фронтальный опрос
Учитель. Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы? Ответы учащихся Кличку животного- имя собственное.
Учитель. А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)? Ответы учащихся Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу - имя нарицательное.
Учитель. Чем отличаются эти слова? Ответы учащихся Смыслом, обозначением, значением.
Учитель. Вы все правы! А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением
8. Первичное закрепление новой темы. Работа по учебнику Учитель. Давайте убедимся, что есть такие слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Откройте учебники на стр.82, упр. 109.Прочитайте задание вполголоса и объясните своими словами. Ответы учащихся
Учитель. Посмотрите на пары слов и скажите, почему одинаково звучащие слова написаны по-разному? Ответы учащихся
У них значения разные, одно слово- имя собственное, а другое - имя нарицательное. 9.Самостоятельная работа в парах.Упр.110, стр.83 Учитель. Посмотрите, пожалуйста, упр. 110.Прочитайте слова и из них составьте предложения. Фронтальная работа с классом (заслушать предложения)
- Что получилось из этих предложений? (текст) -Как можно озаглавить тект? (Щенок и котенок)
Запишите предложения в тетради. 10. Рефлексия. Учитель. а) (Выборочный диктант.)
- Выпишите имена собственные, после каждого слова ставьте запятую.
Ночь
Засыпала деревня Ибрайкино. Уснула речушка Сульча . Рыжий кот Мурзик спал на крыльце. Алина и Дамир спали крепким сном. Наступила тишина.
б) Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним – собственные. Город река деревня озеро журнал
собака поэт сказочник книга имя
фамилия газета мультфильм Приведите примеры слов, которые в различных значениях могут быть как собственными, так и нарицательными; придумайте с ними предложения.
Образец: Сережка носит в ухе сережку.
- Докажите, что важно уметь различать собственные и нарицательные существительные.
Карточка 1.
Соедините слово из левого столбика со словом из второго столбика, чтобы получились словосочетания. Зачитайте словосочетания в которых встретилось имя существительное собственное.
Город Орёл
птица орёл
теплоход «Орёл»
Журнал «Огонёк»
яркий огонек,
Коренной москвич
комфортабельный «Москвич»
Телевизор «Рекорд»
спортивный рекорд
Карточка 2.
Прочитайте словосочетания. Что заметили ?
..елая акация, река ..елая
Дерево ..руша, тётя ..руша
Братик ..асилёк, цветок ..асилёк.
Учитель. А теперь сравните своё настроение с рисунками. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте солнечный лучик, если вы собою недовольны - то капельку дождя.
11. Подведение итогов.
-На какие две группы можно разделить имена существительные?
- Какие из них пишутся с заглавной буквы?
- Что удивительного вы узнали на уроке о словах русского языка?