урок по русскому языку "Части слова. Корень"2 класс
Урок по русскому языку "Части слова. Корень"2 класс
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ" 2 КЛАСС.ТИП УРОКА: ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.УРОК ПРОВЕДЕН В ПРЕДВЕРИИ ОЛИМПИАДЫ В СОЧИ. ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ УРОКА - ОЛИМПИЙСКИЕ ТАЛИСМАНЫ.В ТЕЧЕНИИ ВСЕГО УРОКА ОНИ ПОМОГАЛИ РЕБЯТАМ ДЕЛАТЬ НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ.НА УРОКАХ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока. Формирование понятия корень как главной части родственных слов.
Планируемые результаты:
Предметные
узнать, что такое корень слова и как его выделять;
учиться находить в цепочке слов, тексте однокоренные слова
Личностные УУД:
внутренная позиция школьнака на уровне положительного отношения к школе;
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый контроль;
адекватно оценивать себя;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
развитие умения извлекать необходимую информацию из прослушанного текста
развитие умения находить однокоренные слова, используя текст
развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы
развитие умения формулировать выводы
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);
договариваться и приходить к общему решению работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
сотрудничать со сверстниками и со взрослыми.
Оборудование: символы олимпиады, гимн олимпийский, презентация, мультимедийная установка,
Ход урока
I. Мотивационно-целевой
Приветствие. Здравствуйте, меня зовут Елена Николаевна.
А вы, каждый громко назовите своё имя. Вот и познакомились.
Повернёмся и поприветствуем гостей урока.
Оргмомент. (Звучит олимпийский гимн Сочи)
Здравствуйте, ребята. Какое важное спортивное событие пройдёт в нашей стране в феврале 2014 года? (Зимняя Олимпиада)
Талисманами олимпиады Сочи-2014 стали: Белый мишка, Зайка, Леопард,
Сегодня они вместе с нами будут покорять вершины знаний, добиваться успеха.
Первый ряд - это будет делать с Белым мишкой.
Второй ряд – с Зайкой.
Третий ряд – с Леопардом. (Выставляет штативы с талисманами)
На рабочем листе запишите дату и классная работа
II. Процессуальный (основной этап)
1 Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Первое задание.
Ребята, помогите нашим талисманам выбрать родственные слова из данных слов
Приглашаю от каждого ряда по одному ученику к доске, остальные записывают свою группу слов на рабочем листе:
Белый медведьЗайка Леопард
Санки Лёд Фигура
Сани ледник фигурный
Саночник ледяной фигурист
(сделать разметку на доске, приготовить маленькие магниты- 9 шт.)
Прочитаем каждую группу родственных слов.
Почему вы считаете, что эти слова родственные?
(общая часть слова)
2. Этап формулировки цели урока и постановки учебных задач
!!! Ребята, кому интересно узнать, как называется общая часть родственных слов?
Выполним задание.
Поможем Мишке, Зайке и Леопарду расшифроватьребус и узнать ответ на наш главный вопрос.
Каждой букве соответствует цифра.
1 2 3 4 5 6
ь е к н о р
Расставьте буквы в указанном порядке.
3 5 6 2 4 1
Какое слово получилось?
3 5 6 2 4 1
к о р е н ь
Молодцы, вы верно разгадали ребус и определили тему урока.
Значит корень – это ------(общая часть родственных слов)
Значит, родственные слова можно назвать однокоренными.
На письме корень графически обозначается условным знаком - дугой (показ опорного знака)
Ребята, вернёмся к группам родственных слов и обозначим знаком корня (дугой) в них корень. (Ученики, работавшие у доски, выходят, остальные ребята в рабочих листах выделяют корень)
Молодцы! Справились с заданием, помогли нашим талисманам!
3. Усвоение новых знаний и способов действия
Продолжаем покорять вершины. Были помощниками. Станем исследователями.
Послушайте загадки, запишите отгадки.
1.Два березовых коня По снегам несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их ... (лыжи)
Как называются слова с одинаковым корнем? (однокоренными)
Закроем корень в каждом слове ладошкой.
Что останется? -и, -ник, -ня
Ребята, понятен ли смысл? (нет)
Почему? (набор букв)
Теперь вернём корень в слово. Что произошло?
(Смысл слов стал опять понятен)
Сделаем вывод, заполним схему мыслей:
Недаром в народе говорят «Зри в корень» - значит, умей видеть главное.
4. Закрепление новых способов действий
Ребята, это ключевое знание нам и поможет выполнить следующее задание: «Засели домики»
В домик к каждому талисману приехало 4 гостя-слова.
Заселите только родственников. (Наклейте на домик карточки с однокоренными словами)
«Чужих» заселять не надо (лишнее слово останется)
Работать будете по группам.
Объединитесь по четыре человека.
Возьмите домики, карточки со словами, думайте вместе. Помните о правилах работы в группе.
Покажите готовность к проверке знаком (таким, как обучены ученики, спросить у учителя)
Проверяем:
Белый мишка Зайка Леопард
белый гора пятно
белить горка пятнистый
беленький гористый пятнышко
белкагоревать пять
Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово лишнее? (У него другое значение, смысл, поэтому оно не является однокоренным).
Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Прочитайте. Какое слово «лишнее»? Почему?
Какие слова будут жить в 3-ем домике? Прочитайте. Какое «лишнее»? Докажите.
Ребята, какая народная мудрость помогла исследовать слова и справиться с этим заданием? (Сама говоришь: зри, а дети хором – в корень, сама: значит, умей видеть главное!)
Ребята, наши талисманы предлагают вам зарядиться бодростью и дарят вам Олимпийскуюфизминутку. (звучит спортивная музыка, (знать хорошо наизусть)
Время мчится, будто птица, (руки в стороны, качают вытянутыми руками)
И, наверно, в добрый час
В яркой форме олимпийца (маршируют на месте)
Выйдет кто-нибудь из вас
Кто мечтает не украдкой, (имитация ходьбы лыжника, работают лыжнымипалками)
А готовится всерьёз,
Занимается (от плеч руки в стороны) зарядкой, (от плеч руки- вверх)
Закаляется (трём щёки) в мороз, (руки крест-накрест, трём плечи)
Чтобы выглядеть, как надо, (бег на месте навстречу Олимпиаде)
Молодцы! Спасибо талисманам за физминутку. Она взбодрила нас и активизировала на работу.
5. Контроль и самооценка знаний и способов действия
Исследование текста. Поиск однокоренных слов.
Внимание! Следующее задание – исследовать текст. Найти в нём однокоренные слова). Работать будете в парах.
Ребята, чтобы справиться с поиском однокоренных слов, познакомьтесь с планом исследования.
Прочитайте внимательно текст.
Найдите однокоренные слова.
Вдумывайтесь в смысл слова.
Обозначьте корень.
.
Возьмите на парте текст, вдумчиво читайте, опирайтесь на план исследования! Помните о правилах дружной работы.
Белый медведь
На Крайнем Севере в снежном доме живет Белый медведь. Там всё сделано из снега. Белый мишка с детства воспитывался полярниками. Они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках. Но больше всего Белому мишке нравится кататься на спортивных санках. Он стал настоящим саночником!
Зайка
Зайка – самая активная жительница зимнего леса. Её друзья удивляются – и как она все успевает? Зайка не только учится в Лесной Академии на «пятёрки», но и помогает маме, участвует в спортивных соревнованиях. Зайка говорит друзьям, что у неё нет секрета: просто она любит спорт.
Леопард
Леопард - горныйспасатель. Он живет на ветках огромного дерева, в заснеженных горах Кавказа. Леопард всегда готов прийти на помощь и много раз спасал деревню от лавин. Он – прекрасный сноубордист, научил этому виду спорта друзей и соседей.
Проверим результаты поисковой работы. Прочитаем текст 1 ряда о талисмане Белый мишка
Какие однокоренные слова нашли, сверяем с образцом выполнения (слайд). Молодцы!
Прочитаем текст 2 ряда о талисмане Зайка.
Какие однокоренные слова нашли, сверяем с эталоном выполнения (слайд). Молодцы!
Прочитаем текст 3 ряда о талисмане Леопард.
Какие однокоренные слова нашли, сверяем с образцом выполнения (слайд).
Молодцы! Вы справились с исследованием текста. Верно найти однокоренные слова и выделить корень вам помогли знания.
6. Коррекция знаний и способов действий
Повторим, что такое корень слова? (Чтение правила по учебнику или… устно как успеешь). Корень – это главная часть слова и общая часть однокоренных слов. В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов. Когда ищешь в слове корень и подбираешь однокоренные слова, нужно вдумываться в смысл слова.
Домашнее задание:
домашнее задание записано на открытке-сувенире. Ребята, вам нужно составить цепочку родственных слов с корнем -спорт(1вар), -игр (2 вар) С одним из слов составить предложение.
III. Рефлексивно-оценочный
Ребята, вы дружно покоряли вершины знаний.
Возьмите медали, которые приготовили для вас наши Олимпийские талисманы и Оцените свою работу по шкале успеха, прочитайте предложения, раскрасьте на медали выбранный кружок.
Я мог(-ла) бы работать лучше.
Сегодня я работал(-а) в полную силу.
Я очень старался(-ась), но у меня не всё получилось.
Долгожданная минута. Наденьте медали. Пусть они сияют у каждого из вас, как знак успешной работы, как символ Зимней Олимпиады. Повернитесь к гостям.
В будущем кто-то из вас обязательно станет чемпионом!
Ребята, учитесь – учиться и побеждать!
Учитель, обращаясь к талисманам и ученикам, также вывешивает на доску медаль «Спасибо за урок» (сделать медаль). Звучит музыка, дети выходят из класса.
Очень нужен людям спорт –
Посещайте дружно корт,
Полюбите стадионы,
Подрастайте, чемпионы! (это четверостишие, если останется время)