Урок русской грамоты в 1 классе
Тема: " Ь знак"
Цели урока:
-Познакомить с буквой Ь(мягкий знак).Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме.
-Совершенствовать технику чтения учащихся.
-Развивать словарный запас учащихся.
-Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы преподования:информационно-сообщающий,стимулирующий,инструктивный.
Вид урока: комбинированный.
Метод обучения:эвристическая беседа.
Методы учения: репродуктивный, частично поисковой.
Методы воспитания:выразительное изложение,беседа,творческие задания,создание проблемных ситуаций, игра.
Оборудование:
Учебник "Букварь"
Учебник "Букваренок"
Учебник "Спутник Букваря"
Рисунок с изображением Ь знака, буквосочетания с Ь знаком.
Индивидуальные зеркальца.
Толковый словарь.
Рисунки с изображением лося, лани, оленя.
Ход урока
1.Орг.момент.
-Улыбнитесь друг другу.Пожелайте хорошего настроения,уверенности при встрече с новой буквой,чтении и письме слов с этой буквой.
2.Актуализация знаний.
Повторение изученных букв и слов с этими буквами.
3.Знакомство с новой буквой.
-Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой
-Живет в любимой Азбуке известный фокусник. Как его зовут?
-Догадайтесь!
Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква..мягкий знак (показать Ь)
-Хотите знать, почему он называет себя фокусником?
а) Чтение буквосочетаний-согласных с Ь в столбик.
Откройте букварь на стр.74
Прочитайте самостоятельно,про себя,буквосочетания с Ь знаком в столбиках.
б) Наблюдение за произношением.
-Чтение этих словосочетаний и буквосочетаний (хором и по цепочке)
-Что вы заметили?
Вывод: Ь знак не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость других согласных звуков на письме.
Мягкий знак-это настоящий фокусник. Почему? давайте прочитаем пары слов.
в) чтение 1 столбика самостоятельно.
- Прочитайте 1 столбик самостоятельно.
- Какие волшебные превращения и фокусы вы заметили?
(Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий)
- Изменился ли смысл и звучание слов?
г) Беседа о лексическом значении слов каждой пары:
Мол-Моль, Угол- Уголь,
Был-Быль, Пыл-Пыль, Кон-Конь.
Угол- геометрическая фигура, образованная двумя лучами,выходящими из одной точки-вершины.
Уголь-в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек.
4.Работа в прописи.
а) Письмо буквы Ь (мягкий знак)
-Давайте мы научимся писать нашего маленького волшебника в прописи.(с7)
б) Сравнение написания буквы Ь знак и буквы Ы, общие элементы и размеры.
- На что похожа буква Ь?
в) Показ письма буквы на доске.
- Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так.
г) Письмо буквы учимся
Задание: Обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон прописать Ь 5 раз(проверить как дети держат ручку и осанку).
д) Физкультминутка для пальчиков.
е) Работа над соединением с буквами.
- Как соединяется Ь с буквами на письме.
(Внизу или петлей поворотом в середине буквы)
-Расхвастался Ь, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях.
- Кто же поставит этого хвастунишку-фокусника? (Предложения детям).
-Некоторые жители нашей Азбуки стали смеятся: " Мы и без тебя умеем показывать фокусы". Смотри,был ЛУК, стал ЛЮК, был МАЛ, стал МЯЛ. Так гласные поставили хвастунишку на место.
-Кто поставил Хвастунишку на место? Вспомните какие глассные обозначают мягкость согласных на письме?(Я,Е,Ё,И,Ю.)
5. Работа в БУКВАРЕ.
а) Чтение 2-го столбика.
- Самостоятельно прочитайте слова,что вы заметили?
-Назовите согласные звуки, которые звучат мягко в словах:
ГУСЬ, ЛЕНЬ,ОЛЕНЬ,ЛАНЬ,ЛОСЬ.
б) Звукобуквенный анализ слова "ЛОСЬ"
-Сколько слогов в слове?
-Сколькобукв?
-Сколько звуков?
-Почему звуков меньше чем букв?
-Буква Ь не обазначает звука,поэтому в слове больше букв,чем звуков.
- Объясните значение слова ЛАНЬ.
( Живутное из семейства оленей)
6. Работа по спутнику Букваря.
7.Итог урока.
8. Рефлексия