Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. -Когда я сегодня шла в школу, то нашла яйцо. Если вы будете хорошо работать и согреете яйцо теплом солнечных лучиков, то в конце урока из яйца кто-то вылупится. Посмотрите на рисунок, у кого мы сегодня в гостях? У вас есть бабушка? Расскажите, какая она? Что она любит делать? У бабушки есть любимая внучка. Бабушка сделала внучке подарок. Хотите узнать какой? Тогда прочитайте. Купила бабуся бусы Марусе. Прочитаем хором. Повторяем скороговорку сначала только губами, затем шёпотом, затем в полный голос. Спросим, купила ли бусы бабуся? Купила бабуся бусы Марусе? Купила бабуся бусы Марусе? Купила бабуся бусы Марусе? Купила бабуся бусы Марусе? Пока мы играли с бусами, ниточка порвалась, и бусинки рассыпались. Вот смотрите, они есть и у вас на столе. (Фишки.) Поможем Марусе собрать бусинки. Какие бывают звуки? хлеб хор пастух хомяк горох холод халва орехи хорь Я говорю задание, вы читаете слова и закрываете их бусинками. - Прочитайте все слова, в которых первый звук твердый. - Прочитайте слова, в которых последний звук мягкий. - Найдите слово, в котором буква не обозначает звук. А для чего нужен мягкий знак? Хорь – это небольшие животные, хищники, которые питаются мышами, сусликами. - В каком слове наибольшее количество слогов? - Молодцы, помогли собрать бусы. У бабушки есть еще один любимчик. Хотите узнать, кто это? Тогда посмотрите на рисунки. Он утащил клубок у бабушки. Посмотрите на картинки. Выделите только первый звук в каждом слове и соедините их. Что получилось? (Котик). Немножко отдохнем с котиком. Покажите, как котик прыгает, мяукает, просит кушать, фыркает на собаку. У бабушки много интересного. В саду мы рассматривали цветы. Вот на грядке много вкусных, хрустящих огурцов. На столе ягодки лежат на блюдце. А в огороде за капустой притаился заяц. (Рисунки выставляются на наборное полотно по ходу рассказа учителя.) Посмотрите на рисунки. Назовите предметы. (Цветы, огурцы, блюдце, заяц.) Какой звук общий в этих словах?[ ц]. . Поучимся произносить звук, посмотрим на соседа, как он произносит звук: а) губы в улыбке, зубы видны; б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются; в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы; г) по середине языка идет сильная короткая воздушная струя - Встречаются ли преграды при произношении? Какие? (Зубы). Значит звук ?[ц] согласный. Закройте уши, произнесите звук. Какой он? (Глухой). - Посмотрите на ленту букв. Каким цветом обозначена буква ц? Значит звук ц всегда твердый. Произнесем слово «огурцы». После «ц» стоит «ы», произносим твердо. В слове «блюдце» после «ц» стоит «е», но произносим твердо. Букв немало мы узнали, Добрались до буквы Ц. Есть слова, где Ц - в начале, Есть слова, где Ц - в конце. Подберите слова, в которых буква «ц» стоит в начале слова; в конце. Сравните печатную и письменную буквы «ц». Чем отличаются? Почему две буквы: заглавная и строчная? Придумайте имя котенку, чтобы оно начиналось с буквы Ц. . Немного устали. Положите голову на парту, опустите плечи, закройте глаза. Послушайте рассказ о бабушке и внучке. Запомните все слова, в которых есть новый звук [ц]. Летом на улице ярко светит солнце. В огороде у бабушки растут огурцы, помидоры, капуста, редис. Но вот беда! На капусту напали гусеницы. Бабушка собирает их в банку. А Маруся говорит: — Сейчас я тебе помогу, бабушка! Побежала Маруся во двор, а обратно идет и несет корзину. - Что же принесла Маруся в корзине. Как вы думаете? А в корзине были цыплята. Выпустила их Маруся на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Бабушка сказала Марусе. — Ты молодец, Маруся! Какие слова запомнили? Отдохнем с цыплятами. Все встали. Пальчик к пальчику приходит, Друга он себе находит. Будут пальчики дружить, Этой дружбой дорожить. -Ребята, а на что похожа буква Ц? Из каких элементов состоит буква «ц»?(Две прямых линии с закруглением внизу, петля). Пропись стр. 16. Пропишите элементы, букву. цы — цы — цы — вот поспели ца --ца — ца — захотелось ец — ец — ец — мы сорвали цу — цу — цу — дети рады рцы — рцы — рцы — мы полили Вы, ребята, / На стр. 16 составьте схему к слову «огурец». «цо» гласная «о», «ци» гласная «и», «цу» гласная «у», «це» гласная «е». Вставьте букву Ц и прочитайте слово: Кон_ерт сини_а Кури_а молоде_ _ыпленок огуре_ У бабушки есть еще одна любимица – лошадка. Она предлагает вам прокатиться. А куда? Узнаете, если правильно совершите путешествие глазами по полю букв. Начинаем с поля, где сидит мушка. Найдите букву «ц». Теперь два шага вправо, 2 шага вниз, один влево. Какое слово получилось? (Цирк.). Пропишите слово «Цирк» один раз. После «ц» пишем «и». Составим схему . Пропишите слово «цапля». Откройте буквари стр.85. -Рассмотрите рисунок , составьте рассказ. Чтение текста учителем. Ответы на вопросы по тексту. -Посмотрите, ребята, кто же вылупился из яйца? -У вас на партах тоже есть цыплята. Кому сегодня было интересно на уроке, и кто узнал много нового, тот своего цыпленка выпускает погулять на лужок, а кому было неинтересно, тот своего цыпленка садит в корзинку к Марусе. |