Тема: Развитие речи. Подготовка к изложению.
Цели: 1.Развивать умение передавать содержание текста.
2.Воспитывать уважение и любовь к русскому языку.
3.Формировать коммуникативные умения и навыки.
4.Воспитывать умение планировать работу, работать в оптимальном темпе, беречь время.
1.Оргмомент.Сообщение темы урока.
Тема: Развитие речи. Подготовка к изложению.
Так же, как ручей журчит
Наша речь всегда звучит.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!
Девизом нашего урока будут слова,
Будем мы родную речь,
Изучать, любить,беречь!
2.Эмоциональный настрой.
Прослушайте отрывок из песни «Алёша».(звучит песня 2 куплета).
-Какие у вас возникли чувства при прослушивании песни?
-Почему о нём сложена песня?
Рассказ учителя.
Это известный монумент советским солдатам, сражавшимся за свободу болгарского народа в годы второй мировой войны. Эта 12-метровая статуя война установлена на высоком гранитном пьедестале в городе Пловдиве, в Болгарии. Отсюда весь город виден как на ладони. Практически каждый день сюда приходят местные жители и иностранные туристы, и приносят цветы.
3.Знакомство с текстом.
Упражнение 340
Текст по которому мы будем писать изложение связано с этой песней.
-Как называется текст?
Алёшина яблоня.
Спрогнозируйте по заголовку, о чём будет текст?
Заголовок- это окошко для взгляда вперёд.
Посмотри и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок-это не просто слова.
Эти слова- всему голова!
-Послушайте текст и подумайте как он взаимосвязан с песней «Алёша».
Вспомним алгоритм урока.
1.Прочитать текст.
2.Определить тему.
3.Определить идею.
4.Определить тип текста.
5.Составить план текста.
6.Провести языковой анализ текста
7.Творческая работа
-По этому алгоритму будем работать на уроке.
4.Определение темы.
-Что называется темой?
Тема-это то, о чём говорится в тексте.
-Какова тема текста «Алёшина яблоня»?(спросить 2-3 человека)
Посмотрите как сформулировала тему я.
О яблоне, посаженной Алёшей, который погиб на фронте.
5.Определение идеи.
-Что называется идеей текста?
Идея-основная мысль текста.Т.е. чему он нас учит?
-Какова идея текста(спросить 2-3 человека)
Посмотрите на идею сформулированную мной.
Бабушке Марфе яблонька была дорога как память о сыне. Ей было радостно оттого, что эту память умеют беречь другие.
6.Определение типа текста.
-Какие типы текстов вы знаете?
1.Повествование
2.Описание
3.Рассуждение.
-К какому типу относится текст «Алёшина яблоня»?
-Прослушайте сообщение о тексте- повествовании.
Повествование сообщает о том, что случилось? Что произошло?
В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.
1 предложение настраивает на восприятие текста.(т.е. хочется узнать , что будет дальше).В основной части идёт развитие событий(можно вставить слова потом, затем).
Текст заканчивается выводом. К тексту повествование можно нарисовать много картинок.
7.Анализ текста.
-Анализируем текст.
1.Почему Марфа долго не решалась срубить засохшую яблоню?
2.Какими вы себе представили соседа бабушки Марфы?
3.Почему так радовалась Марфа молодой яблоньке?
8.Составление плана.
-Составляем план.
-Сколько частей в тексте?
-читаем по частям, озаглавливаем, составляем план.
-1 часть Алёша погиб.
-2 часть Морозы сожгли яблоньку
-3 часть Радость бабушки Марфы.
9.Языковой анализ текста.
-В 1 предложение автор текста на первое место поставил слова
Перед самой войной- чтобы заострить внимание, что только Алёша посадил яблоню, началась война, и он не вернулся.
-Погиб в боях не умер, а погиб, сражаясь в бою.
-Яблоня жила. Неодушевлённому предмету придаются признаки и свойства одушевлённых.
Этот приём называется олицетворение.
Алёши нет, а яблоня живёт. Жизнь продолжается, не смотря ни на что.
-плоды вкусные, сладкие.
-Какие прилагательные использует автор, чтобы описать плоды.
-щедро угощала. Это значит как щедро?
Щедро- наречие от прилагательного щедрый. Охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом, не жалеющий тратить, расходовать что-либо.
-лютая зима
Лютый- прилагательное, очень сильный по степени проявления. Значит были очень сильные морозы.
-морозы сожгли яблоньку- были очень сильные, так заморозили, как очень обжёг.
-долго не решалась-было жалко, память о сыне.
-посадил новою-радовать бабушку Марфу.
-прочитайте последнее предложение.
-какое оно по интонации?(восклицательное)
-почему?
Чтобы передать радость бабушки Марфы. Ведь память о сыне останется в новой молодой яблоньке. Не в яблоне, а в яблоньке- уменьшительно- ласкательное значение.
10.Пересказ по частям.
-Прочитайте 1ч. перескажите
-Прочитайте 2ч. перескажите
-Прочитайте 3ч. перескажите
11.Пересказ всего текста
Спрос 1 ученика
12.Итог урока
На следующем уроке проведём орфографическую подготовку и будем писать изложение.
В заключении
Послушайте стихотворение.
Мы знаем: бывает речь
Порой то лекарство, то меч.
Мы поняли, речь нам зачем:
Чтоб было радостней всем.
Мы будем её беречь
Нашу родную речь!