урок письма и развития речи на тему "Состав слова"
Урок письма и развития речи на тему "Состав слова"
Данный урок проводится в 5-6 коррекционном классе-комплекте VIII вида. Учащимся предлагаются различные формы рабоnы на уроке, способствующие усвоению материала урока. В течение урока дети должны уяснить, что не все однокоренные слова являются родственными, что к словам можно составить столбики однокоренных слов, что однокоренные слова могут отвечать на разные вопросы, то есть относиться к разным частям речи. После проведения данного урока учащиеся довольно легко и быстро начинают делить слова на "кирпичики", выделяя главную часть слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок письма и развития речи на тему "Состав слова" »
Мазепа Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Урок письма и развития речи в 5-6 специальном (коррекционном) классе-комплекте 8 вида.
Тип урока: повторение изученного материала.
Тема урока: Состав слова.
Цели:
- систематизировать знания учащихся по изучению состава слова;
- развивать умения находить, составлять и группировать однокоренные слова;
- формировать навыки самостоятельной работы и работы в парах;
- развивать творческие способности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Повторение изученного материала.
1) Сказка «Из чего строятся слова?»
Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из водяных капелек. У слов есть тоже свой «строительный материал» - это всего четыре «кирпичика»: приставка, корень, суффикс, окончание.
А теперь послушайте сказку.
Жил-был корень –уч-. Скучно ему стало жить на свете одному, вот и призвал он к себе приставки, суффиксы и окончания. Объединился корень с ними и превратился в корень большого семейства слов. Его родственниками стали слова ученик, ученица, заучиваем, ученый, учителя.
Вот так корень, приставка, суффикс и окончание дружно строят слова, все вместе создавая наш родной язык.
- Посмотрите, все «кирпичики» лежат не по порядку. Давайте состроим из них правильный фундамент, расположив в нужном порядке.
(корень окончание приставка суффикс)
- Молодцы!
- Прочитайте еще раз слова-родственники корня –уч-.
Почему они являются родственными?
Как еще их можно назвать? (однокоренными)
- А сейчас найдите среди них слово, в котором есть приставка, корень, суффикс и окончание.(заучиваем)
- Составьте с этим словом предложение.
2) Упражнения по теме урока.
а) «Чужое слово».
- А теперь проверим, как вы умеете из множества слов с одинаковым корнем найти родственные. На карточках записаны ряды слов. Вы должны зачеркнуть в каждом ряду «чужое слово».
1к. Куры, курица, курили.
Молот, молча, молоток.
Лист, лиса, листочек.
Песня, песенка, песок.
2к. Вода, водяной, водичка, водный, водитель.
Пятно, пять, пятнистый, пятнышко.
Полет, летчик, лето, летать, летучий.
Горный, гора, горе, гористый, пригорок.
б) «Разложи по корзинкам».
- Какое сейчас время года? Назовите месяц.
- Давайте вспомним и назовем приметы осени.
- Молодцы!
Вот и мы сейчас будем собирать опавшие листья и раскладывать их по корзинкам ВОДА и ВОДИТЬ.