Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I.Организационный момент Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Здравствуйте, дети, садитесь, пожалуйста. Меня зовут Евгения Алексеевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Давайте, друзья, улыбнемся друг другу. Улыбки подарим гостям. К уроку готовы? Тогда – за работу! Удачи желаю всем нам. - Ребята, у вас на партах, у каждого лежат по три цветочка разного цвета. Выберите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению сейчас поднимите его вверх: Желтый – отличное настроение; Зеленый – мне трудно понять свое настроение, не слишком хорошее и не слишком плохое; Синий – хмурое, плохое настроение Наибольшее количество ……….. цветков (Вывесить на магнитную доску). Давайте откроем тетрадочки, отступим вниз 2 линии и запишем сегодняшнее число (20 ноября). Классная работа. | Подготовка класса к работе. Создание комфортной атмосферы. Запись числа. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II.Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | - Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых И расправил бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонки с пылью Михаил Исаковский Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? | Слушают, участвуют в беседе. Предполагаемый ответ: -Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях. | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
III.Постановка учебной задачи | Создание проблемной ситуации. -Взгляните на это предложение глазами лингвиста (языковед, специалист, глубоко знающий русский язык) и ответьте на вопросы. Я предлагаю вам в группах обсудить: 1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2 ряд и 3 группа – 3 ряд. Раздать вопросы каждому ряду (Озвучить их) + время для работы -Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы. 1)Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения) 1)Какую грамматическую основу предложения вы выписали? 2)Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? 2)На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? 3)С какой интонацией они читаются? 3)Как называются подобные члены предложения? (Ответ: Предложения с однородными членами ) -Cформулируйте тему урока. Однородные члены предложения (Запишем в тетрадь) Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. А я тоже сформулировала для себя цели, давайте сравним их с вашими: Вспомнить основные признаки однородных членов предложения; научиться находить в тексте однородные члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях; научиться составлять схемы таких предложений; употреблять предложения с однородными членами в своей речи. | Работа в группах. Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока. -Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания. Запись темы урока в тетради. | Самоопределение (Л) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 1. Предлагает понаблюдать над материалом - Прочитайте и запишите предложения, найдите однородные члены. Определите, выражены ли они одной частью речи или нет? -Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами? - Как в нём используются знаки препинания? - Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. - Что помогает объяснить правильную расстановку знаков препинания? -Сравните свой вывод с текстами определения и правила параграфа 21. Этот параграф есть у вас на листах. Я предлагаю вам взять в ручки простые карандашики и при чтении параграфа делать специальные пометки, 1 вариант делает их в в левом столбике, 2 вариант – во втором столбике. Время на эту работу – Скажите, какая схема предложения нам не встретилась на слайде, но она есть и объяснена в параграфе? Ребята, у кого есть пометка «?». | Составляют план достижения цели. На основе материала учебника делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
V. Физминутка | Ребята, давайте передохнем и выполним несколько упражнений | | |
VI.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль | А теперь давайте поработаем с учебником. Найдите, пожалуйста, упр. 286 на стр. 88. Послушайте задание – Из текста упражнения найдите и выпишите, расставляя недостающие знаки препинания (если нужно), 2 предложения с однородными членами, подчеркните их как члены предложения. Составьте схемы предложений. Время работы - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте выполненную работу, сравнивая ее с образцом на слайде. Далее возьмите лист с критериями оценивания и поставьте товарищу соответствующую отметку. Читаю критерии. Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто безошибочно справился с заданием? А есть у нас тот, кто совсем запутался и не выписал ни одного предложения с однородными членами? | Самостоятельно работают: Взаимопроверка с оцениванием по критериям | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
VII. Домашнее задание | Ребята, подобное задание вы будете выполнять дома. Открываем дневнички и записываем § 21 упр. 287 на стр. 88 или упр. 291 на стр. 89-90. Объяснение и комментарий | Записи в дневнике | Дифференцированные задания |
VIII.Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Кластер Ребята, мы подходим к концу нашего урока и пора подводить первые итоги, для этого я хочу предложить вам составить небольшую интересную схему – Кластер по нашей теме. Я была у вас на предыдущем уроке и решила составить свой кластер по теме «Словосочетание». Посмотрите, пожалуйста. В центре схемы – основное понятие темы урока, а по кругу расположены главные признаки этого понятия. Задание: Составьте свой кластер по теме сегодняшнего урока, используя заготовки. Работаем в группах. Вывешиваю кластеры на доску. Давайте вернемся к целям урока. Те цели, которые мы обозначили в начале урока достигнуты вами? Поднимите руки, кто достиг всех целей? Психологическая рефлексия На столе у вас лежат несколько смайликов, поднимите, каждый, тот смайлик, который отражает вше настроение на данный момент. Вывешиваю на магнитную доску. Благодарность за урок. Пожелание успехов | Составляют внутреннюю речь. Работают в группах, составляют кластер, представляют его. Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |