Этапы урока | Учитель | Ученики | Доска и оборудование |
Актуализация знаний | Сегодня на уроке над новой темой мы будем работать вместе с нашими гостями. В названных мною словах выделите и запомните указанные звуки. Соедините их между собой. В слове цапля – первый звук. В слове двери – второй звук. В слове лес – гласный звук. В слове канат – последний звук. В слове домик – безударный гласный звук. В слове кот – первый звук. Какое слово получилось? | Получилось слово «цветик». | |
Создание проблемной ситуации | Найдите в слове «цветик» звук, с которым мы ещё не знакомились. | Звук [ц] | |
Формулирование темы и цели урока | Сформулируйте тему и цель сегодняшнего урока. Кто по – другому думает? Нам нужно выяснить, какая формулировка правильная? | Звук [ц] и буква Ц, ц. Познакомиться со звуком [ц] и буквой Ц, ц. Учиться читать слоги, слова с новой буквой. | |
Открытие нового | Дайте полную характеристику звука [ц]. Работать будем в группах. Консультанты помогут вам. | Дети работают в группах, подготовленные учителем консультанты руководят работой групп, отмечают с помощью жетончиков самых активных учеников. | Для каждой группы подготовлена карточка с планом работы. |
Формулирование нового знания | Прочитайте характеристику нового звука (расположена на слайде). Сравните с полученной самостоятельно. Назовите тему и цель нашего урока. | Консультанты говорят, насколько верно группа выполнила задание. | Слайд презентации: «Звук [ц] согласный, глухой, всегда твёрдый». |
Первичное применение нового | Продолжаем работать в группах. Сегодня нам помогает провести урок девочка по имени Цветик-Семицветик. Она принесла вам цветы, на которых написаны задания. Прочитайте первое задание. Выполните его. 1.Придумайте как можно больше слов, в которых спряталось слово «цвет». Прочитайте второе задание. Выполните его. 2.К каждому слову подбери подходящее по смыслу слово с новым звуком. зелёный… пушистое… варёное… жёлтые… бледное… | Цветник, цветочек, цветовод, цветочный, цветковый, цвести. зелёный… огурец пушистое… полотенце варёное… яйцо жёлтые… цыплята бледное… лицо После выполнения каждого задания проходит фронтальная проверка: каждая группа включается в обсуждение. За каждый правильный ответ или дополнение группа берет жетончик. | Слайд презентации – изображение девочки. Бумажные карточки-цветы с заданиями. |
Физкультминутка | Цветик-Семицветик предлагает поиграть. В ветреную погоду (когда звучат слова со звуком [ц]) цветочки качаются из стороны в сторону. В солнечную тихую погоду (когда не звучат слова со звуком [ц]) цветочки покачивают головками. Учитель называет слова: Утро, продавец, земля, оценка, тишина, цель, цена, дождик, радость.. | Дети выполняют движения. | |
Самостоятельная работа | Продолжим работу в группах. 1.У вас на парте букет цветов. На каждом цветке прикреплено по одной букве. Найдите среди них букву, которая обозначает звук [ц]. Как называется эта буква? 2.У вас на парте лежат слоги. Найдите и прочитайте слоги с новой буквой. 3.Здесь написаны слова и цифры. Скворец, заяц, песец, синица, лисица, лиственница. 1;2;3. Как вы думаете, что с ними надо сделать? Прочитайте одно слово, которое отличается от остальных, и обоснуйте свою мысль. Прочитайте два слова, которые по значению отличаются от оставшихся. Прочитайте три слова, которые по значению отличаются от оставшихся. | Находят букву ц, показывают учителю Находят слоги с буквой ц, читают по очереди. Сначала надо прочитать одно слово, отличающееся по значению от остальных, потом два, а затем три слова. Лиственница. Лиственница – это дерево, а остальные слова обозначают животных. Скворец, синица. Это названия птиц. Заяц, песец, лисица. Оставшиеся слова обозначают названия диких зверей. | Слайд презентации повторяет задания на карточках. |
Повторение и закрепление изученного | Пробегите глазами текст. Составьте к нему задания. Выполните их. Дивный цветок. Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Он был очень высокий. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над другими заморскими цветами. Цветок держался на прямом заморском стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминала солнце. Растение любило тепло и всегда поворачивало своё лицо к яркому солнечному свету. Цветок и назвали… Почему цветок назвали подсолнечник? | Дети составляют задания: прочитать текст, закончить последнее предложение. Дети читают текст по цепочке в группах, заканчивают последнее предложение. Цветок так назвали, потому что он очень напоминает солнышко. | |
Итог урока | Назовите ещё раз цели, поставленные в начале урока. Определите, достигнуты ли они. | Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей. | |
Домашнее задание | Прочитать с.138-139. Найти слова с буквой ц. Можно прочитать сказку на с. 140-141. Поднимите руку, кто будет выполнять задания со с.140-141. | Определяют для себя инвариантную и вариативную часть задания. | Учебник |
Рефлексия | Соберите жетончики, которые ваша группа сегодня заработала, прикрепите их на «полянку». Так мы увидим, какая группа сегодня работала более активно. Учитель оценивает работу групп. | Украшают свою «полянку». | Магнитная доска. |