Оборудование: буквы печатные и письменные, в т.ч. Д, картинки «дом», «дым», «дерево», «дупло», «дятел», «дедушка», «дорожка», «дрова», «дети».
Символы:
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
- Поклонились. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Ребята, с каким настроением вы шли сегодня в школу? - О чём думали? - А я думала о том, что вновь увижу всех вас, милых, красивых, умных детей и обязательно скажу вам : «Здравствуйте, мои хорошие! Всем доброе утро!» - Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим друг другу и нашей любимой азбуке. Ведь каждая встреча с ней – это радость открытия новых знаний. Улыбка – это волшебный ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Она может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение. Улыбнитесь друг другу. Покажите свое настроение.
II. Актуализация опорных знаний.
- Мы продолжаем открывать секреты русского языка. Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Для того, чтобы сделать шаг вперед, узнать что-то новое, давайте вспомним, что мы уже знаем. На уроках обучения грамоте мы учимся …Д: …грамотно говорить;читать слоги, слова, предложения; узнавать звуки и буквы, которые их обозначают. Для чего надо?Д: Нам это надо для того:
чтобы мы были умными, образованными, много знали…
чтобы нас понимали…
чтобы была в будущем хорошая работа…
Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? (интересный, познавательный, плодотворный, развивающий)
- Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?
13 - Помогите мне закончить предложения Кто сидит около дома? (Дед.)
– Какое дерево справа от дома? (Дуб.)
– Кто сидит на ветке? (Дятел.)
– Что делает дед? (Думает.)
– Что в доме закрыто? (Дверь.)
– Что идет из трубы дома? (Дым.)
– Где живет дед? (В деревне.)
– Есть у загадковеда дружок – звуковичок. Давайте подарим ему ботинки и колпачок, расскажем ему о букве «д» и звуках, которые она обозначает.
(Буква «д» обозначает согласный звук [д] и согласный звук [д’], поэтому рисуем желтый колпачок – звоночек; [д] – твердый – ботинок синий, [д’] – мягкий – ботинок зеленый.)
(На магнитной доске появляются картинки).
Тут наш... (дом).
Над домом ... (дым).
У дома … (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
У дома сидит … (дед).
- Что интересного заметили? (Все слова начинаются со звуков [д], [д'])
Учитель читает текст и выставляет таблички с иллюстрациями на доске в определённой последовательности.
Таблички со словами – опора для запоминания.
Это… . Из трубы идёт… .
У дома растёт … .
В дубе … . У дупла … .
У дома сидит … .
К дому ведёт … . У дорожки … .
У дома играют … .
– Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину? (Дом, дым, дуб, дупло, дятел, дед, дорожка, дрова, дети.)
– Послушайте внимательно и произнесите сами слова: дом, дым, дуб, дупло, дорожка, дрова. Что вы заметили?
– Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с твёрдого согласного звука [д].)
– Произнесите эти слова. Назовите звук, с которого они начинаются. (С твёрдого согласного звука [д].)Прикрепляем синий кружок.
– Послушайте внимательно слова: дед, дятел, дети. Что вы заметили?
– Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с мягкого согласного звука [д’].)Проговорите чётко первые звуки в каждом слове.
- Охарактеризуйте их. (схемы обозначить цветом).
- Сделайте вывод. (звуки д , д - согласные, звонкие. - Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
(Слайд 3)
- Поработаем в парах. Составьте звуковые схемы слов дом и дерево. Какие звуки мы должны отыскать в этих словах? ([д], [д'])
- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [д], [д']
(Дверь, доска, одежда, подоконник)
- Придумайте свои слова со звуками [д] и [д'].
– Как вы думаете, какая будет тема урока? - Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, продолжив предложения. Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться? (Звуки д , д , буква их обозначающая. Учиться различать звуки д , д , читать слова с этой буквой.) (слайд 4)
Карточка.
На уроке мы должны познакомиться…………
научиться отличать……….
учиться читать……….
Составление плана урока.
План (примерный) 3 2
Знакомство с новыми звуками и буквами.
Звуко-буквенный анализ слов.
Знакомство с написанием буквы Д.
Чтение слогов.
Чтение предложений и текстов.
Письмо слов и предложений.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Каким кружком обозначаем такие действия?
Познавательные УУД:
1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
Учитель показывает на схемах синие и зелёные кружочки, дети называют звуки [д], [д’].
– Какой буквой обозначают на письме эти звуки? Найдите её на доске (ленте букв).
– На что похожа эта буква?
– Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Этот домик – буква Д.
– Звонкий звук или глухой?
– Какой головной убор нарисовать человечку? (Кладём ладонь на горлышко и произносим звуки, чувствуем дрожь, вибрацию – следовательно, эти звуки звонкие, потому нарисуем звоночек.) 4. Целеполагание
-Новые звуки появились. Что мы с ними будем делать?
-Какие задачи поставим на сегодняшний урок?
-Будем исследовать эти звуки,
-Заменим их буквой, научимся читать с ними слоги и слова.
Операционно-исполнительная часть.
1.Характеристика звуков
-Давайте начнём исследовать. Что вы можете сказать про эти звуки?
-Что их объединяет?
-Оба звука согласные, потому что воздух встречает преграду и задерживается.
-В чём отличие?
Звук д ] – твёрдый, а [ д’]- мягкий
-Для обозначения наших звуков новая буква. Какая?
1. Работа в «Букваре», с. 92.
Работа со схемой. Заполняем схему-«человечка» в «Букваре».
– Итак, что мы узнали про новую букву Д?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
2.Работа в тетради для печатания, с. 30.
– Прочитайте слоги.
– Напечатайте их.
– С печатной буквой познакомились, давайте посмотрим, как пишется прописная буква Д.Где мы сейчас будем работать?
3.
– Чему мы сейчас научились? (Познакомились с печатной
– Что теперь мы сумеем сделать? (Прочитать слоги.)
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
ΙΙΙ. Применение нового знания
1. Работа в «Букваре». 5 6 2
1) Звуко-буквенный анализ.
– Вернёмся к словам нашего рассказа (картинкам на доске).
– У каких слов поставили синий кружок? Почему?
– У каких слов – зелёный кружок? Почему?
– Назовите ещё раз слова с твёрдым согласным звуком.
– Назовите слова с мягким согласным звуком.
2) Составление рассказа.
– А давайте проверим нашу память. Кто может вспомнить нашу картину с опорой на схемы?
Повторение рассказа учащимися – 2–3 человека.
– Можно ли сказать, что это текст? Почему?
– Где происходили события? (Во дворе, в деревне.)
– Как можно было бы назвать этот текст?
– Озаглавьте. (Во дворе у деда. В деревне. Двор дедушки.)
– Подберите имя дедушке. Вы догадались, с какой буквы должно начинаться имя деда? (Д: Денис, Дима, Демьян.)
Повторение рассказа с названием и именем дедушки.
3) Чтение слогов (с. 92). Обсудите друг с другом, на какие две группы можно разделить эти слоги?
– Подготовимся к чтению слогов:
а) чтение про себя;
б) девочки читают слоги с буквой Д, а мальчики – слоги с буквой Т;
в) поменялись ролями;
г) чтение вместе: с буквой Д – громко, а с буквой Т – тихо.
– Что мы сейчас делали? (Читали слоги, составляли рассказ.)
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,
умение владеть речью.)
– Мы прочитали слова. Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
3.Работа в «Букваре». 5 6– Цыплята разбежались, поможем курочке их собрать.
– Прочитайте слово, похожее по значению на слово мысль. (Дума.)
– Слово, обозначающее женщину. (Дама.)
– Действие, которое производят наши лёгкие, нос.
– Какой вопрос можно задать к слову душа?
– Подготовьтесь к чтению 2-го столбика.
– Найдите слова, близкие по смыслу. (Дол и долина.) б) чтение столбиков слов Если слоги встанут рядом, получаются слова.
1-й столбик Значение каких слов вам не понятно?
Объяснение непонятных слов.
ДАМА- 1) женщина из интеллигентных, обеспеченных кругов;
2) форма вежливого обращения;
3) игральная карта;
4) женщина, танцующая в паре с кавалером.
Дума – 1) мысль; размышление;
2) название некоторых государственных учреждений.
Душа - 1) внутренний мир человека, его сознание.
2)Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр.
В каком слове есть опасное место?
2-й столбик
Дол - (то же что и долина) -удлиненная впадина. Напр. Речная долина, горная, равнинная. низменность, природная впадина на земле, низ, край или бок.
-Разбейте слова на две группы. Какие? По какому признаку делили слова?
Прочитайте слово с небольшим числом букв, которое обозначает большой предмет. Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.
С помощью, какой части слова произошли такие превращения. Выделим его.
– Чем отличаются слова дом и домик? (Значением, по составу.)
– Подготовьтесь к чтению 3-го столбика.
– Можно ли объединить слова этого столбика в группы?
– В какие? (По каким признакам?)
– Прочитайте эти группы.
– Что общего в словах 4-го столбика?
– А что приятнее: дарить или получать в дар?
– Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют что-то общее, похожее?
– Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие.
– Прочитайте слова с приставками.
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, понимать речь.)
4 Итак, ребята, что мы с вами узнали о букве д?
(Она обозначает твердый согласный звук и мягкий согласный звук.)
Работа над развитием фонематического слуха.
А сейчас давайте проверим, кто из вас внимательный. Приготовили ладошки. Я буду читать стихотворение, а Вы слушайте внимательно, если услышите в слове изучаемые звуки, то хлопайте в ладоши, постарайтесь запомнить слова.
Однажды я шел по тропинке лесной, Вдруг чувствую — дождик идет за спиной. Я шагу прибавил — скорее домой! А дождик вприпрыжку помчался за мной. Тогда я сказал, обернувшись к нему: — Позволь мне вернуться домой одному! Я знаю — бывают упрямы дожди, Но этот ответил: — Ну ладно, иди…
Какие слова вы запомнили? Где может стоять изучаемый звук.
Ребята, давайте продолжим наше исследование и определим какой звук обозначает буква д звонкий или глухой?
5. Работа в тетради для печатания (печатание слов на с. 30).
6.Работа в «Букваре». 1 4 7 1
1) Чтение текста. Наблюдение за предлогами (с. 92).
– Просмотрите на текст на с. 92.
– Что заметили? (Это наш текст про деда.)
– А чем отличаются наш текст и текст учебника? Прочитайте про себя.
– Точно ли художник нарисовал картинку к тексту?
– Какие слова выделены?
– Как в русском языке называют такие слова?
– А что будет, если вместо этих предлогов поставить другие?
– Сколько букв потребовалось, чтобы написать эти слова?
– Перечитаем текст, подчёркивая пробелы между предлогом и словом по ходу чтения.
– Озаглавьте текст.
2) Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок». – На экране – ключевые слова и рисунок. Прочитайте слова и рассмотрите рисунок.
дымок
труба
всё-всё увидеть
растаял
5
А) Работа с текстом до чтения.
– Что изобразил художник?
– Что напоминает эта картинка?
– Кто автор текста?
– Прочитайте название текста Виктора Хмельницкого.
– А как вы думаете, это будет сказка или рассказ? (Принимаются все версии детей.) Проверим.
Б) Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение по предложениям с комментариями. Ключевые слова записаны на доске и подчёркиваются по мере их появления в тексте.
Над трубой появился белый дымок.
– Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)
2-е предложение:
Осмотревшись, он быстро помчался вверх.
– Автор оживил его. Заметили? (Осмотревшись, помчался.)
3-е предложение:
– Постой, не спеши, – стала учить труба.
– Какой вопрос зададим автору? (Почему стала его учить труба? Мудрая, давно живёт на крыше дома.)
4-е предложение:
– Каким был дымок? (Любознательным.)
– А как об этом сказано в тексте? (Некогда, я всё хочу увидеть.)
5-е предложение:
– Почему так думает труба?
– А что ответит дымок? Попробуйте предположить.
6-е предложение, чтение и подтверждение.
– Каким образом ей ответил дымок? Прочитайте.
– Выпалил – что означает это слово? (Сказал очень громко, быстро.)
– Что произойдёт дальше с ним? (Предположения.)
– Читайте 7-е предложение не спеша.
7-е предложение:
И...
– Что хотел при помощи многоточия выразить Виктор Хмельницкий?
8-е предложение.
– Что же случилось с дымком?
– Почему? (Растаял. Не успела предупредить труба.)
– Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял?
9-е предложение.
– А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.
– Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш дымок?
б) Выявление первичного восприятия.
– За какие важные мысли можно автору текста сказать «спасибо»?
– Сказку подарил нам Виктор Хмельницкий или рассказ?
– Задайте друг другу вопросы.
В) Работа с текстом после чтения. Творческое задание.
Мы не узнали, какие путешествия и приключения ждали нашего героя. Пофантазируйте. Нарисуйте.
Расскажите, о чём вы мечтаете, когда смотрите на облака. –
Ребята, мы с вами делали проект «Веселые буквы». Посмотрите, какая буква Д получилась у Саши, у Оли.
- Буква Д - пятая буква русского алфавита. Буква Д обозначает согласный звонкий звук: твердый [Д] и мягкий [Д'].
- Раньше, по-старославянски, буква называлась "добро", что переводится на русский язык как "добро". Добро – это все хорошее, светлое: уютный дом, дружная семья, дети – это тоже добро.
- А что означает слово доброта?
(Это качество человека щедрого, заботливого, умеющего любить, жалеть других людей, всегда готового прийти на помощь)
- А вы можете назвать себя добрыми людьми? Какие добрые поступки вы совершали для других людей?
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ТООУ
ТООУ
ΙV. Итог
– Какая была тема урока?
– Что нового мы узнали сегодня о русском языке? 4 4
– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.
– Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– Отметьте своё настроение в дневнике.
ТООУ
V. Домашнее задание (по желанию)
– Заштрихуйте рисунок на с. 14. Составьте рассказ.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно вставляли и анализировали слова.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы.
ΙII. Развитие умения применять новое знание
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно читали и анализировали слова.
2. Работа в прописи
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова и предложения.
3. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно анализировали текст.
Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.
Форма урока: Классно-урочная.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.
Цели урока
Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д,], буквами Дд.
Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.
Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.
Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
-Ребята, к нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо Улыбки ваши располагают к приятному общению.
- Давайте подумаем, какие органы чувств пригодятся нам сегодня на уроке.. А еще о каких помощниках мы говорили на уроке ОМ? Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить. –Итак, урок обучения грамоте. Впереди вас ждет много интересного. Будьте очень внимательны.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
II. Актуализация опорных знаний. Разминка.
• Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные - ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.
-Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поем)
-Назовите согласные звуки, которые мы уже изучили.(На доске «звуковички», один из них пустой)
III. Постановка общей проблемы.
-Что вас удивило? ( Один «звуковичок» пустой)
-Какие возникают вопросы? (Какой звук? Какой буквой он обозначен?)(Вопросы написаны на доске)
Помогите мне закончить предложения.
На слайде № 1 появляется картинка. (По щелчку мышки появляются остальные картинки.)
Тут наш... (дом).
Над домом ... (дым).
У дома … (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
У дома сидит … (дед).
Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием.
Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?
III. Формулирование учащимися темы и задач урока.
Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).
На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.
-Итак, какой звук повторяется чаще? (Д)
-Так какая будет тема урока? (Тема на доску: Звуки {д} {д*}, буква Дд)
-С какой целью мы будем это изучать? (Человечек-«звуковичок» не одет: какой это звук, какой буквой он обозначен)
-Какие ставим цели? (изучить новые звуки, научиться писать новую букву)
IV. Усвоение новых знаний.
Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д,], буквами Дд.
Знакомство с новыми звуками
Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.
– Где живёт дятел? (На дереве.) слайд
– Что строит дятел? (Дупло, дом)
– На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.)
– Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [д, д,].)
– Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)
Работа по группам
Цели.
Реализация принципа деятельности.
Формирование мотивации учения и обучения.
Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.
Психологический комфорт в учебном коллективе.
Единство воспитания и обучения.
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).
Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.
– А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.
Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).
– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.
Дети хором читают правила работы в группе: слайд №7.
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
– На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.
Задание 1-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.
Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?
Задание 2-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.
Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?
Задание 3-ой исследовательской группе
Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.
Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?
Далее руководители исследовательских групп выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы) и «одевают» человечка-звуковичка, доказывая свой выбор.
К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядность:
-«Оденем» нашего «звуковичка» в учебнике на стр. 94.
– Итак, мы выяснили, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.
Знакомство с новой буквой
Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.
– Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [д, д,].
– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.) Где её место в алфавите?
– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)
– Давайте поселим эту букву на ленту букв.
Игра «Моя Вообразилия»
Цель. Развитие творческого мышления.
– Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….) Вот стоит, дымок пуская,
Буква «Д» – труба печная. слайд №10.
-Итак, ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока? (да)
– А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию. Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)
– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)
-Прочитайте пословицу о здоровье: ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Слово учителя о бережном отношении к своему здоровью
Физкультминутка
Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока.
VI. Первичное закрепление..Работа по учебнику «Моя любимая Азбука», с. 94
На с. 94 даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).
Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)
– Прочитайте слоги.
Задание 2-ой группе (средне читающим детям)
– Прочитайте слова в столбиках.
Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)
– Прочитайте предложения и подумайте, почему вначале этих предложений стоит вопросительный знак? Можно ли эти предложения назвать текстом?
– Проверим, как справилась с заданием 2-я группа, а 1-я и 3-я группы присоединяйтесь к нам.
Чтение слогов на слайде. Упражнение «Пирамида». Слайд №5.
• Дружат гласные с согласным, образуют вместе слог.
а) чтение слогов
-Сравните первую и вторую строчку.
-Прочитайте слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук.( 3-я строчка) -Прочитайте слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук .(4-я строчка) -Слоги ДУ, ТУ, УД, УТ -дополни до слова.( Устно)
б) чтение столбиков слов Если слоги встанут рядом, получаются слова.
1-й столбик Значение каких слов вам не понятно?
Объяснение непонятных слов.
ДАМА- 1) женщина из интеллигентных, обеспеченных кругов;
2) форма вежливого обращения;
3) игральная карта;
4) женщина, танцующая в паре с кавалером.
Дума – 1) мысль; размышление;
2) название некоторых государственных учреждений.
Душа - 1) внутренний мир человека, его сознание.
2)Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр.
В каком слове есть опасное место?
2-й столбик
Дол - (то же что и долина) -удлиненная впадина. Напр. Речная долина, горная, равнинная. низменность, природная впадина на земле, низ, край или бок.
-Разбейте слова на две группы. Какие? По какому признаку делили слова?
Прочитайте слово с небольшим числом букв, которое обозначает большой предмет. Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.
С помощью, какой части слова произошли такие превращения. Выделим его.
Прочитайте слова, меняя интонацию. Дом – с интонацией таинственности, домик – грустно, дол – насмешливо, долина – радостно
3 столбик.
На какие группы разделите эти слова. Почему?
Зачитайте слова с корнем дыр- , зачитайте слова с корнем дым-
Выделите корень. Как называются такие слова? (однокоренными)
4-й столбик
Прочитайте слова с радостью, с восторгом.
-Что можете сказать об этих словах? (они однокоренные) -Какой корень? Выделите корень дар-
-Прочитайте слова с приставками. Выделите их.
Что вы любите делать: дарить подарки или получать их?
5 столбик.
Какое слово лишнее? Почему?
А чем похожи все слова этого столбика? (слова употреблены во мн. числе)
Прочитайте слова с теплотой в сердце, вспоминая маму. Какой корень?
Гимнастика для глаз
Цель. Профилактика близорукости.
Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 3 раза.
в) чтение текста по цепочке Чтение текста. Наблюдение над предлогами..
По ходу чтения подчеркивание пробела между предлогами и словами.
-Озаглавьте текст.
-Почему дед сидит? Кого он ждет? (Слово учителя про заботу о пожилых людях) Творческая работа.
-Придумайте продолжение этого рассказа.
2. Чтение текста Б. Хмельницкого "Дымок". Рассмотрим картинку. Что видите? В каких сказках встречается печка?
На доске ключевые слова:
Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.
1. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию.
2. Чтение по предложениям с комментариями.
1 предложение. Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок - значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)
2-е предложение. – Заметили ли вы, что автор оживил дымка? Подтвердите это словами из текста. (Осмотревшись, помчался.)
3-е предложение. Какой вопрос зададим тексту?
Постой, не спеши – стала учить труба. Почему стала учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома).
4-е предложение. Каким был Дымок? (Любознательным).
А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть.)
5-е предложение. Почему так думает труба? А что ответит Дымок?
6-е предложение. Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте.
Выпалил, что означает это слово? (Сказал очень быстро, громко).
Что произойдет дальше с ним? Читайте седьмое предложение не спеша.
7-е предложение– Как называется знак, который стоит после слова и? (Многоточие.)
– Что он означает? (При чтении нужно сделать длинную паузу.)
– Прочитайте это предложение, соблюдая это требование.
8-е предложение. Что же случилось с Дымком? Почему?
9-е предложение. Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял.
А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.
Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок?
Чему учит текст? За какие важные мысли можно тексту сказать «Спасибо!» Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых.
15. Итог урока. Рефлексия.
Какие цели ставили на уроке? Смогли ли мы их добиться?
-С какими согласными звуками мы сегодня встретились?
Хотели ли вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа?
Оцените свою работу и работу других ребят, используя слова…(Слайд)
-Мы продолжим работу с этими звуками и буквами на следующем уроке.