I.Организационный, мобилизирующий момент урока | Ребята, повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь, чтобы нашим дорогим гостям было приятно с нами находиться. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Глубоко вздохнем … - Урок грамоты начнем. | Проверяют готовность к уроку. Приветствуют гостей кивком головы и улыбкой. Совершают действия по тексту | Регулятивные УУД: -умение настроиться и организовать свою деятельность. |
II. Актуализация знаний, подведение к изучению новой темы. | - Чему мы учимся на уроках обучения грамоте? - Вспомните, чем отличаются звуки и буквы? - Какие бывают звуки? - Что мы знаем о гласных звуках? - Что знаем о согласных звуках? | Вспоминают основные понятия периода обучения грамоты. - На уроках обучения мы знакомимся с новыми звуками и буквами, которые их обозначают, учимся читать. -Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем. - Звуки бывают гласными и согласными. - Гласные звуки состоят из голоса, при произнесении воздух выходит свободно, не встречая преград. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов. - Согласные звуки состоят из шума или из голоса и шума. При произнесении согласных воздух встречает преграду – губы, зубы, язык. Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими, звонкими или глухими. | Предметные: - правильно называть буквы и звуки; - давать характеристику звука; - делить слова на слоги; - выбирать основания и критерии для классификации объектов; - построение логической цепи рассуждений; Метапредметные (УУД) Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - определять и формулировать цель деятельности на уроке. |
III. Постановка учебной задачи. Словарная работа. | - Молодцы! Отправимся в путь за новыми знаниями! Посмотрите на экран, я называю значение слова, а вы должны догадаться о каком предмете идёт речь, пользоваться я буду толковым словарем. 1) Химический элемент черно-серого цвета, раствор этого вещества употребляют в медицине. (йод) 2) Человек, который занимается йогой. (йог) 3) Заквашенное молоко с различными добавками. (йогурт) - Произнесите еще раз эти слова (йод, йог, йогурт) - Что заметили? ( звук й в начале слов) - Звук новый, давайте поставим задачи к этому уроку. | Упражняются в произнесении нового звука. Определяют главную задачу: Познакомиться с новыми звуками… Учиться читать: слоги, слова, предложения с новой буквой. Учимся работать с предложением и текстом. | Метапредметные (УУД) регулятивные: - овладевать умением прогнозировать свою деятельность; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Проблемная ситуация. Практическое наблюдение за звуком. Работа с листом исследования звука в паре. Составление схем слов йод и йог. Этнокультурный компонент. Фонетическая физминутка. 5. Знакомство с буквой. | 1)- У нас в гостях сегодня Рома и Рита - У них возник спор. Рома утверждает, что слова йод, йог начинаются с согласного звука, а Рита считает, что эти слова начинаются с гласного звука. Кто из них прав? Поможем им разобраться в этом? 2)- Произнесите четко слова йод и йог. - Что происходит во рту, понаблюдаем? - Сделаем вывод… (Звук согласный) - Проведем исследование звука. Работать будем в паре. Наш девиз: Уважаем друг друга и слушаем. - Сделаем вывод. - А теперь оцените свою работу с листом исследования. У кого возникли трудности? - Посмотрите на ленту букв, что заметили? (обозначен зеленым цветом. Значит звук мягкий) Это совершенно необычный звук. У звука [й] нет пары по по твердости-мягкости. Звук (й) - всегда мягкий согласный звук 3)- Составим модели слов. - Выложите на партах схемы слов, мальчики составляют схему слова йод, девочки – йог (2е – у доски) - Что общего в схемах? Дайте характеристику первых звуков слов йод и йог. 4) Поиграем в игру «Города». - Перед вами карта нашей республики Башкортостан. Я буду называть города, 1й ряд встанет с места, если услышит звук (й) в начале слова, 2й ряд – в середине слова, 3й ряд встанет, если услышит звук (й) в конце. (Туймазы, Октябрьский, Уфа, Ишимбай, Баймак, Сибай) - Что заметили? - - Эта буква необычная ещё тем, что название единственного города в России начинается с заглавной буквы Й – Йошкар-Ола. - Поиграйте с друзьями дома в эту игру. 5) – Теперь предлагаю вам самим найти буквы, которые обозначают звук (й), называется буква «И краткое». Повторите хором: «И краткое». Посмотрите на экран, где на экране расположены печатные, а где письменные буквы. Эта буква не простая: Голос краток и сердит, Потому что запятая На её плечах сидит. | Упражняются в произнесении слов с новым звуком. Работают в паре. Проверяют работу по образцу на экране. Делают вывод по листу исследования: Звук [ й']– согласный, т.к. воздух при произнесении встречает преграду, звонкий, т.к. состоит из голоса и шума. Оценивают свою работу в паре соответствующим смайликом. Составляют на партах звуковые схемы слов йод и йог. Двое детей работают на обратной стороне доски. Мальчики проверяют мальчика, девочки – девочку. Дети, работающие у доски, дают характеристику первым звукам. (Вывод: Звук [и'] – согласный, мягкий) Встают на носки, руки вверх, если в слове есть звук [ й], если нет – садятся на корточки. Произносят название буквы «И краткое», находят печатные и письменные буквы на доске среди разрезных букв, затем находят на экране. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний; Регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; Предметные: - определять на слух звук ; - безошибочно узнавать буквы Й,й среди других букв; -проводить звуковой анализ; Метапредметные (УУД) Личностные УУД: - определять правила работы в группе; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно, выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль.
|
Чтение слогов, слов и предложений с новой буквой. Работа с учебником Работа с текстом. Упражнения в чтении текста с изученной буквой. Воспитат. момент. Музыкальная физминутка «Капельки». Сравнение двух предложений Объяснение названий сказочных героев. Работа с пословицей. Воспитат. момент. | 1) Чтение слогов и слов. - Научим Рому и Риту читать. Что сначала будем читать? (слоги) ( чтение слогов с листа) - Какие из слогов могут быть словами? - Слова, которые выражают эмоции, чувства, ощущения, называются – междометия. Повторите это слово. - Прочитайте столбики слов на странице 44. - Первый ряд читает слова 1го столбика. Что общего в записи1го столбика ? (это восклицательные предложения) - Разыграйте ситуации, в которых используются эти предложения. Ай! Я уколола палец! Ой! Как ты меня испугал! Эй! Подойдите кто-нибудь! - Второй ряд читает 2й столбик. – Сравните слова: мои и мой. (в первом слове 2 слога, во втором – 1 слог) - Какое слово обозначает действие? - Третий ряд читает 3й столбик. -Что заметили? (ударение падает на первый слог, на конце буква й, слова отвечают на вопрос какой?…) - Подберите подходящие по смыслу слова: Малый (зал, рост, размер); Милый (дедушка, мальчик, друг); Умный (вопрос, взгляд, человек); 2)Чтение предложений. Работа с текстом. Продолжаем. Послушайте рассказ О ком говорится в рассказе? Что делала девочка? Почему нужно мыть фрукты и ягоды? Что сказала Марина? Что сказала мама? Как называется разговор двух людей?(диалог) Прочитайте 3е предложение. Кто это сказал? Прочитайте 4е предложение. Кто это сказал? Работа в паре, чтение диалога по ролям. (1-2 пары вслух) Какое предложение соответствует схеме в учебнике? Оцените себя за то, как вы читали. - А как вы помогаете своим родителям дома? (Следить за чистотой и порядком в доме, мыть посуду…– обязанность всех членов семьи) 3)-Продолжаем. Отгадайте загадку: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода) - Какую работу выполняет вода в доме? (Поддерживает чистоту, смывает микробов) - Посмотрите на карту. Каким цветом обозначена вода на карте мира? Большую часть нашей планеты занимает мировой океан, который делится на 4 океана: Тихий – самый большой, Северный Ледовитый – самый маленький, Атлантический и Индийский. - Что заметили во всех словах? (звук й) - Теперь все дружно встанем. Потанцуем… 4)- Сравни два предложения. Одинаковые ли они? - Прочитайте так, чтобы можно было почувствовать различное значение первых слов. Мой лимон! (Значит, лимон принадлежит мне) Мой лимон! (Значит, вымой его) Резерв: - Догадайтесь, почему герои этих сказок появились на нашей странице. ( в их именах есть звук [й]) - Объясните их имена. Айболит (Ай, болит!) Незнайка (Не знаю!) Дюймовочка (Дюйм равен 2,5 см. Такого роста была Дюймовочка) Мойдодыр ( Мой до дыр) 6) Ученик читает пословицу: «Над чужой бедой не смейся». - Сколько раз встречается буква й в пословице? (3) - Как вы понимаете смысл пословицы? - Какие чувства у вас вызывает, когда кто-то плачет? -Как вы поступите, если кто-то в беде или расстроен? | Читают хором слоги на экране. Ай ой уй ый эй - Ай, ой, эй. Читают слова в учебнике (жужжащее чтение) Чтение столбиков слов по рядам. Работа с источниками информации. Расширение кругозора учащихся. Развитие речи учащихся. Учатся воспринимать информацию визуально и на слух (просмотр иллюстраций, работа с толковым словарем) Работают с текстом. Отвечают на вопросы по содержанию. Работают над произношением звука й в предложении. Читают текст по ролям. Отгадывают загадку. Танцуют под музыку. Работают в паре. Разыгрывают ситуации. Наш девиз: Уважаем друг друга и слушаем! Читают пословицу. Находят букву й в предложении. Объясняют смысл пословицы. | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные: - учиться выяснять значение новых слов; - понимать роль словарей при поиске информации; Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной, социальной отзывчивости; Снятие мышечного напряжения с верхних отделов позвоночника Улучшение восприятия. Предметные: -совершенствовать навыки чтения слов с буквами Й,й; - учиться выяснять значение новых слов; Метапредметные (УУД) Личностные УУД: - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Регулятивные: - работать по предложенному плану; - осуществлять самоконтроль. Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | -Какую цель мы ставили сегодня на уроке? - Что узнали о звуке (й)?-Что необычного? - Что учились читать?? - Чему удивились? (Я узнал… Я научился.. Я удивился…) - Посмотрите на свои листы, как вы себя оценили? - У кого все получилось? - Что вызвало затруднения? На каком этапе урока?(2е) - Повернитесь друг к другу, поблагодарите за урок. - И я вас благодарю за урок. Вы отвечали на отлично и вели себя прилично. - Повернитесь к гостям, поблагодарите их кивком головы за то, что они вместе с нами учились. | Познакомиться с новым звуком [и']и его буквами: учились выделять: звуки – буквы учились читать: слоги, слова, предложения. учились работать с текстом и в парах. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |