развивающие -развитие умения выделять главное в изучаемом
материале, привитие навыков составления предложений с
обособленными членами, определения вида обособления;
воспитательные – привитие интереса к предмету, любви к
родному краю.
Тип урока урок усвоения нового материала
Ход урока:
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы и целей урока.
II. Проверка домашнего задания.
Задание по рядам: определить, чем осложнены простые предложения,
составить к ним схемы (каждый ряд анализирует по одному предложению)
Выводы учащихся по теме «Однородные члены предложения».
III. Синтаксическая пятиминутка.
Задание: определить, чем осложнено простое предложение, произвести
синтаксический разбор, дать характеристику предложению.
IV. Объяснение нового материала.
Знакомство с обособленными членами предложения (работа по таблице).
В ходе рассказа об обособленных членах ответить на вопрос: Почему
Обособляются только второстепенные члены предложения?
V. Закрепление изученного материала.
1. Задание на составление предложения с обособленным членом,
определения вида и значения обособленного члена и значения
обособленного члена в предложениях (работа в группах).
2. Работа с текстом «Семиречье» (упр. 1 стр. 180);
а) чтение текста учащимися;
б) словарная работа;
в) вопросно-ответная беседа по содержанию текста;
г) выполнение задания к тексту: найти предложения с обособленными членами, определить вид обособления в каждом предложении, выписать одно предложение, дать характеристику (1 ученик работает у доски, остальные – в тетрадях).
3. Работа с перфокартами (определить, какими членами предложения являются обособленные члены.
VI. Подведение итогов урока.
Систематизация знаний учащихся по изученной теме.
VII. Домашнее задание: 1.Упражнение 4 стр 195 (письменно)
2. упр 6 стр 191
VIII. Выставление оценок и комментирование.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке, ребята, мы с вами познакомимся с ещё одним понятием синтаксиса – обособленными членами предложения, узнаем о том, что простое предложение может быть осложнено не только однородными, но и обособленными членами предложения. Но сначала проверим домашнюю работу: каждому ряду я дала по одному предложению, и вы должны были определить, чем они осложнены. Также нужно было составить схемы к предложениям.
II. Проверка домашнего задания.
Задание по рядам: определить, чем осложнены простые предложения, составить к ним схемы (каждый ряд анализирует по одному предложению).
1-ый ряд: Он любил степи, и широкие реки, и дремучие леса своей родины…
(простое предложение осложнено однородными дополнениями).
Схема: О, и О, и О.
2-ой ряд: Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше…
(простое предложение осложнено однородными сказуемыми)
Схема: О,О,О.
3-ий ряд: Я советую читать и изучать классиков: Пушкина, Тургенева, Толстого.(простое предложение осложнено однородными сказуемыми).
Схема: О:О,О,О.
Выводы учащихся по теме «Однородные члены предложения»:
- Какие же члены называются однородными?
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Как соединяются однородные члены?
Учитель: Ребята, надеюсь, что знания об однородных членах предложения, которые мы повторили, помогут вам правильно употреблять их в речи и на письме.
III. Синтаксическая пятиминутка.
Задание: определить, чем осложнено простое предложение,
произвести синтаксический разбор, дать характеристику предложению.
Дойдя до мороза, он остановился и задумался.
(учащиеся разбирают предложение, делают выводы о том, что данное предложение осложнено не только однородными сказуемыми, но и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
IV. Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, простое предложение может быть осложнено обособленными членами. Обособленными называются второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. Они содержат элементы добавочного сообщения. Различают следующие разряды обособленных членов предложения:
(работа по таблице)
Обособляются, выделяясь интонацией при произнесении и запятыми на письме: определение, приложение, обстоятельство, дополнение, уточняющий член предложения (служит для пояснения значения другого члена предложения уточняемого)
Обособленные члены предложения
1
Мы издали увидели речку, блестящую на солнце.
Обособленное определение
2
Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам.
Обособленное приложение
3
Защищая природу, человек защищает себя
Обособленное обстоятельство
4
Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели.
Обособленное дополнение
5
Очень высоко, в манящей синеве неба, медленно кружились два коршуна.
Обособленный уточняющий
член
Учитель: В устной речи обособленные члены предложения выделяются с помощью интонации, а в письменной речи – запятыми и тире. А теперь, ребята, ответим на вопрос: почему не могут обособляться главные члены предложения?
Главные члены составляют его грамматическую основу и не имеют права передавать лишь дополнительное сообщение, ведь иначе они перестанут быть главными, и предложение разрушится. Обособляться могут только слова, не составляющие грамматической основы, то есть второстепенные члены предложения.
А теперь, ребята, примените на практике то, что вы узнали об обособленных членах.
V. Закрепление изученного материала.
1. Задание на составление предложения с обособленным членом, определения вида и значения обособленного члена и значения обособленного члена в предложениях (работа в группах).
Учитель: Ребята, каждому ряду сейчас я дам карточки. В каждой из них по два предложения. Ваша задача: перестроить каждые два предложения в одно с обособленными членами и определить вид обособленного члена.
Для первого ряда: А он просит бури. Он мятежный.
Для второго ряда: Цветная осень мне улыбается светло. Осень – вечер года.
Для третьего ряда: Под голубыми небесами великолепными коврами снег лежит. Снег блестит на солнце.
1-ый ряд: А он, мятежный, просит бури…(Обособлено определение мятежный).
2-ой ряд: Цветная осень, вечер года, мне улыбается светло. (Обособлено приложение вечер года).
3-ий ряд: Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (Обособлено обстоятельство блестя на солнце)
Работа с текстом «Семиречье» (упр. 1 стр. 180):
а) чтение текста учащимися;
б) словарная работа:
Подобный – похожий; такой же, как этот.
Просвещение – образование
в) вопросно-ответная беседа по содержанию текста:
- Какие выдающиеся люди воспевали Семиречье?
- Почему этот край называли Семиречье?
- Почему автор, побывав во многих странах, признаётся в любви к этому краю?
- Какова основная мысль текста?
г) выполнения задания к тексту: найти предложения с обособленными членами, определить вид обособления в каждом предложении, выписать одно предложение, дать характеристику (1 ученик работает у доски, остальные – в тетрадях):
ученики читают предложения и анализируют.
Нигде не встречал долин и гор, подобных нашим.
(предложение осложнено обособленным определением)
2. В двухстах километрах от моего аула есть чудо природы – Тамшы-булак.( приложением)
3. Миллионы, а может, и миллиарды, прозрачных капель стекают, образуя не ручей, а речку. (обособленным обстоятельством)
4. В первые дни войны близ Алма-аты формировалась легендарная Панфиловская дивизия, стоявшая насмерть под Москвой.
(обособленным определением)
5. На одной из вершин Жетысу возвышается памятник Чокану Валиханову, мечтавшему увидеть казахов свободными, просвещёнными.
(обособленным определением)
1 ученик у доски разбирает предложение: Нигде не встречал долин и гор, подобных нашим.
3. Работа с перфокартами (определить, какими членами предложения являются обособленные члены).
Учитель: Ребята, по результатам этой работы мы узнаем, насколько вы поняли тему сегодняшнего урока и сумеете ли вы определить вид обособленного члена.
Усталая, она не могла идти дальше.
Колыхаясь и сверкая, движутся полки (М.Ю.Лермонтов).
Мы гуляли довольно долго, до самого вечера (И.С.Тургенев).
Кроме пассажиров, самолёт взял почту.
Чуть дрожат. Качаясь, сосны (В.Я.Брюсов).
Наступила Южная ночь, лунная, тёплая.
Впереди, внизу, шумела быстрая река.
Роса, блестя, заиграла на зелени.
И вот опять они, знакомые места (Н.Некрасов).
Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы (А.С.Пушкин).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Обособленное определение
X
X
Обособленное обстоятельство
X
X
X
Обособленное дополнение
X
Обособленный уточняющий член
X
X
Обособленное приложение
X
X
VI. Подведение итогов урока.
Систематизация знаний учащихся по изученной теме.
- Что нового узнали? Чему научились?
- Какие же члены предложения называются обособленными?
- Почему обособленными не могут быть главные члены предложения?
VII. Домашнее задание. 1.Упражнение 182 (письменно)
2. Написать сочинение «Природа моего края»
VIII. Выставление оценок и комментирование.
Самоанализ урока русской речи в 8 «В» классе
Тема урока: «Обособленные члены предложения»
Данный урок является продолжение темы «Простые предложения». При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся, невысокая активность уровень памяти у некоторых учащихся. На уроке решались следующие задачи:
образовательные – формирование знаний об обособленных членах предложения, совершенствование пунктуационных навыков; развивающие – развитие умения выделять главное в изучаемом материале, привитие навыков составления предложений с обособленными членами, определения вида обособления; воспитательные – привитие интереса к предмету, любви к родному краю.
На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, дифференцированная, групповая.
Применялись следующие методы обучения: метод самостоятельного анализа, частично-поисковый, словесный.
В группе 12 учащихся. Многие из них любят русский язык и хорошо справляются с заданиями творческого характера.
Работа проходила в сотрудничестве. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялась плавный переход одного этапа к другому. На каждом этапе учителем и учениками был подведён итог. Проводила работу над формированием общих учебных навыков (развитие речи, работа с книгой, в тетрадях).
Задачи реализованы. Урок достиг целей. Урок окончен вовремя. Итоги подведены. Оценки выставлены всем учащимся объективно.
Учитель Нурпейсова Г.Б.
Отзыв
об открытом уроке на тему «Обособленные члены предложения», проведённом учителем русского языка и литературы
Нурпейсовой Г.Б. в 8 «В» классе.
Цели урока поставлены учителем правильно и обоснованно с учётом необходимого уровня и умений учащихся.
Структура урока соответствует его цели и типу. Прослеживается логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Время было распределено по этапам целесообразно. Рационально и умело использовано учителем ТСО, таблица «Обособленные члены предложения».
Учитель логично излагает материал, что соответствует уровню понимания содержания учениками. Структурные элементы урока взаимосвязаны.
Методы и приёмы обучения отображены учителем с учётом возможностей класса.
Учитель использует на уроке разнообразные методы, которые способствовали развитию познавательных интересов учащихся.
Учитель умело организует на уроке самостоятельную работу учащихся, используя перфокарты.