Данный урок в 6 классе по теме позволяет обобщить знания учащихся об имени существительном в занимательной форме. Для полее полного эффекта использованы различные виды работ. На уроке использованы: интерактивная доска, таблицы, тесты, игра, творческая работа. Все эти виды работ позволили закрепить знания о существительном.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок – обобщение по теме: «Имя существительное». »
Урок русского языка в 6 классе.
Учитель: Горячева Татьяна Борисовна
Урок – обобщение по теме: «Имя существительное».
Цель:
Обучающая:
-обобщить и систематизировать знания уч-ся об имени существительном; закрепить орфографические навыки, повторить категории существительного;
Развивающая:
-развитие навыков самоконтроля, внимания и аккуратности;
Воспитательная:
- воспитание интереса к русскому языку.
Тип урока - комбинированный.
Методы - словесный и частично-поисковый, инсценировка.
Оборудование - магнитофон, интерактивная доска, таблица, отрывок из «Недоросля» Д.И.Фонвизина
Ход урока:
I. Организационный этап
II. Проверка д/з (В качестве д/з ученикам было предложено повторить все, что они знают об имени существительном. Эта работа будет проводиться в течение всего урока.)
III. Постановка цели (кратко)
IV. Слово учителя
1) На интерактивной доске – изображение замка.
2) Введение в мир сказки.
…Существует много стран на свете, каждая из которых называется по- своему. Это страна — Речь. В ней много городов больших и маленьких. Первый город, который мы посетим, называется…
А вот как он называется, вы узнаете, разгадав загадку – « Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».
Итак, мы попали в город с интересным названием – Существительное. Вот какие знания об этой части речи у героя комедии «Недоросль» - Митрофанушки (сценка)
Учитель: Что вы знаете о грамматике?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.
Учитель: Дверь, например, какое имя - существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь? Котора дверь?
Учитель: Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Учитель: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана дверь стоит еще не повешена, так та покамест существительна…
- Что же такое Имя Существительное? Может быть прав Митрофан?
- Как оно выглядит?
Работа в группах. Группам даются маркеры и чистые листы бумаги. На работу отводится 5 минут.
Портрет Существительного.
Рассматриваются полученные варианты. Кто – то делает общий вывод:
«Оно все время носит какой – нибудь предмет. Его шапка – красная, расписанная вопросами – Кто? Что? Штаны синие в косвенных падежах. А куртка на нем – белая, с нарисованными на ней склонениями и родами. Глаза у существительного два, следовательно, множественное число, рот – один, значит – единственное число.
На доске: Число и тема урока.
Игра « Четвертое лишнее»
сок, лес, хлеб, человек;
река, рыба, рак, кузнечик;
елка, карандаш, белка, снег;
солнце, дуб, волк, звезда.
– Какое слово лишнее в каждом ряду и почему?
- По какому принципу определяли? (одушевленности/ неодушевленности).
- Запишите «лишние слова и составьте с ними предложения.
- Почему же мы одни предметы считаем одушевленными, а другие – неодушевленными? Обратимся к истории. Наши далекие предки живым считали только то, что движется, а растения месяцами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой - с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.
А сейчас продолжим путешествие, и нас, прежде всего, удивит то, что в этом городе улицы имеют необычные названия: Собственная, Нарицательная, Несклоняемая.
В эти названия вложено значение, связанное с категорией существительного.
V. Закрепление
1.Выполнение упражнения 130 (выписать из текста собственные имена существительные).
2. Графический диктант
Сейчас мы закрепим сведения о собственных и нарицательных именах существительных, выполнив графический диктант
«+» имена собственные, «-» нарицательные.
Кот – 8. Кеша+
Собака – 9. «Известия»+
Иртыш + 10. Улица-
Алматы+ 11. Попугай-
«Огни Алатау»+ 12. Абай+
Рыба- 13. Пушкин+
Александр+ 15. Парк-
Критерии оценок: «5» - 0;
«4» - 1;
«3» -2;
«2»- 3 и более
Кто же сделает вывод о собственных и нарицательных именах существительных?В нашем языке много слов, заимствованных из других языков.
Прослушайте шуточное стихотворение и скажите, какие существительные произносятся в нем неправильно и почему? Составьте с тремя из них предложения.
Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине, Без пальта и без кашне. А вернее, я и ты Без кашны и без пальты...
-Что здесь неправильно? Почему?
Эти слова - несклоняемые, они заимствованы из других языков и не адаптированы к нашим правилам.
VI. Работа с таблицей
с. 212 упр. 132
- О какой категории существительных мы еще не упомянули? Конечно, о роде. Их всего три, они располагаются на древе познания обособленно: на самом верху – дамы, в центре – господа, а внизу - существа.
1. Распределительный диктант
-Запишите слова в три колонки, в соответствии с родами: