Урок русского языка в 5 классе "Итоговый урок по теме "Имя существительное"
Урок русского языка в 5 классе "Итоговый урок по теме "Имя существительное"
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Итоговый урок по теме «Имя существительное».
Цель: проверить знания уч-ся по теме «Имя существительное»;
учить уч-ся использовать полученные знания в процессе освоения новых знаний по грамматике, в повседневной речевой практике;
повышать речевую культуру учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.
Жанр урока: урок – путешествие.
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса Баландиной Н.Ф., иллюстративный материал, раздаточный материал, карточки, бутылка, DVD-проигрыватель, запись шума моря.
ХОД УРОКА
I. Определение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке нам предстоит повторить всё изученное ранее об имени существительном, обобщить разные случаи правописания, а особенно уделить внимание употреблению существительных в речи.
На нашем уроке мы отправимся в путешествие по стране Морфологии. А поведёт нас за собою бриг «Алые паруса».
Деление класса на 2 команды.
I команда – «Вымпел».
II команда – «Успех».
- Победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.
Звучит шум моря.
II. Обобщение и систематизация изученных знаний.
1 конкурс «Домашнее задание».
- Вы должны были составить диалог, но прежде лоцманы получат карты, по которым они проведут свои корабли.
2 конкурс «Слово о словах».
- Каждая команда получает карточку с заданием и выполняет её. Пока лоцманы будут выполнять задание карточки, остальные члены команды демонстрируют домашнее задание – составление диалога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Итоговый урок по теме "Имя существительное"»
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Итоговый урок по теме «Имя существительное».
Цель: проверить знания уч-ся по теме «Имя существительное»;
учить уч-ся использовать полученные знания в процессе освоения новых знаний по грамматике, в повседневной речевой практике;
повышать речевую культуру учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.
Жанр урока: урок – путешествие.
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса Баландиной Н.Ф., иллюстративный материал, раздаточный материал, карточки, бутылка, DVD-проигрыватель, запись шума моря.
ХОД УРОКА
I. Определение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке нам предстоит повторить всё изученное ранее об имени существительном, обобщить разные случаи правописания, а особенно уделить внимание употреблению существительных в речи.
На нашем уроке мы отправимся в путешествие по стране Морфологии. А поведёт нас за собою бриг «Алые паруса».
Деление класса на 2 команды.
I команда – «Вымпел».
II команда – «Успех».
- Победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.
Звучит шум моря.
II. Обобщение и систематизация изученных знаний.
1 конкурс «Домашнее задание».
- Вы должны были составить диалог, но прежде лоцманы получат карты, по которым они проведут свои корабли.
2 конкурс «Слово о словах».
- Каждая команда получает карточку с заданием и выполняет её. Пока лоцманы будут выполнять задание карточки, остальные члены команды демонстрируют домашнее задание – составление диалога.
Карточка
Из первых строф стихотворения выбрать имена существительные и записать их в единственном числе именительного падежа.
Слово о словах
Всё есть слова – для каждой сути,
Все, что ведут на бой и труд,
Но, повторяемые всуе,
Теряют вес, как мухи мрут.
Вот почему, земля родная,
Хоть я избытком их томим,
Я, может, скупо применяю
Слова мои к делам твоим.
И я, чей хлеб насущный – слово,
Основа всех моих основ,
Я за такой устав суровый,
Чтоб ограничить трату слов…
А.Твардовский
Подведение итогов.
3 конкурс «Записка из выловленной бутылки».
Звучит шум моря.
- Внутри бутылки оказалась записка, прочитайте её, выделите одушевлённые и неодушевлённые существи-тельные. Определите способы образования слов в предложении Проснулись красногрудые малиновки… Подчеркните в каждом из них корень.
Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день. В небе вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма тихонько прячется в густой листве деревьев.
- Добрый день! – говорит солнце…
Отягощённые росою, шаловливо покачиваются цветы. Над ними уже кружатся золотые пчёлы и осы, жадно пьют сладкий мёд…
Проснулись красногрудые малиновки и поют свою песню тихой радости… В кустах прыгают весёлые чижи. Они похожи на озорных детей… Мелькают ласточки и стрижи, точно чёрные стрелы.
Просыпаются люди. Они идут на свои поля, к своему труду. Солнце смотрит на них и улыбается…
- Благодаря командам, мы узнали, какая природа на острове.
Подведение итогов.
- Попадая в новые страны, нам интересно узнать, какие посёлки и города мы можем посетить.
Звучит шум моря.
4 конкурс «Имя собственное».
- Определите лексическое значение собственных имён существительных.
Слово – это кирпичик и фундамент всей культуры… Любое путешествие по городам начинается с любопытства узнать, что означает название города. Название города – это первый ему памятник. Нерукотворный этот памятник часто загадочен. «Имена» городов всегда имели смысл. В них истоки нашего языка, речи.
Что за название города Стрый? Оказывается, Стрый означает «дядя». Или название старинного русского города Пошехонье. Это название дивное: «по Шехони - реке». Сейчас река Шехонь – Шексна, а название города сохраняется уже не один век.
Простые и нежные, порой мудрёные названия, словно дорога к родникам: река Стружень, деревня Хлебодаровка, Сорочий Хутор, ключ Прощальный… Город Гусь-хрустальный. Он «сверкнул алмазной гранью. И душа ответным светом озарено засияла».
5 конкурс «Старинный манускрипт».
Звучит шум моря.
- А теперь наш бриг у берегов древней Индии. Все вы знаете, что в буддистских храмах сохраняются письмена, которые могут рассказать о культуре древней Индии. Сейчас команды получат по одному тексту, изучат его и ответят на ряд вопросов.
В древней Индии было немало грамотных людей. Индийцы создали письменность, в которой было около пятидесяти знаков. Каждый знак обозначал отдельный звук. Изучать грамоту в Индии было сравнительно легко.
Древние индийцы изобрели простой и очень удобный счёт с помощью десяти цифр, которым пользуется сейчас весь мир. Мы называем эти цифры арабскими потому, что европейцы узнали их от арабов. Арабы же называют их индийскими, какими они есть на самом деле?
На какие три направления в культуре древней Индии следует обратить внимание? Какие имена существительные преобладают в тексте? Записать текст по самостоятельно составленному плану. Слова знак, индиец записать в винительном падеже единственного и множественного числа. Сделать вывод о различии окончаний в одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
Звучит шум моря.
6 конкурс «Пословица не зря молвится».
- Смотрите, каш бриг подхватила огромная волна и несёт нас на отвесную скалу. Катастрофу поможет предотвратить буревестник, если команды выполнят такое задание. Определите склонение и падеж каждого существительного.
Ученье – свет, неученье – тьма. Знание – сила. Повторение – мать ученья. Порядок бережёт час. Добрая пословица метит не в бровь, а в глаз. Пословица не на ветер молвится.
- Ура, мы спасены!
Подведение итогов.
7 конкурс «Что в имени твоём».
Звучит шум моря.
- Внимание, боцманы! Свистать всех наверх! Каждый матрос должен назвать свою фамилию и объяснить её написание. Те, кто справился с задание, садятся в шлюпку и отправляются на берег.
Звучит шум моря.
8 конкурс «Не с именами существительными».
- Чтобы часовые пропустили вас вглубь материка, представители команд должны прочитать по одному стихотворению, где встречается орфограмма «Не с именами существительными» и объяснить правописание.
Казалось, землю покрывая
Ковром, с небесной высоты
Лилась не влага дождевая,
А листья, травы и цветы…
С.Я.Маршак
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи, -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н.Некрасов
9 конкурс «Конкурс капитанов».
- Вперёд, друзья! За горизонтом нас ждут новые преграды: пески и бедный растительный мир. Просклоняйте слово путь, назовите имена существительные, встречающиеся вам на пути (кактус, камень, песок, родник). От слова родник образуйте новые имена существительные.
Родник - род – родит – родина.
10 конкурс «Эссе».
- Чтобы ворота страны Морфологии распахнулись перед вами, каждая команда должна составить небольшое эссе на тему «Мой друг – родной язык», используя приём «Снежный ком».
- Я вас поздравляю. Ворота страны Морфологии перед вами открыты.