Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"
Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"
Урок поможет учащимся закрепить знания по теме "Имя прилагательное". В игровой форме повторяются основные знания по данной теме. Учащимся предлагается сделать остановки на таких станциях как "Цифровой диктант", "Неизвестная", "Не спутай кармашки",а также им предстаит написать словарную диктовку. Итогом урока является "Буквенный диктант".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное" »
МБОУ Палужско-Руднянская основная общеобразовательная школа. Учитель русского языка и литературы: Кругликова Алла Михайловна. Урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное» (6 класс)
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Задачи:
1. Систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное», закрепить навыки правописания прилагательных.
2.Развивать память, мышление учащихся при выполнении различных заданий.
3. Воспитывать в учащихся самостоятельность, инициативность, интерес к урокам русского языка.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:интерактивная доска, таблички для выполнения заданий.
Ход урока
Слово учителя:
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
Ребята, сегодня пройдет необычный урок по теме «Имя прилагательное». Необычен он тем, что пройдет он в форме игры.
К нам пришло необычное письмо-обращение с просьбой помочь по описанию нарисовать картину, но из текста пропали слова.
Особые приметы:
Отзываются на вопросы какой? чей? Легко приспосабливаются к любому предмету.
Давайте восстановим текст.
…………. осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят ………… искорки инея. ………вода темнеет среди ………… зарослей камыша.
Как прекрасна ……… роща!
Ребята, слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное)
Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.
Ответ: Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша. Как прекрасна берёзовая роща!
Получилось!!!
Сделаем вывод. Что такое имя прилагательное? Какова роль прилагательных в речи? (делает нашу речь ярче и выразительнее).
1.Это была разминка. Перейдем к заданию, которое называется
«В корзину». На доске 2 корзины. В первую положите полные прилагательные, а во 2 – краткие.
2 «Всё познаётся в сравнении». Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное? (сравнительная и превосходная)
Что такое cравнительная степень?
Как образуются сравнительные степени: простая и составная?
А как образуется превосходная степень простая и составная?
Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.
Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.
Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)
Вы должны устно отредактировать текст.
Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.
(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).
Задание выполнено. Молодцы!
3. «Знакомая троечка»
Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).
Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).
Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных? (имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).
Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).
Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).
На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)
Сейчас, ребята, я бы хотела, чтобы несколько человек выполнили карточки, а остальные поработают с текстом. Выполним распределительное письмо (коллективно).
Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные. (таблицы на обратной стороне карточек с текстом).
Качественные
Относительные
Притяжательные
Хорош
Тихий
Глубокие
Чистые
Белыми
Молодых
Тяжелыми
Белого
Темно-зеленые
Высоких
Маленьких
Тихому
Высокие
Синеватые
Стройных
Белых
Легкие
Маленькие
Русский
Зимний
Лесными
Кружевными
Зимнему
Зимний
Беличьи
Мышиные
Птичьи
Карточки.
Из предложений выпишите словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные.
У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5) На воротник пошел лисий хвост. 6) Она заметила его лисий взгляд. 7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8) Охотники наткнулись на волчье логово. 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.
4. «Цифровой диктант» Как известно, все науки связаны друг с другом. Посмотрим, как связана математика с русским языком. На вашем столе лежат таблички с цифрами 1 и 2. Если в прилагательном необходимо писать одну Н, то поднимите табличку с цифрой 1, если НН, то – табличку с цифрой 2.
Масляное пятно, лунный свет, песчаный берег, овчинная шуба, глиняный горшок, юный герой, деревянный стол, безветренный день, змеиный укус, кожаный портфель, серебряное кольцо, старинная сказка, ветреная человек.
Сделаем вывод. Когда в суффиксах прилагательных пишется Н и НН?
5. «Неизвестная»
- Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(один ученик работает у закрытой доски, остальные – в тетрадях)
(Не)ряшливый вид; (не)вежливый человек; (не)большая, но интересная книга; (не)хороший день, а плохой; (не)приятный разговор; (не)настная погода; (не)лёгкий диктант; река (не)глубока; далеко (не)удачный ответ; (не)обравистый, а пологий берег
(После выполнения задания сверяемся с доской, исправляем ошибки)
6. «Не спутай кармашки» От существительных образуйте прилагательные с помощью суффикса –к- и –ск-. Положите карточку в соответствующий кармашек.
Черкес Рыбак Словак Немец Стрелец Гигант Солдат Флот Якут Завод Сосед Швед Голландия Киргиз Турция
7.Словарная диктовка
(самостоятельно, с последующей проверкой по цепочке, объяснение орфограмм)
Бледно-лиловый куст, , трудолюбивый человек, северо-западное направление, широкоплечий юноша, древнерусские летописи, чёрно-белое кино, русско-английский словарь, общественно полезный труд (н.з.)
Сделаем вывод о написании прилагательных.
8. «4»и «3» Произвести синтаксический разбор предложения и морфологический разбор прилагательного.
Когда ребята устали они расположились на песчаном берегу небольшого озера.
Сделаем вывод о написании о/е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц.
10.«Буквенный диктант» Если согласны, поднимите табличку «Да», если не согласны, то «Нет»
1)Прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?, обозначает признак предмета, в предложении чаще всего бывает определением (да)
2) Относительное прилагательное имеет степени сравнения (нет)