Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».
2 класс
Цель урока: Создание условий для систематизации изученных признаков имени прилагательного как части речи.
Задачи урока:
1. Закрепление и систематизация знаний об имени прилагательном; формирование орфографической зоркости. 2. Развитие речи, внимания, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы. 3. Развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
Тип урока: повторение и обобщение. Методы: монологический, диалогический, исследовательский. Оборудование: презентация, проектор, карточки для групповой работы.
Ход урока:
I. Мотивационно-целевой этап 1). Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш урок я хочу начать короткой притчей об учебе и знаниях, от Леонардо Да Винчи: Слайд 2.
Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:
– С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
– Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.
Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
2). Определение темы и цели урока. Слайд 3.
- Помогите мне определить тему сегодняшнего урока.
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё... (Прилагательное)
- Сегодня у нас последний урок по данной теме, определите для себя учебную задачу. (Ответы детей).
- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рада вашим хорошим ответам.
3). Каллиграфическая минутка. Слайды 4, 5.
А) Подготовка руки к письму.
- А сейчас подготовим руку к письму в тетради.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы).
Б) Чистописание.
На доске записаны буквосочетания: ый_ий_ой_ая_яя_ое_ее_ые_ие
- Что выражают эти буквосочетания? (Ответы детей).
- Запишите их до конца строчки. Найдите самое правильное написание и подчеркните его.
II. Операционно - познавательный этап
1). Наблюдение над именем прилагательным. Слайд 6
Работа в группах.
- У вас в группах замечательное солнышко. Вам необходимо записать на его лучах все, что вы знаете об имени прилагательном.
(После завершения работы, учащиеся все записывают на доске).
Подводится итог, выполненной работы.
2). Физкультминутка. Слайд 7
- Все встали! Я буду называть словосочетания «сущ. + прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное среднего рода, вы поднимите руки.
Дружный класс, нежное пюре, весёлая девочка, светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело.
3). Закрепление. Слайд 8, 9
А) Запись текста
- Прочитайте текст. О каком времени года идёт речь? Почему? Под … солнцем даже в …местах растаял … снег . Запах цветов кружит голову. Звенит лес от … голосов. Из … стран вернулись на родину наши … друзья.
- Дополните текст именами прилагательными. Озаглавьте его. Запишите.
- Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
(Взаимопроверка в парах. Образец на доске).
Б) Определение рода и числа имени прилагательного.
- Как определить число и род имен прилагательных?
Составление алгоритма.
Алгоритм Слайд 10
Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:
1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Определить род и число имени существительного.
3. По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.
Помни: Род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
- Определите у имен прилагательных в тексте род и число.
4). Обобщение. Слайд 11
- Над какой темой мы сегодня с вами работали?
- Используя модель на доске и ваши записи, попробуйте рассказать все то, что вы знаете об имени прилагательном.
III. Рефлексивно - оценочный этап.
1) Контроль
У каждого ученика лист с тестом.
Тест
1. Укажи имя прилагательное.
А) утеплять;
Б) теплый;
В) тепло.
2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн... утро.
А) - ие;
Б) - ее;
В) - яя.
3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному:
Зелёная нить тонкая, а красная....
А) гладкая;
Б) короткая;
В) толстая.
4). Род и число имени прилагательного зависит от:
А) имени существительного;
Б) глагола;
В) местоимения.
5. Выберите верное утверждение:
А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.
Проверка и отметка за тест. Слайд 12
2). Рефлексия
А) Чему мы научились на уроке
Я научился...
Я понял, что...
Было трудно...
Было интересно...
Хочу похвалить...
Б) Выставление отметок
3). Домашнее задание Слайд 13
4) Итог урока Слайд 14
- Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение, а вы попробуйте найти имена прилагательные.
Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Не скажем мы - прекрасное,
Не скажем - безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.