Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Имя прилагательное. Обобщающий урок".»
Урок русского языка в 6-м классе на тему "Имя прилагательное. Обобщающий урок".
Цели:
образовательная: повторить сведения об имени прилагательном как о части речи: о морфологических признаках имени прилагательного; отработать навыки характеристики имён прилагательных; научиться находить прилагательные в тексте и определять их морфологические признаки;
развивающая: развивать мыслительную деятельность учащихся, культуру речи, умение правильно писать имена прилагательные;
воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, чувство прекрасного, бережное отношение к природе, чувство милосердия, беречь историческое, духовное и культурное наследие своего народа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе PowerPoint.
Для всего в русском языке есть
множество хороших слов.
К.Г. Паустовский
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Но вы не волнуйтесь. Давайте посмотрим на экран, прочитаем стихотворение и настроимся на урок. ( Слайд 1)
Мы знаем, всё у нас получится
Удачным будет этот день
Преодолеем все мы трудности
Лишь было бы учиться нам не лень.
II. Актуализация знаний. Составление кластера.
А сейчас давайте обратимся к эпиграфу, который предваряет тему урока. Прочитайте выразительно высказывание К.Г. Паустовского. Как вы понимаете смысл этих слов?
Учащиеся высказывают своё мнение и объясняют смысл высказывания писателя.
Учитель: «Для всего в русском языке есть множество хороших слов», – так образно и точно охарактеризовал наш язык К.Г. Паустовский. Действительно, русский язык необычайно богат. Он позволяет подобрать точное определение, название ко всему, что нас окружает в жизни, описать наши мысли и душевные переживания.
Ребята! Попробуйте описать такое явление нашей жизни, как ЯЗЫК (средство общения в человеческом обществе, способность говорить, писать, словесно выражать свои мысли). Учащиеся подбирают и называют слова: благозвучный, красивый, мелодичный, певучий, разговорный, самобытный, свежий, человеческий, богатый, великий, великолепный, меткий, выразительный, образный, поэтический, скудный, сухой, литературный, национальный, родной, современный и т.д.
Ребята, а какие слова вы употребили для описания языка? (Имена прилагательные)
Имени прилагательному мы посвятили несколько уроков. Чтобы хорошо усвоить тему, необходимо вспомнить и повторить ранее изученный материал. Этим мы с вами и будем заниматься сегодня на уроке.
Запишите в тетради тему сегодняшнего урока (Слайд 2).
Ребята, как мы пишем? (красиво, разборчиво, без ошибок)
Итак, сегодня на уроке вы повторите все теоретические сведения по изученной теме, расширите свои знания об этой части речи: научитесь выявлять его морфологические признаки и синтаксическую роль.
Учитель: Ребята! Что вам уже известно об имени прилагательном?
Давайте вспомним характеристику имени прилагательного. (Слайд 3 )
Имя прилагательное
- Это часть речи
- Обозначает признак предмета
- Отвечает на вопрос какой? чей?
- Чаще всего является определением и сказуемым
- Качественные, относительные и притяжательные
- Изменяются по родам, числам и падежам. Зависят от существительного
- Могут иметь степень сравнения, полную и краткую форму.
III. Обобщающее повторение.
1. Разряды прилагательных.
− Имена прилагательные бывают 3 разрядов: Какие это разряды? (Качественные, относительные, притяжательные)
- Какие прилагательные называются качественными? Назовите отличительные признаки качественных прилагательных.
- Какие прилагательные называются относительными? На что могут указывать относительные прилагательные?
- Какие прилагательные называются притяжательными?
Задание №1. Работа с текстом.
Жарким июльским днём хочется найти место прохладнее. Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идёшь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревянное крыльцо и входишь в прохладный каменный дом. Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и полумрак. Приглядевшись, начинаешь различать длинную лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь. К вечеру, после знойного дня, собирается гроза. Ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с реки, теребит соломенную крышу сарая и гонит огромную тучу, закрывшую нежно-голубой небосвод...
− Прочитайте текст.
− Определите тип текста. (Описание).
− Озаглавьте текст. (ЛЕТНИЙ ДЕНЬ.)
1.2. «Распределительная работа».
Качественные
Относительные
Притяжательные
− Найдите качественные, относительные и притяжательные прилагательные в тексте. Распределите их по столбикам.
Задание № 2. Степени сравнения. Французский философ Рене Декарт говорил: «Всё познаётся в сравнении».
- Как его слова соотносятся с именем прилагательным?
-Какие прилагательные имеют степени сравнения?
− Какие степени сравнения имеет имя прилагательное? (сравнительную и превосходную).
− Как образуются сравнительные степени: простая и составная?
− А как образуется превосходная степень простая и составная?
Ребята, вам сейчас предлагается образовать от данных прилагательных все степени сравнения, выделить суффиксы, с помощью которых они образованы.
Красивый – красивее, более красивый, красивейший, наиболее красивый или красивее всех.
Задание № 3. Творческий диктант. Работа по картине «Зима в лесу». Слайд.
- Ребята, давайте подберём прилагательные, с помощью которых можно описать зимний пейзаж.
Лес: зимний, русский, красивый, тихий
Снег: белый, пушистый, мягкий, свежий.
Сугробы: чистые, глубокие, нетронутые.
Деревья: высокие, стройные сосны; маленькие, молодые, высокие ели.
Солнце: зимнее, яркое, лучистое, радостное.
3.2. Составить по одному предложению, употребив прилагательные.
Учитель проводит опрос методом «карусели».
Запись двух предложений на доске. Определение рода, числа и падежа прилагательных.
Задание № 4. Наблюдение над языковым материалом. Определение роли имён прилагательных в художественном тексте.
Задание: 1) восстановить стихотворные тексты, вставив на месте пропусков имена прилагательные; 2) выразительно прочитать получившиеся строчки; 3) назвать их авторов.
Учащиеся работают по карточкам (в группах).
Карточка 1
… пора! Очей очарованье!..
… мне твоя … краса.
Люблю я … природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и … дыханье,
И мглой … покрыты небеса,
И … солнца луч, и … морозы,
И отдалённые … зимы угрозы.
Александр Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Карточка 2
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят … брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы … весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт,
И …, … … дней
…, … хоровод
Толпится весело за ней!..
Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Карточка 3
… берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На … ветках
… каймой
Распустились кисти
… бахромой.
И стоит берёза
В … тишине,
И горят снежинки
В … огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
… серебром.
Сергей Есенин «Берёза»
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
При возникновении затруднений можно дать учащимся слова для справок: унылый, приятный, прощальный, пышный, свежий, волнистый, редкий, первый, седой;
При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что прилагательные для справок даны в начальной форме.
Слайды. Проверка выполнения задания.
Учащиеся выразительно читают стихотворения, называют их авторов.
В качестве иллюстраций к стихотворениям демонстрируются репродукции картин Поленова В.Д., Шишкина И.И., Грабаря И.Э., Левитана И.И.
Учитель:
- О каких временах года идёт речь в этих стихотворениях?
- Назовите прилагательные, употреблённые в переносном значении. Как называются такие прилагательные? (Эпитеты.)
- Можно ли поэтов назвать художниками?
Учащихся участвуют в беседе, отвечают на вопросы.
Учитель: Конечно, да. Только художники создают свои живописные пейзажи с помощью красок, а поэты используют великую силу слова. А самое главное: и художники, и поэты умеют видеть и передавать красоту окружающего мира.
Пословицы о природе.
Враг природы тот, кто леса не бережёт.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку – вся земля.
Сломать дерево – секунда, а вырастить – года.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Растение – земли украшение.
Гнездо разорять – себя убивать.
- Беречь природу – Родину беречь.
- А как вы понимаете эту пословицу?
- Значит, ребята, как мы должны относиться к природе?
- Мы должны жалеть птиц, зверей, не должны их убивать. Нельзя топтать цветы, траву.
- Что вы знаете о Красной книге?
- В Красную книгу занесены животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения. Она красным, тревожным цветом приковывает взгляды людей к проблеме исчезающих и редких растений и животных.
- А какие животные и растения занесены в Красную книгу Узбекистана?
- В Красную книгу Узбекистана занесён винторогий козёл, джейран, бухарский олень, снежный барс, гепард, а из растений – гранат, пёстрый тюльпан, пион.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зверя.
Ведь небо без птиц – не небо.
А море без рыб – не море
И земля без зверей – не земля.
- Берегите и охраняйте природу, так как мы этим охраняем нашу Родину.
IV. Это интересно! Слайд 8.
Учитель: Как вы думаете, какое место в русском языке занимают имена прилагательные по количеству и частоте употребления?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Оказывается, по количеству прилагательные занимают третье место после глагола и существительного, по частоте употребления – пятое после существительного, глагола, местоимения и предлога. Из 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, около 2300 слов – это имена прилагательные.
Наиболее часто употребляются в речи следующие имена прилагательные: большой, новый, великий, последний, молодой, высокий, хороший, важный, полный, русский, главный, маленький, чёрный, белый.
V. Проверка уровня знаний учащихся об имени прилагательном.
Учитель: А сейчас, ребята,давайте проверим, как вы усвоили тему.
Учащимся предлагается задание тестового характера с выбором правильного ответа из трёх возможных вариантов.
Слайды. В презентации настроены триггеры, подсчёт верных ответов происходит автоматически.
Тест
1. Имя прилагательное обозначает:
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) действие предмета.
2. Имя прилагательное изменяется:
А) по родам, числам, падежам;
Б) по лицам и числам;
В) по числам и падежам.
3. Укажите словосочетание с грамматическим значением «предмет и его признак»:
А) внимательно читать;
Б) интересная книга;
В) очень интересно.
4. Каким членом предложения является выделенное прилагательное в предложении Тиха украинская ночь?
А) определением;
Б) дополнением;
В) сказуемым.
5. В какой группе во всех словах не пишется Ь?
А) хорош(?), могуч(?);
Б) луч(?), сторож(?);
В) печ(?), леч(?).
6. Какое прилагательное не имеет краткой формы?
А) резкий;
Б) летний;
В) тихий.
7. Это слово не является исключением:
А) деревя…ый
Б) серебря…ый
В) оловя…ый
8. В этом прилагательном пишется одна Н:
а) багря…ый рассвет
б) стекля…ый завод
в) безветре…ая погода
9. Укажите прилагательное с суффиксом - ов-
А) груш…вый
Б) камыш…вый
В) плюш…вый
10. В каком варианте не с прилагательным пишется слитно:
А) (Не)хороший день, а плохой;
Б) далеко (не) дешёвый подарок;
В) (не) приятный разговор
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Составление синквейна.
Слайд.
Учитель: Давайте подведём итоги урока. Я предлагаю вам составить синквейн на тему «Урок» или «Прилагательное» (на выбор).
Синквейн состоит из пяти строк:
1 строка – тема синквейна, заключает одно существительное, которое обозначает предмет или явление, о котором пойдёт речь;
2 строка – два определения-прилагательные к нему, заключающие существенные признаки;
3 строка – три глагола, раскрывающие действия, ощущения, производимые предметом (явлением), обозначенным ключевым словом;
4 строка – предложение из 3 – 4 слов, выражающее личное отношение автора к описываемому предмету (явлению);
5 строка – слово или несколько слов, связанные с первым словом, отражающие сущность темы.
Учащиеся составляют и читают свои синквейны.
Пример синквейна:
1. Урок.
2. Интересный, полезный.
3. Повторяли, писали, размышляли.
4. Повторение – мать учения.
5. Знания.
Слово учителя.
- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?
- Сегодня мы вспомнили всё об имени прилагательном, о Красной книге.