Тема: Стили речи ( научный, художественный, разговорный)
Цель урока: познакомить с понятиями речевая ситуация, стиль, стилистика
Задачи урока:1)формирование умения определять речевую ситуацию текста, создавать текст по заданной речевой ситуации, видеть стилистические особенности текста.
2) развитие устной речи учащихся
3)воспитывать интерес к урокам русского языка
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер , (презентация) ,карточки, тест
На уроке используется приемы критического мышления, такие как бортовой журнал, синквейн, верные-неверные утверждения, работа индивидуальная и в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Стили речи »
Тема: Стили речи ( научный, художественный, разговорный)
Цель урока: познакомить с понятиями речевая ситуация, стиль, стилистика
Задачи урока:1)формирование умения определять речевую ситуацию текста, создавать текст по заданной речевой ситуации, видеть стилистические особенности текста.
2) развитие устной речи учащихся
3)воспитывать интерес к урокам русского языка
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер , (презентация) ,карточки, тест
Ход урока
1.Орг.момент
Я рада вас приветствовать сегодня на уроке.Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка –самое лучшее начала дела.
2.Верные и неверные утверждения
1)текст это несколько предложений , связанных по смыслу и грамматически (в)
2) тип текста , который строится по схеме тезис-док-во-вывод (описание) –(н)
3)Типы текста (описание, повествование,рассуждение) (в)
4)тип текста, в котором повествуется последовательно о каком –либо событии –повествование (в)
5)основная мысль текста-это чему учит текст (в)
6)стили речи (научный, художественный, разговорный (в)
3.Изучение нового материала
Прием «Бортовой журнал» ( по теме стили речи) заполняется вместе с учителем
Знаю Хочу узнать Узнал
4.Работа со слайдами (показ слайдов ) по теме стили речи.
Запись в тетрадки –запоминашки.
Слово учителя:итак, любое наше высказывание мы создаем с учетом речевой ситуации
Р.С.-с кем говорим? Где говорим? С какой целью?
5.Закрепление материала
(выпишите примеры , которые обозначают неофициальную обстановку)
Дома,на работе,в школе на уроке,в школе на перемене,на экскурсии в музее,на прогулке в лесу, в магазине,в поликлинике,в гостях у друга,в библиотеке)
Ответ: дома,в школе на перемене, на прогулке в лесу, в гостях у друга)
Физминутка
6.Работа с толковым словарем
Дать определение общение-
Сообщение-
Воздействие- 7.Работа в парах . Задание: распределите примеры в три столбика с учетом цели высказывания.
Сообщение Общение Воздействие
Отвечать урок, здороваться, делиться впечатлениями, делать замечания нарушителю дисциплины, обсуждать с ребятами маршрут, приглашать друзей в поход, давать сведения о местности , объяснять задачу однокласснику.
7.Составление синквейна
Стили речи
Научный разговорный
Сообщаем, общаемся, воздействуем
Используем в любой обстановке
Стилистика
8. Тест по русскому языку «Текст. Стили речи»
Начало формы
1. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Фонетика – это раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи».
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
2. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели в кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже тут до люлек? За россказнями да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями». (Гоголь Н.)
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
3. Укажите, к какому стилю относится текст:
- Привет! Как дела?
- Нормально. А у тебя?
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
4. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №12 г. Зеленокумска».
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
5. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (Чехов А.)
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
6. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Ветер – это движение воздушных масс над поверхностью Земли. Движение воздуха от Земли называется восходящим потоком, а движение вниз – нисходящим. Ветер – это один из важнейших элементов природы. Его название зависит от стороны света. Например, ветер, дующий с юга на север, называется южным, а с северо-запада на юго-восток – северо-западный ветер».
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
7. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Слушай, сегодня на улице такой ветрище! Мне аж страшно! Дует так сильно, что с ног сбивает!»
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
8. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах».
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
9. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово». (Лихачёв Д.С.)
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
10. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота».
1) художественный 2) научный 3) разговорный 4) публицистический 5) официально-деловой
Ответы
1.научный
2.художественный
3.разговорный
4.официально-деловой
5.художественный
6.научный
7.разговорный
8.научный
9.публицистический
10.разговорныйКонец формы
9.Рефлексия (что я узнал(а) на уроке)….
10.Домашнее задание : написать рассказ для друга или родителей