№ п/п | Этапы работы | Содержание этапа |
1. | Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) |
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока: | Включаются в самостоятельную деятельность: исследуют предложенный учителем текст; анализируют и делают вывод о том, какое понятие скрыто «черным квадратом»; на основе сделанного вывода конструируют тему урока. | Обучающиеся определяют общие свойства исследуемых продуктов, делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока. | Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме «Текст». Задачи: 1) научить обучающихся работать с неполной информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы; 2) научить формулировать тему урока. | Цель: обучающиеся смогут выявить слова исследуемого текста и на основе сделанных выводов сконструировать тему урока. | Методы, применяемые на данном этапе урока: | Содержание урока | Время | Учитель: Разделение детей на группы по именам литературных героев А.С. Пушкина. Обучающиеся работают в малых группах. На столах лежит раздаточный материал с информацией по теме урока. Упражнение: Проанализируйте текст. Выделите ключевые слова. Определите, какое понятие скрывается за «черным квадратом»? Аргументируйте свой ответ. Обучающиеся делают вывод: За «черным квадратом» скрывается понятие «текст». Аргументируют свой ответ. Выделяют ключевые слова. Упражнение: Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Обучающиеся формулируют тему урока. Учитель подводит итог: Да, сегодня мы поведем разговор о тексте. | 1 мин. 3-4 мин. | Всего: | 4-5 мин. |
|
2. | Актуализация опорных знаний, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса. |
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания обучающихся: | Выявляют качество знаний по изучаемой теме собственных и партнеров: выполняют эвристическое задание предложенное учителем; осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку; оценивают свои знания и знания обучающихся. | Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения. Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися; осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета | Цель: создать условия мотивации обучающихся к проверке знаний по теме «Текст» Задачи: научить обучающихся пользоваться ранее полученной информацией при выполнении упражнения на закрепление навыков составления текста; побудить обучающихся к активным действиям в группе. | Цель: обучающиеся смогут самостоятельно собрать текст из предложенных предложений. | Методы, применяемые на данном этапе урока: |
Содержание урока | Время | Упражнение: Познакомьтесь с раздаточным материалом. Можно ли из разрозненных предложений Д. Хармса составить текст? Как вы восстановили текст? Обоснуйте свое решение. Обучающиеся: Выстраивают верную последовательность предложений, аргументируют свой ответ. Задание: Подведем итог. Как вы считаете, что такое текст? Дайте определение понятию «текст». Обучающиеся: Дают определение понятию «текст». Упражнение: Какие признаки подскажут, что перед вами текст? Аргументируйте свой ответ. Задание: Посмотрите слайды презентации. Можно ли представленные на слайдах примеры назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. Презентация: «Текст» (Слайды 1-6) На слайде обучающимся демонстрируются пикторграммы, детский лепет, записка мамы, скрин, страницы переписки из социальной сети. Учитель подводит итог: Указывает на ключевые особенности понятия «текст». Повторяет признаки текста. | 2-3 мин. 2 мин. 3 мин. 3 мин. | Всего: | 10-11 мин. |
|
3. | Исследовательская деятельность. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала. |
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения (По извлечению готовых знаний из научных текстов. По самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности): | Включение в самостоятельную деятельность по анализу научных статей, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в группе. | Формирование навыка работы с информацией и организацией исследования. Извлечение нужной информации для выполнения конкретного задания. | Цель: создать условия для получения знаний по мини-теме стили текста. Задачи: научить обучающихся выявлять свойства стилей текста и делать выводы; сформировать навыки исследования текста. | Цель: обучающиеся смогут выявить общие признаки стилей текста и на основе сделанных выводов выполнят задание по закреплению полученной информации. | Методы, применяемые на данном этапе урока: метод сравнения; исследовательский метод; метод работы с тестом; практический метод. |
Содержание урока | Время | Упражнение: Познакомьтесь с научными текстами. О каких научных стилях идет речь? Определите свойства стилей. Аргументируйте свой ответ. Обучающиеся: Знакомятся с научными текстами. Выделяют свойства стилей. Аргументируют свой ответ. Презентация: Стили текста. (Слайды) Задание: Прочитайте тексты. Все они связаны с именем А. Пушкина. Пользуясь справочным материалом, таблицами, которые у вас на столах, вы должны проанализировать текст: выявить ошибку в построении, определить принадлежность текста к тому или иному стилю, доказать это на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровне. Обучающиеся: Читают, высказывают свое мнение, слушают друг друга, находят черты, записывают, выписывают, отвечают, доказывают, слушают выступления других групп. | 5 мин. 5 мин. на сам. работу Каждой группе по 3 мин. (9) на защиту | Всего: | 19 мин. |
|
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал.
|
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний: | Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний: | Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность. | Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь. Задача: 1) научить обучающихся находить соответствие между стилевой чертой и стилем; 2) проверить первичное усвоение материала о тексте. | Цель: обучающиеся смогут перечислять, называть общие признаки стилей текста, проанализировать и выбрать наиболее рациональный подход к закреплению полученных знаний и применять их в новых условиях. | Методы, применяемые на данном этапе урока: |
Содержание урока | Время | Задание: Установите соответствие между стилевой чертой и стилем. Научный | Обобщенность | Художественный | Долженствующий характер | Публицистический | Ситуативность | Официально-деловой | Точность | Разговорный | Стандартизированность | | Экспрессия | | Неподготовленность | | Образность | | Проявление авторской индивидуальности | Обучающиеся: Выполняют в группе задание и сверяют ответ с доской. Мини-лекция: Текст можно закодировать. Переработка и преобразование информации из одной формы в другую: текст-план-конспект-таблица-схема. | мин. 2 мин. | Всего: | 3 мин. |
|
5. | Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания. |
Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома: | Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества собственных знаний. | Обучающиеся определяют содержание и объём своей домашней работы. Разрабатывают или намечают план индивидуальных действий. | Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов. Задачи: 1) научить обучающихся определять уровень знаний и собственных достижений, 2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути их устранения. | Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению. | Методы, применяемые на данном этапе урока: |
Содержание урока | Время | Задание: По группам составить план, конспект, схему или тезисы статьи В.Г. Белинского. Обучающиеся: Ставят цели дальнейших действий. Учитель предлагает обучающимся заполнить лист самооценки. Подводит общий итог проделанной работе в классе. Презентация: На слайде дается расшифровка баллов. | 1 мин. | Всего: | 1 мин. | Итого: | 39-40 мин. |
|