Цель урока: знать, что такое определение, способы выражения определения.Учиться находить определения в предложениях.На уроке использовалась презентация грамматической сказки о частях речи. Использовались элементы развития речи,например, описание картины Левитана "Золотая осень", отрывок из стихотворения Сергея Александровича Есенина "Отговорила роща золотая..."
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Определение" »
Определение.
Знать:что такое определение; способы выражения определения;
Уметь: находить определение в предложении.
Синтаксическая и словарно-орфографическая разминка.
- Записать предложение, выделить грамматическую основу и произвести словарно-орфографическую работу.
Записывается предложение из стихотворения С. Есенина.
- Выделить в предложении грамматическую основу, второстепенные члены, которые вы знаете, разобрать словосочетания.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
- Каких частей речи больше всего в этом предложении?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Ребята, а прилагательное, оказывается, тоже выступает в роли второстепенного члена, который называется определением, потому что определяет предмет, обозначает его признак и отвечает на вопросы: какой? чей?
- Нам нужно найти определения в нашем предложении и подчеркнуть их.
Определение.
Признак предмета или явления
Обозначает определение
Чей и какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
- А теперь обратимся к учебнику и на стр. 75 прочитаем, что такое определение и как оно подчеркивается.
Проверка теоретических знаний и закрепление их на практике.
- Прочитайте предложения, исключив из них определения.
Падают листья. Гнезда опустели. Пошел дождь.
- Какой из текстов более точно и выразительно рисует картину осени? Почему?
Лингвистическая сказка.
Жили были Подлежащее, Сказуемое и Определение. Подлежащее и сказуемое были очень строгие, прямолинейные, а вот определение было смешливым, веселым, нарядным, подвижным. Оно постоянно двигалось как на волнах. Своим весельем и жизнерадостностью оно стало раздражать Подлежащее и Сказуемое. И они решили прогнать Определение. Заплакало Определение от обиды и ушло. И как только оно ушло, то стало всё вокруг серым, бесцветным, тусклым, грустным. Не смогли в такой темноте жить Подлежащее и Сказуемое. Позвали они назад определение и опять всё расцвело, заиграло разными цветами.
- Почему после ухода определения всё обесцветилось, померкло?
- Какая общая тема объединяет все написанные вами предложения?
- Какого цвета осень?
Золотая осень.
- Репродукция на доске с картины Левитана называется «Золотая осень».
- Попробуйте сами устно подобрать определение и вставить их вместо вопроса в предложения.