-Какой частью слова могут быть данные буквосочетания ? Глаголы какого лица и числа имеют окончания – ешь,- ишь? Глаголы какого лица и числа имеют окончания – ете, - ите? Обозначьте орфограммы.
-А знаете ли вы, почему в одном случае личное окончание глагола пишется с буквой –е, а в другом с –и? А хотите узнать?
2. Осмысление. Актуализация знаний.
-Обратимся к таблице личных окончаний глаголов н.в. и б.в..
-На сколько групп делятся окончания?
-Глаголы с какими окончаниями относятся к 1 группе? А ко второй?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Какой частью слова могут быть данные буквосочетания ? Глаголы какого лица и числа имеют окончания – ешь,- ишь? Глаголы какого лица и числа имеют окончания – ете, - ите? Обозначьте орфограммы.
-А знаете ли вы, почему в одном случае личное окончание глагола пишется с буквой –е, а в другом с –и? А хотите узнать?
2. Осмысление. Актуализация знаний.
-Обратимся к таблице личных окончаний глаголов н.в. и б.в..
-На сколько групп делятся окончания?
-Глаголы с какими окончаниями относятся к 1 группе? А ко второй?
3.Постановка учебной задачи.
-Прочитайте тему сегодняшнего урока: « Как определить спряжение глаголов по ударному окончанию». Сформулируйте цель нашего урока. Напомните, что такое спряжение? Какая часть слова изменяется при спряжении глаголов? Сколько вариантов окончаний может быть?
4. « Открытие нового знания».
-Как вы думаете, сколько спряжений имеет глагол? Как их обозначить? Проверим вашу правоту, изучив правило .( Дети читают правило на стр152).
-Так какого спряжения бывают глаголы? Как обозначают спряжение глаголов? Какие окончания имеют глаголы каждого спряжения? Прикрепите в таблицу соответствующие цифры.
-Игра-помощница: Чтобы легче запомнить , какая гласная пишется в окончаниях глаголов и спряжения, достроим цифры до печатных гласных букв, как делали это в 1 классе. (I , II)
-Как вы думаете, определять спряжение по ударному окончанию легко? Да, надо лишь 1) выделить у глагола ударное …… (окончание). 2) Если пишется буква –е (ё), -ут (ют), то……( ) спряжение. Если буква –и, -ат (ят), то …..( ) спряжение. Мы составили алгоритм определения спряжения глаголов с ударными окончаниями.(Алгоритм записывался по шагам на доске).
5.Первичное закрепление.
-Выполним упр.397 с.158(1), Выписать глаголы , поставить ударение, выделить окончания глаголов, определить спряжение.
-Тем, кто хочет быть лучше, выполнить упражнение до конца. Фронтальная проверка.
-Обратите внимание на орфограммы, встретившиеся в словах.
Физминутка.
Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Дети по лесу гуляли , За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели. И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали. Великанами мы стали. Дружно мы похлопаем, А потом потопаем. Сядем с вами на пенёк И продолжим наш урок.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполнение задания из «Дидактического материала».
1.Прочитайте слова (блестит, думаешь, сверкает, мыслят, рассуждаем, горят, пылаете, сообразим) Какое слово «лишнее»?
2.Запишите слова, распределяя на 2 группы синонимов , выделите окончания, поставьте ударение, проверьте спряжение.
Проверка по эталону: блестит думаешь
сверкает мыслят
горят рассуждаем
пылаете сообразим
Самооценивание: - нет ошибок – «5»;
- одна ошибка – «4»;
- две-три ошибки –«3»;
- более трёх ошибок – «2».
-На какие другие группы можно было разбить эти глаголы?
(На глаголы и спряжения; на глаголы 1, 2, 3 лица; на глаголы ед.ч. и мн. ч.; на глаголы с ударными и безударными окончаниями).
7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
РАБОТА В ПАРАХ.
У.412 с.164
Молчит открывает
Готовит наступает
Строит поднимает
Говорит убегает
Видит приплывает
Вертит
терпит
-В какой форме даны глаголы?.(Обменялись тетрадями,проверили правильный выбор глаголов по эталону на доске.) У кого возникли затруднения? Как разрешили их? Оцените товарища.
8.Домашнее задание:
С.161 У.404
9. Устная работа:
Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
( А как вы развиваете свои способности?)
Выставление оценок за урок.
10.Рефлексия деятельности ( итог урока).
-Какую цель перед собой ставили? Удалось ее добиться? Кроме ударных ,какие бывают окончания? Предположите, над чем будем работать завтра? Пригодятся ли знания, полученные сегодня?
-Если вы довольны своей работой на уроке, прикрепите флажок,если испытывали серьёзные затруднения, то нарисуйте гирю.