kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Спряжение глагола.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Спряжение глагола.

 

Цели:

  1. Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.
  2. Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
  3. Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.

 

Оборудование.  Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Слово учителя: (Психологический  настрой).

         Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.

Слайд 1

Колокольчик  наш  звенит

И урок  начать  велит.

Слышишь  звонкий голосок -

Нам пора  начать  урок.

        

         Урок у нас действительно необычный, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.

Слайд 2

         Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.

 

II. Проблемная ситуация:

  1. Какая часть речи подчёркнута?

Глагол.

 

  1. Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?

Незнайка не знает.

        

  1. От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.

 

  1. А какую тему не знает Незнайка?

Спряжение глаголов.

 

  1. Поможем Незнайке?

      Да.

 

III. Переход к новой теме.

Слово учителя:

         Запишите число, тему урока

Слайд 3 «Спряжение глаголов».

         Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать SMS-сообщения. Кто больше наберёт, тот получит хорошие оценки за урок.

 

  1. Что такое спряжение?

Изменение по лицам и числам.

 

  1. Сколько спряжений в русском языке?

Два.

 

Слово учителя:

         Слайд 4

Незнайка совершает кругосветное путешествие. Мы тоже совершим путешествие по двум островам:

1 и 2 спряжение. Какой остров самый сложный?

II  cпряжение.  Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.

 

IY. Изложение нового материала.

Обратите внимание на таблицу.

Слайд 5

  

   пишу

 

   пишешь

 

   пишет

 

    пишем

 

    пишете

 

    пишут

 

несу

 

несёшь

 

несёт

 

несём

 

несёте

 

несут

 

ворчу

 

ворчишь

 

ворчит

 

ворчим

 

ворчите

 

ворчат

 

свечу

 

светишь

 

светит

 

светим

 

светите

 

светят

 

 

  1. К какому спряжению относятся  глаголы первых двух столбиков?

К I спряжению.

 

  1. как вы это определили?

По окончаниям.

 

  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

         Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.

 

Сверим наши выводы.

 

Слайд 6  Открывается остров «I спряжение»

 

Работа по таблице.

  1. К какому спряжению относятся  глаголы первых двух столбиков?

Ко II спряжению.

 

  1. Как вы это определили?

По окончаниям.

 

  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

         Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.

 

  1. К какому спряжению относятся эти глаголы?

Ко II спряжению.

 

Сверим наши выводы.

 

Открывается остров «II спряжение»

Слайд 7

  1. А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Они ударные и безударные.

 

  1. По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?

По ударным.

 

  1. А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?
     

Слово учителя:

     Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.

Слайд 8

Пишем –

рисуем -

полем –

пляшем –

 

Чертим –

чиним –

маним –

просим

Проверка по слайду 9

Слово учителя:

 Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

         Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.

 

  1. Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?

Поставили в неопределённую форму.

Слово учителя:

    Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255.  Запомни!

 

  1. Чтение алгоритма по учебнику.

 

Слово учителя:

         Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:

         Учащиеся хором проговаривают.         

Слайд 10 

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е-   спрягать нельзя.

 

Y. Тренировочные упражнения.

  1. Физминутка.

Слайд 11

Слово учителя:

         А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите  глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.

         Платить, ужинать,  ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.

  1. А теперь поработаем с текстом.

Слайд 12

         В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.

                                      Шторм.

Сегодня с рассвета

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

Проверка по слайду 13

Слово учителя:

Слайд 14

Поиграем в игру  «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)

1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т

2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т

3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т

Проверка по слайду 15

 

Слово учителя:

         Слайд 16

А теперь выполним творческое задание.

  1. Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения на тему «Шторм на море».

Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.

 

Ученики комментируют.

    

YI. Заключение.

  1. Что сегодня узнали на уроке?
  2. Чему научились?
  3. А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки.

Слайд 17

 

Рефлексия:

Понравился ли вам урок? Если да,  то напишите мне на память смс-сообщения со своими впечатлениями.

Слайд 18

Д/з: выучить стихотворение, упр. 681.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Спряжение глагола. »

Тема урока: Спряжение глагола.


Цели:

  1. Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.

  2. Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.

  3. Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.


Оборудование. Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Слово учителя: (Психологический настрой).

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.

Слайд 1

Колокольчик наш звенит

И урок начать велит.

Слышишь звонкий голосок -

Нам пора начать урок.

Урок у нас действительно необычный, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.

Слайд 2

Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.


II. Проблемная ситуация:

  1. Какая часть речи подчёркнута?

Глагол.


  1. Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?

Незнайка не знает.

  1. От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?

От спряжения.


  1. А какую тему не знает Незнайка?

Спряжение глаголов.


  1. Поможем Незнайке?

Да.


III. Переход к новой теме.

Слово учителя:

Запишите число, тему урока

Слайд 3 «Спряжение глаголов».

Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать SMS-сообщения. Кто больше наберёт, тот получит хорошие оценки за урок.


  1. Что такое спряжение?

Изменение по лицам и числам.


  1. Сколько спряжений в русском языке?

Два.


Слово учителя:

Слайд 4

Незнайка совершает кругосветное путешествие. Мы тоже совершим путешествие по двум островам:

1 и 2 спряжение. Какой остров самый сложный?

II cпряжение. Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.


IY. Изложение нового материала.

Обратите внимание на таблицу.

Слайд 5

пишу


пишешь


пишет


пишем


пишете


пишут


несу


несёшь


несёт


несём


несёте


несут


ворчу


ворчишь


ворчит


ворчим


ворчите


ворчат


свечу


светишь


светит


светим


светите


светят



  1. К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?

К I спряжению.


  1. как вы это определили?

По окончаниям.


  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.


Сверим наши выводы.


Слайд 6 Открывается остров «I спряжение»


Работа по таблице.

  1. К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?

Ко II спряжению.


  1. Как вы это определили?

По окончаниям.


  1. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.


  1. К какому спряжению относятся эти глаголы?

Ко II спряжению.


Сверим наши выводы.


Открывается остров «II спряжение»

Слайд 7

  1. А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Они ударные и безударные.


  1. По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?

По ударным.


  1. А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Слово учителя:

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.

Слайд 8

Пишем –

рисуем -

полем –

пляшем –


Чертим –

чиним –

маним –

просим

Проверка по слайду 9

Слово учителя:

Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.


  1. Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?

Поставили в неопределённую форму.

Слово учителя:

Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255. Запомни!


  1. Чтение алгоритма по учебнику.


Слово учителя:

Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:

         Учащиеся хором проговаривают.         

Слайд 10 

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е-   спрягать нельзя.

Y. Тренировочные упражнения.

  1. Физминутка.

Слайд 11

Слово учителя:

А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.

Платить, ужинать, ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.

  1. А теперь поработаем с текстом.

Слайд 12

В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.

Шторм.

Сегодня с рассвета

Бесну..тся море,

Вороча..т камни,

Встаёт на дыбы.

И пен..тся волны

В широком просторе,

С разбега дробясь

О гранитные лбы.

Как будто бы вызов

Природою брошен,

И листья шуршат

На крутом берегу.

И ветер мохнатое

Небо ерош..т

И гнёт кипарис

На бульваре в дугу.

Крикливые чайки

Пугливо притихли.

Баркасы укрылись

За каменный мол.

По улицам города

Нос..тся вихри,

И тополь стоит

Весь до веточки гол.

Проверка по слайду 13

Слово учителя:

Слайд 14

Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)

1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т

2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т

3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т

Проверка по слайду 15


Слово учителя:

Слайд 16

А теперь выполним творческое задание.

  1. Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения на тему «Шторм на море».

Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.


Ученики комментируют.

YI. Заключение.

  1. Что сегодня узнали на уроке?

  2. Чему научились?

  3. А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки.

Слайд 17


Рефлексия:

Понравился ли вам урок? Если да, то напишите мне на память смс-сообщения со своими впечатлениями.

Слайд 18

Д/з: выучить стихотворение, упр. 681.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема урока: Спряжение глагола.

Автор: Петровских Ираида Михайловна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Тема урока: «Спряжение глагола»"
    ["seo_title"] => string(30) "tema_uroka_spriazhenie_glagola"
    ["file_id"] => string(6) "577134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1617110914"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "конспект урока" Спряжение глагола""
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-spriazhieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "277325"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452873484"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект  урока по русскому языку на тему "Спряжение глаголов" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-spriazhieniie-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "193831"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427700990"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-spriazhieniie-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "154222"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421138149"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства