Тема урока: Спряжение глагола.
Цели:
- Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.
- Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
- Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.
Оборудование. Мультимедийный диапроектор. Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока
Слово учителя: (Психологический настрой).
Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас снова. Сегодня необычный урок, потому что мы впервые будем вместе с вами работать. Пусть нам с вами сопутствует успех.
Слайд 1
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок -
Нам пора начать урок.
Урок у нас действительно необычный, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.
Слайд 2
Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.
II. Проблемная ситуация:
- Какая часть речи подчёркнута?
Глагол.
- Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?
Незнайка не знает.
- От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?
От спряжения.
- А какую тему не знает Незнайка?
Спряжение глаголов.
- Поможем Незнайке?
Да.
III. Переход к новой теме.
Слово учителя:
Запишите число, тему урока
Слайд 3 «Спряжение глаголов».
Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать SMS-сообщения. Кто больше наберёт, тот получит хорошие оценки за урок.
- Что такое спряжение?
Изменение по лицам и числам.
- Сколько спряжений в русском языке?
Два.
Слово учителя:
Слайд 4
Незнайка совершает кругосветное путешествие. Мы тоже совершим путешествие по двум островам:
1 и 2 спряжение. Какой остров самый сложный?
II cпряжение. Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.
IY. Изложение нового материала.
Обратите внимание на таблицу.
Слайд 5
пишу
пишешь
пишет
пишем
пишете
пишут
несу
несёшь
несёт
несём
несёте
несут
ворчу
ворчишь
ворчит
ворчим
ворчите
ворчат
свечу
светишь
светит
светим
светите
светят
- К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?
К I спряжению.
- как вы это определили?
По окончаниям.
- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.
Сверим наши выводы.
Слайд 6 Открывается остров «I спряжение»
Работа по таблице.
- К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?
Ко II спряжению.
- Как вы это определили?
По окончаниям.
- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.
- К какому спряжению относятся эти глаголы?
Ко II спряжению.
Сверим наши выводы.
Открывается остров «II спряжение»
Слайд 7
- А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?
Они ударные и безударные.
- По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?
По ударным.
- А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Слово учителя:
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.
Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.
Слайд 8
Пишем –
рисуем -
полем –
пляшем –
Чертим –
чиним –
маним –
просим
Проверка по слайду 9
Слово учителя:
Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.
- Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?
Поставили в неопределённую форму.
Слово учителя:
Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255. Запомни!
- Чтение алгоритма по учебнику.
Слово учителя:
Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:
Учащиеся хором проговаривают.
Слайд 10
Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.
Y. Тренировочные упражнения.
- Физминутка.
Слайд 11
Слово учителя:
А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.
Платить, ужинать, ловить, играть, летать, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.
- А теперь поработаем с текстом.
Слайд 12
В данном тексте вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение глаголов.
Шторм.
Сегодня с рассвета
Бесну..тся море,
Вороча..т камни,
Встаёт на дыбы.
И пен..тся волны
В широком просторе,
С разбега дробясь
О гранитные лбы.
Как будто бы вызов
Природою брошен,
И листья шуршат
На крутом берегу.
И ветер мохнатое
Небо ерош..т
И гнёт кипарис
На бульваре в дугу.
Крикливые чайки
Пугливо притихли.
Баркасы укрылись
За каменный мол.
По улицам города
Нос..тся вихри,
И тополь стоит
Весь до веточки гол.
Проверка по слайду 13
Слово учителя:
Слайд 14
Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)
1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т
2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т
3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т
Проверка по слайду 15
Слово учителя:
Слайд 16
А теперь выполним творческое задание.
- Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения на тему «Шторм на море».
Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.
Ученики комментируют.
YI. Заключение.
- Что сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
- А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки.
Слайд 17
Рефлексия:
Понравился ли вам урок? Если да, то напишите мне на память смс-сообщения со своими впечатлениями.
Слайд 18
Д/з: выучить стихотворение, упр. 681.