Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного
Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу
Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары.
Тип урока : комбинированный
Методы : репродуктивный,метод чтения , беседа , рефлексия.
Оборудования : интерактивное, програмное обеспечение Word Power Point , плакаты « Времена года» ; иллюстрации картин , карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие
Мотивация.
К первому рисунку подберите синонимы –имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый) А этого человечка? (печальный, грустный, несчастный)
-Подберите синонимы- имена существительные –ко второму рисунку, которые бы рассказали , что случилось у этого человечка ( горе, беда, несчастье)
II. Опрос домашнего задания
Упражнения 108,109
Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
( синонимы )
Т.е , ребята , на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.
Давайте обобщим эти понятия.
Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях ( т?сіндірме с?здігінде) .
Синонимы – это слова , очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же признак предмета ( весёлый ), один и тот же предмет ( дорога и путь ). одно и то же действие ( убирать и снимать урожай )
Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного
Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу
Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары.
Тип урока : комбинированный
Методы : репродуктивный,метод чтения , беседа , рефлексия.
Оборудования : интерактивное, програмное обеспечение Word Power Point , плакаты « Времена года» ; иллюстрации картин , карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие
Мотивация.
К первому рисунку подберите синонимы –имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый) А этого человечка? (печальный, грустный, несчастный)
-Подберите синонимы- имена существительные –ко второму рисунку, которые бы рассказали , что случилось у этого человечка ( горе, беда, несчастье)
II. Опрос домашнего задания
Упражнения 108,109
Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
( синонимы )
Т.е , ребята , на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.
Давайте обобщим эти понятия.
Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях ( түсіндірме сөздігінде) .
Синонимы – это слова , очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же признак предмета ( весёлый ), один и тот же предмет ( дорога и путь ). одно и то же действие ( убирать и снимать урожай )
Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.
А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов , которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать , а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют противоположное значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.
Кроссворд « Спрятанное слово
с
л
А
д
к
и
й
к
о
Н
ч
а
т
ь
з
а
Т
и
ш
ь
е
п
л
О
т
н
ы
й
л
е
Н
и
в
ы
й
д
л
И
н
н
ы
й
т
е
М
н
о
т
а
Горький – сладкий Трудолюбивый - ленивый
Начинать – кончать Короткий - длинный
Буря – затишье Свет – темнота
Рыхлый – плотный
Теперь записываем тему урока :« Антонимы ». Значит антонимы
( от греческого слова анти – против. оним – имя) слова одной и той же части речи с противоположным значением.
А все ли слова имеют противоположное значение?
Сейчас проверим.
Игра « Смотри , не ошибись ».
Большой ( маленький ), много ( мало ),стакан ,высокий – низкий , верблюд, весёлый
( грустный ), дом, хорошо ( плохо ), часы , кофе , чай, конец ( начало ), Аскар , яблоко ,
Анель , золотой, я , мир ( война ), пятый , Уалихан , синий , чёрный
( белый ).
Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.
Нет антонимов у имён собственных , местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета ( кроме белый – чёрный ),прилагательных, образованных от названия металлов .
А теперь работа по учебнику ( стр. 53 задание для развития речи ).Слайды « Ранняя и поздняя осень ».
Выписываем слова , противоположные по значению:
Высокие – низкие
Огромный – маленький
Толстый – тонкий
Словарная работа
Схожие сравнения можно найти и на этом рисунке (плакат с рисунком двух мальчиков )
Толстый худой
Высокий низкий
Весёлый грустный
Темноволосый светловолосый
Добрый злой
Аккуратный грязный
Умный глупый
Румяный бледный.
Ребята , если внимательно присмотреться к тому , что нас окружает , то можно найти очень много антонимов.
Давайте. Обратим внимание на « Времена года » и постараемся подобрать антонимические пары :
Зима – лето Жарко – холодно пасмурно – солнечно
Влажно – сухо
А теперь внимание на доску. Найти антонимы к словам
Да- … Хороший - … утро - …
Дерево - … мир - … Алия
Весело - … дом - … пятый
Немного отдохнём и на загадки дадим отгадки.
Я антоним к слову – «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама.
Потому что я ( зима ).
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха , для сна
Называюсь ( тишина ).
Следующая игра : « Эстафета »
( Каждому учащемуся раздаются по листку со словом , для которого надо найти антоним ).
Смысл игры заключается в быстроте и правильности
ответов.
богатый
больше
Да
первый
здоровый
Горький
плохой
мало
Правда
умный
вперёд
Белый
хорошо
весёлый
Лучше
чёрный
война
Вверх
дёшево
радость
тишина
Работа по учебнику ( стр. 55 упражнение 125 )
Чтение диалога по ролям
Диалог Монолог
( беседа двух ( речь одного лица )
или нескольких
лиц )
При диалогах и монологах можно использовать антонимы.
Также есть названия произведений в основе которых есть антонимы :
- « Война и мир » Л.Н.Толстого
- « Толстый и тонкий » А.П.Чехова
- « Живые и мёртвые » К.М.Симонова
С этими произведениями мы с вами познакомимся в старших классах.
Антонимы также используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие ,красивые и уродливые. здоровые и больные весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
А вас,ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.
Y. Задания на дом : 1) Упражнения 126 ,128.
2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.